consensus patrum
29 Март 2024, 05:39:44 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Тропос существования ипостаси и ипостасная идиома  (Прочитано 5251 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Наблюдатель
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61



« : 14 Май 2010, 19:02:47 »

Мне не очень понятно, можно ли говорить о том, что эти понятия относительно Троицы - вполне тождественны.

Более того, у меня сложилось такое впечатление от чтения каппадокийцев, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, что тропос существования - это нечто более реальное, нежели ипостасная идиома, это как-бы сама ипостась как она себя осуществляет; тогда как ипостасная идиома - это понятие, существующее в нашем уме для обозначения отличия (реального) ипостасей друг от друга, сама же по себе ипостасная идиома реально не существует. Можно ли так сказать? Непонимающий
« Последнее редактирование: 14 Май 2010, 19:05:59 от Наблюдатель » Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #1 : 23 Май 2010, 13:31:56 »

Мне не очень понятно, можно ли говорить о том, что эти понятия относительно Троицы - вполне тождественны.

Более того, у меня сложилось такое впечатление от чтения каппадокийцев, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, что тропос существования - это нечто более реальное, нежели ипостасная идиома, это как-бы сама ипостась как она себя осуществляет; тогда как ипостасная идиома - это понятие, существующее в нашем уме для обозначения отличия (реального) ипостасей друг от друга, сама же по себе ипостасная идиома реально не существует. Можно ли так сказать? Непонимающий

чисто субъективно мне кажется, что понятие "тропос существования" более указывает на реальность ипостаси, чем понятие "ипостасная идиома". св. Евлогий Александрийский вообще утверждает, что Троица троится только у нас в уме - но он это делает именно рассматривая понятие ипостасной особенности: по его мысли, ипостасная особенность есть чисто умственное понятие для обозначения ипостаси: на этом основании св. Евлогий решительно отвергает отождествление ипостаси и ипостасной особенности. Но при этом ипостаси в Троице реальны, он это так обозначает (в пересказе Фотия):

Ведь, если ипостась это и не свойство {идиома}, и не сложение сущности и свойства, то чем бы еще она могла быть? Он разрешает это затруднение, говоря, что Церковь учит нас, что ипостасью зовется Один из Троицы
(свт. Фотий Великий, изложение Слова св. Евлогия Александрийского)

т.е., употребляя выражение "Один из Троицы", св. Евлогий пытается таким образом указать иной путь указания реальной "бытийственности" ипостасей в Троице, где  "ипостасная идиома" будет лишь понятием в нашем уме, обозначающим эту реальность "Одного  из Троицы". Поэтому неправ Тугодум в своем утверждении, что Троица троится только у нас в уме: по мысли св. Евлогия, Троица троится только в уме как ипстасные идиомы. а не как сами ипостаси, и не как способы существования ипостасей; то есть, ипостасные идиомы, в перспективе, указанной св. Евлогием, есть "обозначения" в нашем уме ипостасей Троицы и того, как ипостаси существуют.
« Последнее редактирование: 23 Май 2010, 13:37:23 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #2 : 26 Май 2010, 12:31:22 »

Именно в такой постановке этот вопрос рассматривается у Лурье.

Лурье приходит к выводу, что относительно троичной реальности понятия тропос и ипостасная идиома совпадают, т.о. понятие тропоса оказывается "продуктивным" только для рассмотрения тварной реальности.


http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/grr/div4ch2.htm

Цитировать
Особенность божественной реальности сравнительно с тварной стимулировала появление понятия «тропоса существования», но она же помешала его дальнейшей разработке в богословии Каппадокийцев. Божественная природа, отличаясь от тварной природы своей неделимостью, не позволяет подробно говорить о тропосе существования отдельно от ипостасных идиом; а неизменность как еще одно отличие божественного от тварного не позволяет ставить вопроса об изменении божественных тропосов существования. В конце концов, «тропос существования» — это такое же изобретение человеческого ума, как и «первая сущность» Аристотеля, а потому для описания божественной реальности оно заведомо неадекватно.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!