consensus patrum
28 Март 2024, 20:08:24 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3] 4 5
  Печать  
Автор Тема: О Евхаристии как Голгофской жертве  (Прочитано 44626 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #30 : 01 Июнь 2010, 22:29:19 »

Свт. Григорий Нисский "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова":

"Не умолчим, братие, и о благообразном советнике, Иосифе Аримафейском, который, взяв тело Господа, чистый и святой дар, обвивает его чистою плащаницею и полагает в чистом гробе. Дело этого благообразного советника да будет для нас законом, чтобы и мы подобным образом, когда приемлем этот дар тела, не советовали себе принимать его в оскверненную плащаницу совести и полагать в смрадном от мертвых костей и всякой нечистоты гробе сердца. Но, как говорит апостол, пусть каждый испытывает себя, чтобы благодать не была во осуждение недостойно принимающему ее (см.: 1Кор.11:28–29)."

Вот этот образ погребения Христа в нас есть и у св.Симеона Нового Богослова.

Слово 42,1:

"Пообдумаем и поисследуем точнее, в чем таинство Воскресения Христа, Бога нашего, каковое таинственно бывает и в нас, если восхощем, и как погребается Христос внутрь нас, как во гробе, как соединяется с душами нашими, воскресает в нас и вместе с Собою воскрешает и нас. Христос, Бог наш, после того, как повешен был на Кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, умер, сошел в преисподняя ада; потом, поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое, и тотчас воскрес из мертвых; и затем наконец вознесся на небеса с силою и славою многою. Таким же образом и теперь, когда мы, оставляя мир сей и мирские суетности, при исповедании страстей Христа Господа, входим во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в тело наше, как во гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, мертвых сущих по грехам, и, воскресив, дает благодать видеть славу сего таинственного Воскресения."

Слово 45:

"Вот таинство браков, кои сотворил Бог и Отец равночестному, единосущному и соприсносущному Единородному Сыну Своему, и звал на него многих. Он послал рабов Своих звать званных на браки, но они не хотели пойти. Кто же были эти посланные? Пророки. А позванные? Евреи. Они и тогда, и с самого начала были позваны, но не хотели слушать звавших. Тогда послал, говорит Евангелие, Царь Отец других рабов, говоря: рцыте званным: се обед мой уготовах, юнцы мои и упитанная исколена, и вся готова, приидите на браки. Они же небрегше отъидоша, ов убо на село свое, ов же на купли своя. Прочии же, емше рабов его, досадиша им и убита их (Мф.22:4-6). Кого же называет здесь Господь вторыми рабами посланными? Святых Апостолов Своих. А обед какой это? Небесное царствие, которое уготовал Бог от сложения мира для званных и приходящих на него по собственному произволению. Юнцами же и упитанными кого называет Он? Самого Сына Приснодевы и Бога, Который есть телец упитанный от сложения мира, на сие определенный, на то то есть, чтоб быть приносиму в жертву и быть снедаему. Он же есть и юнец, яко по силе Своей непобедимый. Назван же Он здесь юнцами, во множественном числе, потому что святая плоть Его разделяется на многие частицы, из которых каждая есть опять весь Христос. Он столько силен, что побеждает всех врагов тех, кои причащаются Его, и им самим дает силу побеждать мир, и область чадами Божиими быти. Называется еще и единолетным агнцем Он, всенепорочный Агнец Божий, яко всесовершеннейший, каковым был. Он носит крест, как роги, которым (крестом) дал Он и смертоносный удар врагу нашему диаволу, когда на нем распяли Его и убили евреи..."

Т.е.верующие снедают принесённого в жертву Агнца,Который был заклан и таким образом преподнесён в пищу,"ибо жертвенное тело не было бы пригодно к ядению, если бы было еще одушевлено",как говорит нам свт.Григорий Нисский.

То же самое говорит и св.Иоанн Дамаскин в ТИПВ 4,13:

"Поэтому будем приступать со всяким страхом, чистою совестью и несомненной верой, – и непременно будет нам (так), как веруем, не сомневаясь. Почтим таинство всякой чистотой душевною и телесною, ибо оно двояко. Будем приступать к нему с пламенным желанием и, сложив крестообразно руки, принимать тело Распятого; устремив глаза, уста и тело, причастимся божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим углем, сжег наши грехи и осветил наши сердца и чтобы мы приобщением божественного огня воспламенились и были обожествлены. Угль (пылающий) видел Исайя; но угль – не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством есть не одно естество; но одно – естество тела, другое – естество соединенного с ним Божества; так что то и другое вместе не одно естество, но два."
« Последнее редактирование: 01 Июнь 2010, 22:33:45 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #31 : 01 Июнь 2010, 22:42:11 »

Цитата: azamat
Христос,искупив человечество,"был в сердце земли" с Четверга на Пятницу.

Что значит "сердце земли"? - как вы это понимаете, поделитесь, пожалуйста.

Ад,который одновременно в сердце и под землёй.

Свт. Григорий Нисский "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова":

"Итак, поскольку сердце - это некоторое жилище ума, в сердце пребывает, как думают, властвующая сила души, то Господь нисходит в сердце земли, которое заменяет небесное жилище для этого ума, чтобы соделать безумным его совет, как говорит пророк (см.: Ис.19:11), уловить мудрого в коварстве его и обратить против него же его лукавые предприятия (см.: Иов.5:12–13). Начальнику тьмы невозможно было бы приблизиться к пришедшему чистому свету, если бы он не узрел в нем некоторой части плоти. Вот почему как скоро увидел богоносное тело, а вместе увидел и содеваемые Самим Божеством чудеса, то возымел надежду: если чрез смерть овладеет плотию, то овладеет и всею в ней находящейся силою. И, проглотив приманку плоти, пронзается удою божества, и таким образом змий приведен удою, как сказал Иов, предвозвестивший имевшее быть чрез него: Извлечеши ли змиа удицею? (Иов.40:20). Послушаем же у пророка, что замышляло против Вселенной самое сердце земли, когда разверзло пасть на Господню плоть. Что говорит ему в обличение Исаия? Ты же рекл еси в сердце твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой... и буду подобен Вышнему (Ис.14:13–14). Так замышляло о себе злое сердце. А как еще прежде этот великий во зле ум, злой ассириянин, рассуждал с собою, о том опять послушаем слова Исаии: Рече бо: крепостию руки моея сотворю, и премудростию разума... отъиму пределы языков, и силу их пленю, и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет (Ис.10:13–14). С такою надеждою он принимает в себя Того, Кто по человеколюбию нисшел под землю. А что с ним было вместо того, чего надеялся, о том ясно повествует пророчество, говоря о его страдании: Како спаде с небесе денница... сокрушися на земли тот, которому подостлана гнилость, которого одеждою служит покров из червей (Ис.14:12,11), и прочее, что говорится о его погибели, что желающий может с точностию узнать из самих Писаний; мне же нужно обратиться опять к цели своего слова.

Для того истинная Премудрость и посещает это велеречивое сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму, чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество по истреблении последнего врага, который есть смерть (см.: 1Кор.15:26). Вот что совершено для тебя в тридневный срок
."
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #32 : 01 Июнь 2010, 23:03:56 »

Если конечно текст анафемы не допускает другого истолкования... вроде бы не допускает.

Томос

"Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает".

Определения

1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Жертву честного Его тела и крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от архиерея, действовавшего ради нас по человечески (так как он Сам и Бог и жрец и жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святый (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа), анафема трижды.

2. Не принимающим, что Жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа священнодействие Божественных Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим священным и божественным отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные богоносные отцы в своих словах и писаниях, анафема трижды.

3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: "сие творите в Мое воспоминание", но не понимающим правильно слова "воспоминание" и дерзающим говорить, что оно (т.е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его тела и крови, принесенную на честном кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную Жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность Жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.

4. Выдумывающим и вводящим временные расстояния в примирении человеческого естества с божественным и блаженным естеством Живоначальной и Всенетленной Троицы и законополагающим, что мы сперва примирились с Единородным Словом из самого соединения (с Ним), а после с Богом и Отцом спасительною Страстию Владыки Христа, и разделяющим то, что нераздельно у Божественных и блаженных Отцов (которые научили, что Единородный примирил нас с Самим Собою посредством всего таинства домостроительства и через Самого Себя и в Себе с Богом и Отцом и, соответственно вполне, со Всесвятым и Животворящим Духом), как изобретателем новых и иноплеменных учений, анафема трижды.

http://www.pagez.ru/lsn/0285.php#2
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #33 : 02 Июнь 2010, 01:16:15 »

Вот п.3 этого исповедания наиболее однозначный.

Не могу поставить к нему никакого вопроса, ответ на который был бы мне неочевиден.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #34 : 02 Июнь 2010, 23:58:50 »

Вот п.3 этого исповедания наиболее однозначный.

Не могу поставить к нему никакого вопроса, ответ на который был бы мне неочевиден.

А вот, как пишет некий Павел Черемухин в статье в БТ об этом Соборе, Томос которого мы рассматриваем:

Павел Черемухин
Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский

http://www.krotov.info/history/12/1157cher.html#_ftn59

Цитировать
В заключение следует остановиться на сохранившихся высказываниях Николая Мефонского об Евхаристии, обосновывающих третий анафематизм Собора 1157 года.

Николай Мефонский рассматривает софизм, основанный на антиномичности конечного и бесконечного, временного и вечного, и лежавший, должно быть, в основании рационалистических воззрений Сотириха на Евхаристию.

Нельзя говорить о жертве, принесенной за нас однажды, что она была принесена Богу на время и сейчас перестала действовать. То, что Богом сделано здесь во времени, в ином мире пребывает в вечности и должно рассматриваться под категорией вечности. "Поэтому и бывающее у нас здесь временно, в будущем веке не будет таким, но станет вечным для каждого, и от того мы или получим вечную жизнь или вечное наказание" .

"Что препятствует нам называть однажды совершенное здесь для нас спасение, а там вечно предстоящее лицу Божию (Евр. 9, 24), вечно совершаемым, а потому и дарующим нам вечное избавление (Евр. 9, 12)?" Один раз чувственно принесенная жертва вечно приносится Богу на вышнем жертвеннике, усвояя и нам вечное искупление.

"Образцом и доказательством этого вечного явления является ежедневно совершаемое нами по божественной заповеди Спасителя таинство-священнодействия, отличающееся оттого (вечного) только тем, чем первая преобразовательная скиния отличалась от второй (Евр. 9, 5—б)" [107] .

Во втором из сочинений об Евхаристии ("К сомневающимся") Николай Мефонский говорит, что великое таинство Евхаристии получило начало от Самого Христа, от Которого апостолы научились и чину совершения. Цель этого великого священнодействия есть приобщение Христу, телом Которого причастники соделываются, для получения вечной жизни. Приводя тексты Евангелий и 1-го Послания к Коринфянам, выписку из чина Климентовой литургии и ссылаясь на всемогущество Божие и Евангельские чудеса, еп. Николай доказывает, что в Евхаристии под видами хлеба и вина прелагаются истинное Тело и истинная Кровь Христовы.

В этом сочинении для именования образа присутствия Тела и Крови Христа в Евхаристии и изменения предложенных хлеба и вина употребляются традиционный богослужебный термин — прелагаться (metaballesthai) или претворяться. В предыдущем сочинении употреблялось несколько иное выражение: о "хлебе и чаше, превращаемых (metastoiheioumenon) действием Вседетеля Духа в Пресвятое Тело и Честную Кровь Христа" [108] .

Но нигде епископ Николай не впадает в крайность латинских схоластов. Впрочем, термин «metastoiheioosis», очевидно, ближе стоит к metousiosis, чем metabole - "преложение", пременение [109] .

Следует дабы завершить тему, найти полемику св.Николая Менфонского по данному вопросу... из статьи Черемухина позиции Сотириха и свт.Николая не понятны однозначным образом.
« Последнее редактирование: 03 Июнь 2010, 00:05:49 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #35 : 03 Июнь 2010, 00:10:27 »

Нельзя говорить о жертве, принесенной за нас однажды, что она была принесена Богу на время и сейчас перестала действовать. То, что Богом сделано здесь во времени, в ином мире пребывает в вечности и должно рассматриваться под категорией вечности. "Поэтому и бывающее у нас здесь временно, в будущем веке не будет таким, но станет вечным для каждого, и от того мы или получим вечную жизнь или вечное наказание" .

Дело в том, что из статьи скорее следует, что по позиции Сотириха Жертва Христа была как бы единовременна и невсеобъемлюща, а потому она нуждается в постоянном обновлении.

А позиция свт.Николая и Собора тогда предстает просто таким образом, что Жертва Голгофы вечна, и Евхаристическое приношение ее не обновляет, т.е. не возобновляет; а обратное мнение Сотириха уничижало бы вечную Жертву, которая приносится в вышних ("на вышнем алтаре") Богу, как бессильную, потерявшую свое действие сейчас.


Но эта позиция ничего не говорит о статусе Тела в Чаше. Получается, Собор только рассматривал вопросы о том, кому приносится Жертва, и потеряла ли силу Голгофская Жертва сегодня...
« Последнее редактирование: 03 Июнь 2010, 00:12:16 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #36 : 03 Июнь 2010, 13:17:18 »

Но эта позиция ничего не говорит о статусе Тела в Чаше. Получается, Собор только рассматривал вопросы о том, кому приносится Жертва, и потеряла ли силу Голгофская Жертва сегодня...

Как это не говорит? Собор однозначно отождествляет евхаристическое приношение и голгофское приношение,как одно единственное священнодействие. Разница только в том,что на Голгофе было заклание (убиение Жертвы),а в евхаристии нет заклания,а дары сразу прелагаются в закланную Жертву,о чём подробно пишет св.Николай Кавасила. Из евхаристической-голгофской плоти Жертвы истекли кровь и зеон в ознаменование истинности смерти и почивания Духа. Это окровавленное тело Бога и вкушают причащающиеся. Их гортань становится гробом Господним. Мы обволакиваем мёртвого Христа как плащаницей. В нас Он таинственным образом воскресает,когда мы через аскезу соединяемся с Его обоженной душой. А если не соединяемся,и если Он не воскресает в нас,то мы оказываемся виновными в богоубийстве.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #37 : 03 Июнь 2010, 16:14:54 »

Собор однозначно отождествляет евхаристическое приношение и голгофское приношение,как одно единственное священнодействие. Разница только в том,что на Голгофе было заклание (убиение Жертвы),а в евхаристии нет заклания,а дары сразу прелагаются в закланную Жертву,о чём подробно пишет св.Николай Кавасила. Из евхаристической-голгофской плоти Жертвы истекли кровь и зеон в ознаменование истинности смерти и почивания Духа. Это окровавленное тело Бога и вкушают причащающиеся. Их гортань становится гробом Господним. Мы обволакиваем мёртвого Христа как плащаницей. В нас Он таинственным образом воскресает,когда мы через аскезу соединяемся с Его обоженной душой. А если не соединяемся,и если Он не воскресает в нас,то мы оказываемся виновными в богоубийстве.

Хорошо сказано!

Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Анна
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 52


« Ответ #38 : 03 Июнь 2010, 16:27:01 »

Разница только в том,что на Голгофе было заклание (убиение Жертвы),а в евхаристии нет заклания,а дары сразу прелагаются в закланную Жертву,о чём подробно пишет св.Николай Кавасила.

Прошу Вас, приведите ещё цитаты и других св. отцов.
Не для спора, а вопрошания для Улыбающийся.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #39 : 03 Июнь 2010, 21:17:54 »

Это окровавленное тело Бога и вкушают причащающиеся. Их гортань становится гробом Господним. Мы обволакиваем мёртвого Христа как плащаницей. В нас Он таинственным образом воскресает,когда мы через аскезу соединяемся с Его обоженной душой. А если не соединяемся,и если Он не воскресает в нас,то мы оказываемся виновными в богоубийстве.

Имхо, если продолжать эти аналогии еще дальше, то воскресает Он в нас тогда, когда мы Его встречаем умом внутри сердца, как Его встретили жены-мироносицы. А до того, Он сходит в глубину сердца, как в ад, и выводит оттуда ум, чтобы было кому Его встречать. И формирует внутри сердца землю, на которой Его можно было бы встретить. И разгоняет мысленных стражников, чтобы не мешали этой встрече. Посылает ангелов, чтобы направляли к ней и т. д. Вся евангельская история -- это, имхо, аскетика, изложенная в виде образов, символически, как и евхаристия, наверно, -- на другом языке
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #40 : 04 Июнь 2010, 11:11:01 »

Прошу Вас, приведите ещё цитаты и других св. отцов.
Не для спора, а вопрошания для Улыбающийся.

http://ioann22.livejournal.com/2719.html
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Анна
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 52


« Ответ #41 : 04 Июнь 2010, 11:39:14 »

Прошу Вас, приведите ещё цитаты и других св. отцов.
Не для спора, а вопрошания для Улыбающийся.

http://ioann22.livejournal.com/2719.html

Конкретно по заданному вопросу не нашла ответа.

Если взять, например, хотя бы, приведённую Вами цитату преп. Анастасия Синаита:

«... Тленно есть тело Христово до Воскресения как приносимое в жертву, умерщвляемое, терпящее раны, раздробляемое и вкушаемое» (Путеводитель, 23 // PG. 89. Col. 297)

то в ней изложена как раз противоположная точка зрения, не правда ли?

Смысл всей Вашей  ЖЖзаписи немного иной, чем заданный мною вопрос о цитатах.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #42 : 04 Июнь 2010, 12:03:46 »

Попробуем продолжить мысль о схождении Жертвы в наш сердечный гроб и пребывании там в течении трёх "ночей" и трёх "дней".

В Писании есть три круга: самый внешний (исторический),средний (догматический),самый сконцентрированный (аскетический).

Один только исторический круг не даёт нам разрешение проблемы трёх ночей и трёх дней,потому что согласно этому кругу исчислять ночи и дни пришлось бы с вечера Пятницы и тогда бы получилось будто пророчество Христа не сбылось (одна ночь с Пятницы на Субботу и только один субботний день).
Но так говорит свт.Григорий Нисский:
"если станешь считать время с девятого часа пятницы, в который Господь предал дух в руки Отчие, - то несколько помедли, и может быть, слово объяснит тебе это. Какое же слово? Обрати взор на величие Божественной силы, и узнаешь то, о чем здесь спрашиваешь. Вспомни об изречении Господнем, что объявляет о Себе имеющий державу над всем, как самодержавною властию, а не по необходимости естественной Он разлучает душу от тела."

Свт.Григорий вводит нас в догматический круг: во Христе страсти и смерть были добровольными. Отсюда следует,что Он Сам совершает искупление раньше (в Четверг на Тайной Вечери),а не так,как будто Его вынудили это сделать (в Пятницу). Таким образом,догматический круг разрешает проблему трёх ночей и трёх дней,производя исчисление с вечера Четверга.

Но и этого недостаточно. Остаётся непонятным смысл трёх ночей и трёх дней. Ведь Господь мог воскреснуть сразу,но сделал это только через три ночи и три дня.
Свт.Григорий Нисский так это понимает:

"Зло зародилось в змие; искушением змия побеждена жена; затем женою побежден муж; зло получило бытие чрез троих. К чему я воспоминаю об этом? Из порядка в зле можно уразуметь некоторый порядок добра. Замечаю три сосуда зла: первый, в котором зло сначала образовалось; второй, в который перешло; третий, в котором возросло. Итак, поскольку зло распространилось в этих трех сосудах, то есть в диавольском естестве, в женском поле и в совокупности мужей, то и болезнь уничтожается соответственно в три дня; каждому роду заболевших злом на врачевание уделяется один день: в один день освобождаются от болезни мужи; в другой - врачуется женский пол; в последний упраздняется последний враг - смерть и вместе с ним уничтожаются его сопутники: начала, власти и силы враждебных и первенствующих сил зла. Не удивляйся, что создание добра разделяется временными промежутками. Ибо и при первом произведении мира Божественная сила не слаба была, чтобы во мгновение совершить все сущее; но, несмотря на то, при созидании сущего определила быть и временным промежуткам. И как там, в первый день, совершена часть творения, а во второй - другая и затем по порядку таким же образом совершено все сущее, так что Бог в определенные дни благоустроил все творение, - так и здесь по неизглаголанной мысли Его премудрости в три дня изгоняется зло из существующего - из мужей, из жен и из рода змий, в которых первых получило бытие естество зла."

Тут мы входим в сотериологический (аскетический) круг. Господь,сойдя в наше сердце,в этот ад и сень смертную,начинает его обходить и последовательно изничтожать в нас "болезни мужей","женский пол",смерть с его сопутниками (началами,властями,силами). А дни могут означать стадии духовного роста (рай,Царство Небесное,Царство Божие).

Мы входим со Христом в первый "день" (в рай,"Ныне же будешь со Мною в раю").
Затем ещё раз входим,но уже во второй "день" (в Царство Небесное).
Но и эта стадия ещё не конец. Нужно обрести пажить. А для этого нужно выйти из Царства Небесного и войти в Царство Божие,т.е.в такую область,которую МИ называет "после конца".

Эти стадии описал Сам Христос: "Кто войдёт Мною,тот спасётся (первый день),и войдёт (второй день) и ВЫЙДЕТ (третий день),и пажить найдёт (Воскресение)" (Ин.10:9).

Об этом подробнее говорит св.Никита Стифат:
http://ioann22.livejournal.com/52685.html

И,конечно же,божественный Максим Исповедник. Главы о Богословии и Домостроительстве,90:

"Некоторые взыскуют: каково различие Царствия Божиего и Царства Небесного; отличаются ли они реально друг от друга, или же только мысленно? На это должно ответить, что они различаются не в реальности, ибо по сущности - одно, но лишь мысленно. Ведь Царство Небесное есть постижение чистого и предвечного ведения сущих согласно логосам их, [пребывающим] в Боге. А Царствие Божие есть обретение по благодати благ, которые естественным образом свойственны Богу. Первое [обретается] при конце сущих, а второе [обретается] мысленно после этого конца."
« Последнее редактирование: 04 Июнь 2010, 12:12:53 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #43 : 04 Июнь 2010, 12:12:34 »

Конкретно по заданному вопросу не нашла ответа.

Если честно,я не понял что конкретно нужно подтвердить свв.отцами,помимо того,что уже сказал Кавасила. То,что в евхаристии тело не страдает,не убивается? Но если бы убивалось,то священнодействующие были бы богоубийцами всякий раз,как совершают литургию.
Они лишь изображают бывшее на Голгофе убиение (заклание). Дары прелагаются в Убитого,Закланного. Когда душа отделяется от тела,она не страдает так,как страдала через тело,т.е.телесным образом. Поэтому вкушение тела не причиняет боль закланной Жертве.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Анна
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 52


« Ответ #44 : 04 Июнь 2010, 13:26:39 »

Конкретно по заданному вопросу не нашла ответа.

Если честно,я не понял что конкретно нужно подтвердить свв.отцами,помимо того,что уже сказал Кавасила. То,что в евхаристии тело не страдает,не убивается? Но если бы убивалось,то священнодействующие были бы богоубийцами всякий раз,как совершают литургию.
Они лишь изображают бывшее на Голгофе убиение (заклание). Дары прелагаются в Убитого,Закланного. Когда душа отделяется от тела,она не страдает так,как страдала через тело,т.е.телесным образом. Поэтому вкушение тела не причиняет боль закланной Жертве.

Благодарю Вас за Ваше мнение.

Приведу первоначальный вопрос к Вашему высказыванию:

Разница только в том,что на Голгофе было заклание (убиение Жертвы),а в евхаристии нет заклания,а дары сразу прелагаются в закланную Жертву,о чём подробно пишет св.Николай Кавасила.

Прошу Вас, приведите ещё цитаты и других св. отцов.
Не для спора, а вопрошания для Улыбающийся.

Кроме одного Кавасилы должны же быть и другие мнения (уточнения, рассуждения, отрицание...).
Некий консенсус патрум по данной теме Улыбающийся Интересно, все ли соглашаются с данной формулировкой, возможно, кто-то приводит некие примеры или догадки. Или же об этом впервые (и единственно) говорится у Кавасилы?
« Последнее редактирование: 04 Июнь 2010, 13:28:50 от княжна Анна » Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!