consensus patrum
18 Апрель 2024, 21:38:56 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: И снова ТИПВ 3.11 про природу "в роде" (2).  (Прочитано 15827 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« : 07 Апрель 2010, 17:26:47 »

(1) Начало дискуссии о ТИПВ 3.11 (попытка осмыслить некоторые аспекты Боговоплощения и Крестной смерти): http://vkontakte.ru/topic-1410691_22543778
(2) Выводы по дискуссии (1) сведены в ЖЖ Азамата: http://ioann22.livejournal.com/81596.html
(3) А обсуждение ИФВ Лурье: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=353.msg4673#msg4673

В свете последних обсуждений (1) и (2) я перечитал тему (3) про критику ИВФ. Обнаружил в ней вот такой момент, который захотелось вынести в отдельное обсуждение:

Одним из предложенных концептов в ИВФ является мысль, что “единая природа Бога-Слова воплощенная” включает в себя общую человеческую природу, которую автор принимает в смысле всех людей, принадлежащих к Церкви.

где Вы увидели такую трактовку общности чел.природы?
по-моему,так только дураки думают,что общая природа-это сумма ипостасей.


Однако вот преп. Иоанн Дамаскин в уже зацитированной нами до дыр ТИПВ 3.11 пишет:

http://www.psylib.ukrweb.net/books/damas01/003/txt11.htm

Цитировать
Итак, Бог Слово, воплотившись, воспринял не то естество ... какое созерцается в (целом) роде, ибо Он не воспринял всех личностей (человеческого) естества, но (Он воспринял) то, которое – в неделимом, тождественное с тем, которое – в роде.


Вопрос:


Дамаскин доказывает, что Христос воспринял не то человеческое естество, которое "в роде", указывая нам, что Христос не воспринял всех личностей человеческого естества. Значит, Дамаскин все-таки рассматривает "общее естество в роде" как сумму ипостасей?

« Последнее редактирование: 09 Апрель 2010, 01:16:49 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #1 : 07 Апрель 2010, 17:55:04 »


Вопрос:


Дамаскин доказывает, что Христос воспринял не то человеческое естество, которое "в роде", указывая нам, что Христос не воспринял всех личностей человеческого естества. Значит, Дамаскин все-таки рассматривает "общее естество в роде" как сумму ипостасей?

Т.е., я хочу сказать, из прямого прочтения Дамаскина, вроде понятно, что по его мнению "естество в роде усматривается в ипостасях рода", а не "естество в роде есть сумма ипостасей рода". Кажется, я понимаю, что это разные определения. Второе определение включало бы не только общее естество ипостасей, но и всю совокупность разнообразных идиом ипостасей человеческого рода (так ведь?).

Мой вопрос не об этом, а о том, почему он тогда опровергает восприятие Христом "человеческого естества в роде" через указание, что Христос не воспринял всех личностей (ипостасей) человеческого рода?
« Последнее редактирование: 07 Апрель 2010, 17:58:25 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #2 : 07 Апрель 2010, 18:00:33 »

вопрос в точку, кстати, Вячеслав, Вы не читали это мое рассуждение ?
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=778.msg12631#msg12631

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Альвиан
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 57


РПЦ МП


« Ответ #3 : 07 Апрель 2010, 18:11:54 »

Цитировать
ибо Он не воспринял всех личностей (человеческого) естества

А может оказаться, что Дамаскин в Точном Изложении говорил о том, что Христос не воспринял всех ипостасей естества, не потому что видел некую сумму, о чтобы возразить некоторым своим современникам?
Не было ли в его время религиозного течения, которые считали, что Христос Воспринял все личности (как сумму)?
Может, он не опровергает восприятие Христом "человеческого естества в роде" через указание, что Христос не воспринял всех ипостасей человеческого рода, а лишь отделяет себя от мыслящих, что Христос воспринял ипостаси как некую сумму?
« Последнее редактирование: 07 Апрель 2010, 18:13:36 от Альвиан » Записан

Малолетний мальчишка...
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #4 : 07 Апрель 2010, 18:23:38 »

Цитировать
А может оказаться, что Дамаскин в Точном Изложении говорил о том, что Христос не воспринял всех ипостасей естества, не потому что видел некую сумму, о чтобы возразить некоторым своим современникам?
Не было ли в его время религиозного течения, которые считали, что Христос Воспринял все личности (как сумму)?

Лурье упоминает про полемику монофизита (фтартолатра) Севира Антиохийского и иконоборца Иоанна Грамматика, полемику я не читал, но вопрос про восприятие всех ипостасей, согласно Лурье впервые всплывает в этой полемике. Иоанн Дамаскин об этом вопросе вполне мог знать, но я не думаю, что он настолько непоследователен, чтобы вдруг засунуть в свое стройное рассуждение ни к селу ни к городу возражение Иоанну Грамматику.

Структура главы вроде не позволяет строить такие догадки: преп.Иоанн определяет три смысла упоминания о естестве, а потом объясняет, почему Христос воспринял не (1), не (2), а именно (3). Поэтому то, как он опровергает восприятие Христом естества в смысле (2) и надо понимать как пояснение к его пониманию естества в смысле (2), а не как возражение какому-то чужому учению.

Но тогда у нас и получается, что преп.Иоанн допускает понимание естества в смысле (2) как "суммы ипостасей".


с одной стороны, Дамаскин говорит о тождественности "естества, которое в неделимом" и "естества, которое - в роде", но с другой стороны, они различаются, т.к. воспринято в ипостась Бога Слова именно "естество, которое в неделимом", а не "естество, которое в роде"
...
Мне кажется, если переходить на язык логоса-тропоса, то можно соотнести "естество, которое в неделимом" -  с логосом чел. природы, а "естество, которое в роде" (сумму ипостасей) - с тропосом (?)


Мысль интересная. Но тогда разве у нас не получится, что по мере обожения святых тропос их природы меняется и они выпадают (по тропосу своего естества) из категории людей, понимаемой в смысле (2), "человеческий род"?
« Последнее редактирование: 07 Апрель 2010, 18:25:43 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #5 : 07 Апрель 2010, 18:29:02 »

Разумеется, я не буду против, если окажется, что понимание естества в смысле (2) как суммы ипостасей - это православное учение (этакий реализм в трактовке понятия "сущность").

Но это принципиально для моего понимания современных попыток интерпретации православного учения, которые делают Лурье, Шабхазян и прочие исследователи, в том числе в дискуссиях друг с другом.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #6 : 07 Апрель 2010, 18:31:35 »

Если кто-то читал недавний пост Азамата, я его как раз спросил про убитых амурских тигров:
http://ioann22.livejournal.com/81596.html?thread=523452#t523452

Если останется только один тигр, мы с Азаматом вроде согласились, что в таком случае естество в смысле (2) перестанет существовать. Останутся только (1) и (3).

Но если задуматься, это ведь и значит, что естество (2) - это сумма ипостасей. Вот только, наверное, все же обезличенных (но реальных) ипостасей, за вычетом ипостасных идиом.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Александр А.С.
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 105



« Ответ #7 : 07 Апрель 2010, 18:44:00 »

Если кто-то читал недавний пост Азамата, я его как раз спросил про убитых амурских тигров:
http://ioann22.livejournal.com/81596.html?thread=523452#t523452

Если останется только один тигр, мы с Азаматом вроде согласились, что в таком случае естество в смысле (2) перестанет существовать. Останутся только (1) и (3).

Но если задуматься, это ведь и значит, что естество (2) - это сумма ипостасей. Вот только, наверное, все же обезличенных (но реальных) ипостасей, за вычетом ипостасных идиом.

Человек - не тигр  Улыбающийся Человек, умирая, не перестает существовать ипостасно, в отличие от животных. Поэтому даже если останется один человек, мы все равно будем говорить о человеческом естестве во втором смысле как существующем.
Записан

Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20).
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #8 : 07 Апрель 2010, 19:46:47 »

верно но ваше замечание не меняет сути. Сущность будет сущей в смысле (2) именно как сумма ипостасей. Так ведь?
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #9 : 07 Апрель 2010, 19:52:35 »

Андрею Белоусу,

Если бы природа (2) была тропосом, то это не решает и основной проблемы темы также.

Ведь тропос не есть сумма ипостасей, зачем бы тогда преп. Иоанн говорил о невосприятии всех ипостасей если речь о  невосприятии тропоса?

Кроме того, тропос природы во Христе ведь отличается от нашего тропоса... значит, воспринимая человеческую сущность (2), если бы даже речь шла о тропосе, Христос в любом случае не воспринял бы всех ипостасей.
« Последнее редактирование: 08 Апрель 2010, 12:35:36 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Александр А.С.
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 105



« Ответ #10 : 07 Апрель 2010, 20:35:08 »

верно но ваше замечание не меняет сути. Сущность будет сущей в смысле (2) именно как сумма ипостасей. Так ведь?

Может быть, Дамаскин и прав в каком-то смысле, когда подразумевает под естеством во 2 смысле сумму ипостасей. Но пока я не знаю, как можно было бы решить этот вопрос  Непонимающий
Записан

Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20).
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #11 : 07 Апрель 2010, 20:41:44 »

Мне такое обобщение напрашивается: сущность (2) - это реально существующий субстрат, рассеченный на ипостаси ипостасными  идиомами.

Как кусок мрамора удаленный об пол рассыпается на ипостаси мрамора. Только сущность одушевленных существ сообщается не ударом об пол, а через рождение другой ипостасью.

« Последнее редактирование: 07 Апрель 2010, 21:08:42 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Александр А.С.
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 105



« Ответ #12 : 07 Апрель 2010, 21:02:07 »

Мне такое обобщение напрашивается: сущность (2) - это реально существующий субстрат, рассеченный на ипостаси ипостасными идиомами.

Дамаскин, кстати, об ипостасных идиомах говорит в связи с естеством, усматриваемым в индивиде (3 смысл):

"...или совершенно то же самое (т.е. естество, созерцаемое в виде. - прим. мое), с присоединением случайностей, в одной ипостаси; и называется естеством, созерцаемым в неделимом" (ТИПВ 3, 11).

В каком смысле, Вечеслав, Вы говорите о рассечении естества, усматриваемом в виде, на ипостаси ипостасными идиомами?
Записан

Братья! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14:20).
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #13 : 07 Апрель 2010, 21:14:21 »

Дамаскин, кстати, об ипостасных идиомах говорит в связи с естеством, усматриваемым в индивиде (3 смысл):

"...или совершенно то же самое (т.е. естество, созерцаемое в виде. - прим. мое), с присоединением случайностей, в одной ипостаси; и называется естеством, созерцаемым в неделимом" (ТИПВ 3, 11).

В каком смысле, Вечеслав, Вы говорите о рассечении естества, усматриваемом в виде, на ипостаси ипостасными идиомами?

В смысле, если логически двигаться от сущности (2), то "присоединив" к ней идиомы мы и получим ипостаси. "Двигаться от сущности" иначе как логически - нельзя, ведь сущность не существует иначе, как уже в ипостасях (т.е. с идиомами). Например, нигде нет такого большого чана, где варится бесформенная человеческая сущность (2), которую можно зачерпнуть половником и налить в ипостась, чтобы получить "порционную" сущность (3).

Однако чисто логически созерцать сущность упакованную в ипостаси таким образом можно, в конкретной ипостаси это уже будет сущность (3), хотя она тождественна сущности (2).
Причем, еще раз,  нигде кроме как в ипостасях (в качестве сущности (3)) эта сущность-субстрат (2)  обнаруживаться не будет. Вот вам и:

1) Ипостась как "резервуар" для сущности;
2) Ипостась как сущность+идиомы+самостоятельное существование;
3) Нет сущности (природы) без ипостаси;

« Последнее редактирование: 07 Апрель 2010, 21:19:07 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #14 : 07 Апрель 2010, 21:32:38 »

Встает вопрос. Сущность (2) - это логическое множество или онтологическое?


Введем 2 определения:

Если это логическое множество, то рождением новой ипостаси множество сущности (2) не прирастает (в природе НЕ становится больше этого "субстрата");
Если онтологическое множество, то рождением новой ипостаси множество сущности (2) прирастает (в природе становится больше этого "субстрата");

Я думаю, что сущность (2) - это логическое множество. Более того, иначе отношение тождества между сущностью (2) и (3) было бы невозможно, т.к. (3) являлось бы частью (2), а часть не тождественна целому.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!