consensus patrum
29 Апрель 2024, 06:07:38 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Монашество в миру  (Прочитано 7516 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« : 14 Март 2009, 21:55:29 »

Насколько соответствует учению святых отцов современная практика многих приходов, когда настоятелем обычного, немонастырского прихода является иеромонах или архимандрит? И главное, насколько это занятие совместимо с монашеским саном? Ведь насколько мне думается, если человек выбрал монашеский путь, то он должен жить в монастыре, вместе с братией, а не на обычной квартире, носить мантию, а не пиджак с брюками. В миру ведь его постоянно, на каждом шагу подстерегают такие искушения, от которых в монастыре есть возможность оградиться. Например, как монах будет давать советы своим женатым и замужним прихожанам и прихожанкам?
И почему такая практика появилась?
« Последнее редактирование: 14 Март 2009, 21:57:13 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #1 : 14 Март 2009, 23:28:35 »

 Практика перешла от советского времени, когда были закрыты все монастыри, и только таким образом монашество сохранялось. Сейчас, когда монастыри открыты это не имеет смысла. За исключением случая, когда монастырь не может дать иеромонаху определенной свободы в молитве - гнобят послушаниями. Тогда может и нормально на приходе, но не менее 7-10 лет монастыря в сане. Если монастыря нет вообще или меньше 5 лет то это не имеет твердой базы и возможно приведет к падению, что не к преуспеянию это точно. На конкретного человека надо тоже смотреть, но это только в большую сторону, а не в меньшую. Не редки падения по молодости. И это очень прискорбно. В молодости быстрее  учатся (до 30), но слабы по характеру, под старость наоборот тяжелее учатся, поэтому дольше. Поэтому если иеромонаху менее 45 и в монастыре он пробыл меннее 10 лет то это может на приходе закончится печально. Но всетаки всегда есть исключения.
  А насчет советов женатым, то в монастырь приходят тоже женатые за советом и прочее, тут для иеромонаха ничего не меняется, даже я бы сказал нагрузкам меньше.
  Второй вопрос, который выходит из первого параллельно - а если иеромонах и не знал монастыря. На сегодняшний момент это не благословенно. Тоесть это так, опыты на собственной шкуре непонятно чего, но монашества там нет. Получается неженатый поп. вот и все.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 15 Март 2009, 00:00:42 »

Получается неженатый поп. вот и все.
Вы знаете, а ведь это очень распространено! Я не буду называть конкретно никаких имен и приходов, но мне приходилось сталкиваться с такими людьми. И кстати, с православными священниками, соблюдающими целибат - тоже. Хорошо это или плохо - я не знаю и не мне судить. Просто мне хотелось бы понять, насколько такое явление вообще допустимо и приемлемо со святоотеческой точки зрения. В патериках святые отцы очень отрицательно отзывались о тех монахах, которые долгое время пребывали в миру.
Понятно, что от каждого конкретного человека и его внутреннего настроя зависит многое. Можно и в миру жить по-монашески, и квартиру превратить в скит. Но все-таки, это ведь лишние соблазны, лишние искушения, так зачем это надо?
В советское время действительно ситуация была иная, чем сейчас. И монахам из закрытых монастырей просто некуда было деться. Им надо было скрывать от посторонних свой сан и монашескую жизнь запрятать глубоко-глубоко внутрь своей души. Монахини часто устраивались на работу нянечками в ясли, детские сады, уборщицами, медсестрами, монахи шли работать дворниками, сторожами, хотя и среди людей более благородных профессий тоже бывали тайные монахи. По телевизору как-то раз, давно очень, была передача про одну тайную монахиню, которая была доктором медицинских наук.

Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Дима Федоров
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #3 : 15 Март 2009, 00:25:07 »

Получается неженатый поп. вот и все.
Понятно, что от каждого конкретного человека и его внутреннего настроя зависит многое. Можно и в миру жить по-монашески, и квартиру превратить в скит. Но все-таки, это ведь лишние соблазны, лишние искушения, так зачем это надо?

Читал (источник не вспомню) про советское время, что советовали оставаться монахами в миру, что это более высокий подвиг, нежели уходить в отдалённый монастырь.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #4 : 15 Март 2009, 00:32:53 »

Дима, так вот в патериках как раз и говорится, что дьявол часто соблазнял монахов тем, что внушал им мысли о том, что монашество в миру и борьба с постоянными искушениями там- это гораздо более высокий подвиг, чем жизнь в пустыне. Дьяволу как раз и нужно было выманить монаха в мир и там уже прижать его так, что он уже не сможет противостоять.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #5 : 15 Март 2009, 12:51:17 »

"Более высокий подвиг" - но вообще я не о подвиге бы говорил, а о спасении. О исполнении монашеских обетов. Если вы помните у монаха есть обет о послушании игумену и старцу. В монастыре это реально, на приходе нет. И вы более высоким подвигом хотите назвать жизнь не по обетам?
Кстати неопытных подвижников бесы подвигами и прельщают, не настоящими вещами, которые спасительны. Хотя спросите любого монастырского монаха - подвиг ли жить в миру? Он скорее скажет, что любой выход в мир, это расстройство монашеского устроения души и даже некоторые тяжело восстановимые духовные вещи, а никак не подвиг. Да это никогда подвигом и не считалось.
В УД была тема "Равночестность пути", там много было сказано, но чувствовалось что все аргументы по принципу - каждый кулик свое болото хвалит. Выдвигались аргументы чуть ли не такие, что в миру с семьей тяжелее заниматься ИМ, поэтому это подвиг больший чем монашество в монастыре. Дурдом. Если монахи когда и поощряли мирских людей к молитве, говоря о большей ценности молитвы в миру, где между заботами и хлопотами ею действительно труднее заниматься. То это не относится к результатам и плодам духовным. От жизни монастырской, когда человек постоянно погружен в определенную духовную атмосферу он приобретает правильное духовное устроение. В монастыре его поправят, если что, подскажут, даже невольно. Там одна цель к которой все идут, плохо ли хорошо - другой вопрос. В миру эта цель даже у верующих людей уходит на второй план, на первом добыча мат. благ для семьи у мужчин и забота о детях и семье у женщин. Совмещение - это в принципе возможно, но тут тоже нужна организация духовной жизни извне - духовник, такой как о.Алексей Мечев или подобный, тогда можно и в миру духовно подвязаться. Но вырасти одному на приходе - о таком не слышал. Вполне реально только уже сформировавшемуся духовно человеку, у которого за плечами годы в монастыре, пройденная школа монастырских послушаний, благословенные обстоятельства (не самоволие, от которого даже Силуан Афонский уйдя на скит пострадал), которые вынудили подвижника к уходу на мирской приход - там и Бог будет помогать. Видел одного целибата который легко пал на приходе, после каялся в монастыре, видел иеромонаха после семинарии, на приходах лет 10, который пришел в монастырь - никаких понятий о монашестве, - водка, телевизор, крепкие недетские словечки, когда искушения, хотя крепкий в вере человек и как священник опытный, видел вдового, принявшего постриг в монастыре - 10 лет на приходе, тоже никаких понятий о монашеской духовной жизни. Т.е. приходят героями, а в монастыре становятся последними, как бойскауты по сравнению с реальными бойцами в армии, никаких отличий, обычная монашеская жизнь очень отяготительна для мирского подвижника. Вот только почему? Свободы и вольницы не хватает наверное. Вот дело как раз в том, что воспитанный в монастыре монах и будучи один уже свободы и вольницы даже находясь в миру не захочет и будет жить по уставу, как учили, поэтому это допустимо. Но сам себя в эти рамки, как показывает опыт, человек загнать не способен.
Вывод, который уже звучал выше - такая практика вредна. Попу приход, монаху монастырь.
А про советские времена пора уже забыть, также лучше не опираться в своих рассуждениях на исключения, которые иногда происходят по воле Божией, но это отнюдь не примеры для подражаний, а лишь поддержка для тех, кто попал в трудные обстоятельства.
« Последнее редактирование: 15 Март 2009, 15:19:22 от Арсений » Записан
Попков Роман
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 92


« Ответ #6 : 15 Март 2009, 16:25:11 »

Кирилл, некоторые монахи наукой занимаются, где-нибудь преподают. Неужели их надо запихнуть в наши монастыри?
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #7 : 15 Март 2009, 21:53:38 »

Роман, а разве нельзя наукой заниматься в монастыре? Приведу пример, правда, из католического монашества, когда монах Грегор Иоганн Мендель занимался опытами с растениями в монастырском саду и сделал большие открытия в области селекции.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #8 : 16 Март 2009, 11:56:48 »

В русских монастырях ученое монашество (в монастырях, не считаю преподавателей академий и владык) никогда не приветствовалось, было только образованное, ученого не было. Роман прав, сейчас есть люди, готовые стать монахами, но их интеллектуальный уровень не будет востребован, поэтому прикоснувшись к современному монастырю они уходят обратно в мир. И в общем правильно делают. Но есть отцы, которые задумываются над этим вопросом. Возможно и он в будущем решится, появиться хоть один монастырь с возможностью научной деятельности. Научная деятельность на приходе это неправильно. Приход это хозяйство, люди, службы, стройка, финансы - когда научной деятельностью заниматься?
Вот ссылки по теме
http://kds.eparhia.ru/bibliot/bogoslovie/alfeev/pravbogoslovie/part2/2/
http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2778
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #9 : 16 Март 2009, 14:37:55 »

Арсений, а почему не приветствовалось? Потому ли, что знания надмевают, а для монаха важно стяжать смирение?
И кроме того, недавно смотрел передачу про один женский монастырь, не помню как называется, но там монахини и древние языки изучают, и непереведенные труды святых отцов на русский переводят. Может это и исключение из правила, но все-таки и такое есть.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Арсений
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 47


« Ответ #10 : 16 Март 2009, 18:30:17 »

А просто на Руси, в отличие от латинян, никогда наукой не занимались серьезно, самой по себе научной школы кроме семинарий, скопированных опять же у латинян, небыло. Да, в монастырях занимались по восточному типу смирением, молитвой. Смирение подразумевает и смирение ума в том числе, что проще проконтролировать при неделании, чем при делании (умственной, интеллектуальной работы). Но даже вопрос я думаю не в этом, а в самом отставании государства во всех научных областях, неродное это нам было, ученость насаждалась извне. А так как монашество неразрывно связано с тем обществом, в котором живет, поэтому и монахи не считали нужным заниматься этим.
Сейчас уровень образования очень высок, в монашество приходят люди с университетским образованием, для которых интеллектуальная работа это просто нормальная обычная работа, а не повод для гордости. Поэтому сейчас можно было-бы основать хоть один монастырь с упором на научную деятельность. Но так как это будет упираться в различные официальные структуры РПЦ, то понятно, что ждать этого долго, даже вопросов таких нет, о необходимости что-то создавать. Поэтому единственая дорога это поднять монашество на должный уровень, а потом это может и вполне естественно произойти. Пока монашество слабое, как сейчас, оно не способно на такие вещи, которые требуют определенной силы и свободы в Боге.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #11 : 16 Март 2009, 18:46:58 »

Ну да, на Руси учителями всегда считали греков. Даже от богословских диспутов уходили в сторону, отсылая всех желающих вести дискуссии в Константинополь. Улыбающийся
Но это не могло нормально сказаться на духовности - почему и ереси возникали, подобные стригольникам, жидовствующим и почему на Руси возобладал тот уставщический дух, о котором писал св. Мария (Скобцова) - потому что не было нормальной богословской школы на Руси. Богословы существовали лишь поодиночке и были, как правило, высокого сана. Но в общем-то, действительно на Руси образованных людей почему-то не любили. Когда из Италии на Русь приехала София Палеолог, довольно-таки образованная женщина для того времени, воспитанная в духе итальянского Возрождения, и привезла с собой большую библиотеку с книгами на греческом и латинском языках, ее сразу невзлюбили и стали подозревать в связях с нечистой силой. Преподобный Максим Грек за свою ученость даже пострадал, его обвиняли в ереси.
« Последнее редактирование: 16 Март 2009, 18:49:34 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!