consensus patrum
27 Апрель 2024, 04:05:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
Автор Тема: О характере отличия сущности и энергии в Троице.  (Прочитано 12821 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 12 Март 2010, 16:12:43 »

спорю с одним антипаламитом-католиком Павлом Недашковским:

http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12532.100
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #1 : 12 Март 2010, 16:32:09 »

бейте меня ногами, но для начала надо определиться с дискурсом, а потом - разговаривать. Философия твоего собеседника, Азамат, попросту невоцерковлена. То есть ты говоришь на языке св.отцов, он - нет.

в духе "Вы любите тигров?" - "вы просто не умеете их готовить".
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #2 : 12 Март 2010, 16:38:49 »

да,у него там сущность/энергия соотносятся между собой так же,как сущность/бытие.

я его просил высказать свою аргументацию на языке свв.отцов,а не на языке философии.

когда он стал говорить,что в паламизме принцип причастия Божеству через энергии распространяется и на Христа,то только тут у меня появилась возможность говорить с ним в святоотеч.дискурсе.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #3 : 12 Март 2010, 16:46:30 »

Если это тот Павел, что писал на католическом форуме "У Заглобы", то это интересный собеседник
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #4 : 12 Март 2010, 17:46:44 »

вот и я говорю, что и Азамат интересно говорит, и Павел тоже интересно. только на разных языках.
Записан
Василий
Гость
« Ответ #5 : 29 Апрель 2010, 06:45:30 »

 Так понимаю этот вопрос: Григорий Палама объяснял не отделимость Фаворского света и сущности Бога. И, в то же время он пытался объяснить, что энергии внешность Свят Духа. Они в частности. А, никакая частность не может существовать без сущности, но таковой не является.
Пример возьмём с Христа. Его внешность и есть частность Ипостаси, но она не выходит за пределы сущности, а представляет её внешними свойствами. И, Паламна так же объяснял людям Свят Дух. Фаворский свет не есть сущность, но есть внешность сущности Свят Духа. Он не разделял сущность и частность, а объяснял внешность видимую. Он ввёл новые терминологию в объяснении энергиями внешности Свят Духа Фавормким светом и к сожалению многие его не поняли.
Католичество отвергло божественные энергии, так как ошибочно поняли Палама, что он разделяет Фаворский свет от Бога энергиями
В православии есть ошибочная теория о выходе энергий за вне сущности Бога. На самом деле знергии(Фаворский свет) не выходят вовне природы Божественной, а представляют её видимую внешность.
И, такое понимание не противоречит объяснению Паламы и находит соответствие о учении Василия Великого о Ипостасях Святой Троицы.
« Последнее редактирование: 02 Май 2010, 08:17:36 от Василий » Записан
Наблюдатель
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61



« Ответ #6 : 14 Май 2010, 15:36:53 »

И, в то же время он пытался объяснить, что энергии внешность Свят Духа ... Фаворский свет не есть сущность, но есть внешность сущности Свят Духа. Он не разделял сущность и частность, а объяснял внешность видимую. Он ввёл новые терминологию в объяснении энергиями внешности Свят Духа Фавормким светом и к сожалению многие его не понял

...

В православии есть ошибочная теория о выходе энергий за вне сущности Бога. На самом деле знергии(Фаворский свет) не выходят вовне природы Божественной, а представляют её видимую внешность.

" внешность Святого Духа",  "внешность сущности" ... "видимая внешность природы"... Какая-то странная у вас косноязычная терминология
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #7 : 14 Май 2010, 16:34:43 »

В православии есть ошибочная теория о выходе энергий за вне сущности Бога. На самом деле знергии(Фаворский свет) не выходят вовне природы Божественной

В православии энергия -- это движение сущности. Конечно,в Троице оно происходит между ипостасями (так называемый перихорисис). Поэтому в православии энергия прежде всего внутритроична.

Только на этом основании энергия ещё и "выходит" в мир и делает мир причастным Божественной жизни.
В этом домострительном смысле говорится,что энергия Божества ad extra, а не в том смысле,что энергия может как бы оторваться от сущности.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 14 Май 2010, 16:38:24 »

Фаворский свет не есть сущность, но есть внешность сущности Свят Духа.

фаворский свет -- это вечная энергия всей Троицы,а не только Святого Духа. Это не "внешность" Святого Духа,а внутреннее движение Троицы.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #9 : 14 Май 2010, 16:40:11 »

вот и я говорю, что и Азамат интересно говорит, и Павел тоже интересно. только на разных языках.

Там проблема не только в языках.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий
Гость
« Ответ #10 : 14 Май 2010, 20:10:04 »

Цитировать
внешность Святого Духа",  "внешность сущности" ... "видимая внешность природы"... Какая-то странная у вас косноязычная терминология
Нормальнапя терминология. Фаворский Свет есть видимая в нашем мире внешность Святого Духа. Это частность.
Природой Свят Дух единосущен Отцу, и есть сущность Отца. Это общность.
Записан
Наблюдатель
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 61



« Ответ #11 : 14 Май 2010, 20:33:09 »

Нормальнапя терминология.

Она не святоотеческая. Святые отцы употребляли совсем другую терминологию. Где вы вычитали такое, например - "Фаворский Свет есть видимая в нашем мире внешность Святого Духа."  Это кто из отцов так выражался, можно цитату узнать?
« Последнее редактирование: 14 Май 2010, 20:37:19 от Наблюдатель » Записан
Василий
Гость
« Ответ #12 : 15 Май 2010, 05:46:28 »

Цитировать
Она не святоотеческая. Святые отцы употребляли совсем другую терминологию. 

К сожалению, я не святой отец и наверное Господь простит меня за понимание и объяснение Его таким языком, который понятен мне и людям. Да, кстати, неужели святые отцы аппелировали такими словами: - Триадология, Христология, Экклезиология, Сотериология и эсхатология......

 
Цитировать
"Где вы вычитали такое, например - Фаворский Свет есть видимая в нашем мире внешность Святого Духа." 
Я не вычитал, а говорю, как понимаю внешность явлением в мир Свят Духа и Сына Божия. Ибо и Сын при жизни имел внешность и былд вполне видимый, осязаемый и ощущаемый людьми. И, скажите, что это не так.

Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #13 : 15 Май 2010, 07:38:07 »

Полагаю, пользователю "Василий" на нашем форуме делать нечего.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Patr
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« Ответ #14 : 15 Май 2010, 08:37:45 »

а скажите, Андрей,
как соотнести творение, - т.е. энергийное проявление сущности св. Троицы,
как изменение.
с постоянством её природы.
Прростите за наивный вопрос. 
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #15 : 15 Май 2010, 10:26:29 »

а скажите, Андрей,
как соотнести творение, - т.е. энергийное проявление сущности св. Троицы,
как изменение.
с постоянством её природы.
Прростите за наивный вопрос.  

изменение, становление, происходит не с энергиями Троицы (так как все логосы-воления Бога относительно творения привечно существуют в Боге), и, тем более, не с сущностью Троицы, а с самим творением, которое творится, оформляется, изменяется согласно этим божественным логосам-волениям, существующим от вечности в Боге:

свт. Григорий Богослов, из "Песнопений таинственных"

Все породил в себе Ум, а рождение вовне совершилось впоследствии благовременно, когда открыло великое Божие Слово.
( Слово 4, о мире)

там же немного выше св. отец пишет более подробно:

Но если водружен ты впоследствии; то спрашиваю: поелику Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? - Она созерцала вожделенную светлость Своея доброты, равную и равно совершенную светозарность трисиянного Божества, как известно сие единому Божеству, и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы мира, который произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было, и что есть теперь.

св. Максим Исповедник,  из 13-го вопросоответа к Фалассию:

Логосы сущих, прежде веков предуготовленные в Боге, как ведает [только] Он Сам, обычно именуются у божественных мужей также благими произволениями Божиими; и они, хотя и невидимы, мысленно созерцаются [нами через рассматривание] творений. Ибо все творения Божии, с должным искусством умозрительно созерцаемые нами сообразно естеству, сокровенно возвещают нам те логосы, в соответствии с которыми они получили бытие, и вместе с собой обнаруживают в каждом творении цель Божественного [Промысла]. Поэтому небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс.18:2). А вечная сила [Его] и Божество есть Промысел [Божий], объемлющий [все] сущие, и Его обожествляющее опекаемых действие.

однако есть здесь некая тонкость, на которую я хотел обратить внимание в другой теме, если интересно, посмотрите

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=748.msg11594#msg11594










« Последнее редактирование: 15 Май 2010, 10:30:35 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #16 : 15 Май 2010, 11:07:35 »

кстати, сейчас читал св. Нила Кавасилу (во 2-м томе "антологии восточно-христианской богословской мысли", выпущенной недавно Беневичем-Бирюковым) как раз увидел интересное место об этом:

Но и по  Божественной энергии Божество нетварно. Достаточно для нашей речи свидетельства святых и Вселенских соборов, из которых Пятый и Шестой возвещают о нетварности энергии Божией. Ибо собравшийся против Оригена - поскольку Ориген утверждал, что "творения совечны Творцу, присовокупляя к нему и причину: дескать, "Чтобы Бог не претерпел превращения, переходя из такого состояния, в котором Он творил, к творению" - святой и Вселенский Пятый собор провозглашает: " Бог, переходя из такового состояния, в котором не творил, к творению, не претерпел превращения по естеству, но по силе {потенции}; а лучше сказать, и по силе не претерпел, ибо от вечности обладал Он силою для того, чтобы творить. Но Бог привел ее в действие тогда, когда пожелал" Говоря: "...не претерпел превращения по естеству, но по силе {потенции}", Собор показал различие между Божественной сущностью и силой, а с помощью прибавки: "...от вечности обладал Он силою для того, чтобы творить", возвестил и то, что сила эта нетварна.
 
("Слово против неправильного понимания слов божественного Григория Нисского")

в сноске говорится, что приводимая св. Нилом цитата не встречается в дошедших до нас в материалах 5-го всел. собора.  Как бы то ни было, это интересное место, иллюстрирующее возможное применение (и границы этого применения) к Богу понятий силы (потенции) и энергии (акта) в контексте учения о сотворении мира.

в той теме, на которую я дал ссылку выше, я оговариваюсь, что это должно быть рассмотрено в плане проводимого Паламой реального различения в Боге "энергии" и "эргона" (энергий "безначальных и бесконечных", и энергий "безначальных и конечных"), об этом писал здесь
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=53.0




Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Patr
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« Ответ #17 : 15 Май 2010, 19:39:01 »

благодарю, Андрей за указанное направление.
попробую всё сказанное вместить.
Записан
Patr
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 8


« Ответ #18 : 15 Май 2010, 19:46:11 »

пока не усвоил все мысли, возникла своя:
может быть, иноприродность творения позволяет оставить Его сущность неизменной ?
Записан
Анна
Пользователь
**
Offline Offline

Сообщений: 52


« Ответ #19 : 16 Май 2010, 10:13:35 »

Хороший раздел по данной теме:

М. М. Бернацкий "Учение о божественной сущности и божественных энергиях" в статье о свт. Григорие Паламе в ПЭ XIII:

http://www.pravenc.ru/text/168057.html#part_22

(следует предупредить, что в эл. версиях данного ресурса могут встречаться опечатки).
Записан
Павел Недашковский
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 394



« Ответ #20 : 17 Август 2010, 02:04:05 »

спорю с одним антипаламитом-католиком Павлом Недашковским:

http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12532.100

Сдрасте-сдрасте, только с чего Вы мне ярлык лепите дескать антипламит? Для меня это просто приятный разговор за чашкой чаю.

Тема заезженная, думаю что критика Уильямса мимо Вас не прошла. Да и задолго до Паламы ему возражал Плотин  (Против гностиков I)

«Что касается Первоединого, то нельзя представить себе что-нибудь более простое и трансцендентальное. Впрочем, есть и такие, кто склонны разделять в Нем Его сущность и Его энергии. Нелепо, однако, умножать умопостигаемые начала путем противопоставления потенциального и актуального, так как их сущности проявляются исключительно через их же энергии. И как мы не можем допустить разделение в неразделимом Едином» - так в Едином нет различия сущности от «энергии сущности» и «энергии от сущности» (последние он различает в Энеадах V, 4, 2), спрашиваться от чего так? А вот он наверное когда делать нечего было Аристотеля читал (Метафизика 1069b15)

«Все изменяется из сущего в возможности (греч. – dynamei. лат. – potentia) в сущее в действительности (греч. – energeia, лат. – actus)» - поэтому в Едином не может быть различия сущности и энергий, у Него нет возможности быть другим или не быть вовсе

Старые мысли на ночь глядя, наверное утром гляну на этот трэш и сползу под стол...
Записан

Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни Академического искусства
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!