consensus patrum
29 Январь 2023, 18:22:28 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: про архиепископа-арианина Евдоксия (370е гг. н.э.)  (Прочитано 6830 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« : 03 Март 2010, 17:46:22 »

Очередной экклезиологический казус (?) м.б. кто-то его рассматривал - интересно ваше мнение.

На первой неделе поста совершалась память великомученика Феодора Тирона - воина. Его житие наверное всем знакомо, вкратце напоминаю детали, относящиеся к заявленной теме. Жил он, и был убит за свою веру еще в доникейский период.

А вот в пост-никейское время, примерно в 360 году:

Цитировать
Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках [т.к. пища на рынках была окроплена идоложертвенной кровью], а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого кутья благословляется и раздается верующим.

Тот же самый архиепископ Евдоксий упоминается историками как активный арианин.  Например тут:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000190/st000.shtml

Цитировать
Константинополь ... такой важнейший центр в христианском мире сделался добычей арианства. Здешние епископы Евсевий, Македонии, Евдоксий, Демофил явились врагами православия, а его безупречные исповедники, как, например, Маркелл Анкирский, были объявлены в Константинополе врагами веры. Члены православной церкви составляли угнетенное и незначительное меньшинство. Достаточно сказать, что ко времени прибытия сюда Григория Богослова не было ни одного православного храма. Григорий Богослов принял сделанное ему предложение и около Пасхи 379г. прибыл в Константинополь. ... Григорий весь отдался делу возрождения здесь православия и силой своего красноречия привлек к себе многочисленных сторонников.

Собственно говоря вопрос: получается, святой Феодор явился епископу-еретику, чтобы через него поведать другим еретикам (т.е. имущим общение с еретичествующим епископом) не есть идоложертвенной пищи, а есть кутью, в честь чего мы сейчас эту традицию, принятую от ариан,  отмечаем и храним?

З.Ы.: Вопрос возник как контр пример в процессе беседы с членом РПЦ МП о допустимости/недопустимости общения с еретиками.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #1 : 03 Март 2010, 18:53:38 »

Тут, мне кажется, нужно исходить из того, что контекст в этом случае предполагает не противостояние православие-ересь и их общение-необщение, а противостояние христианство-язычество. Что-то вроде религия-атеизм в советское время, когда и православные, и католики, и баптисты, и мусульмане могли выступать единым фронтом, как тактические союзники.   
Записан
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #2 : 03 Март 2010, 21:08:25 »

Контекст жития - согласен, но факт есть факт, и можно его интерпретировать как угодно.
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #3 : 03 Март 2010, 21:46:45 »

А зачем, как угодно? Нужно интерпретировать, как надо, в соответствии с Преданием)
Записан
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #4 : 03 Март 2010, 22:15:11 »

Тут, мне кажется, нужно исходить из того, что контекст в этом случае предполагает не противостояние православие-ересь и их общение-необщение, а противостояние христианство-язычество. Что-то вроде религия-атеизм в советское время, когда и православные, и католики, и баптисты, и мусульмане могли выступать единым фронтом, как тактические союзники.    

Мы тут немало написали, исследуя новейшую историю Русской (и не только) Церкви, дискутируя о экуменизме, позициях Лурье, о. Никанора, ИПХ Греции, РПЦЗ и много еще кого.

Если есть общий принцип определяющий возможность общения/не общения с еретиками - то он должен быть все же универсальным. Если ммы хотим что-то сказать о современном состоянии экуменических контактов РПЦ - то наша позиция должна согласовываться с Преданием.

Сейчас проблема противостояния (с одной стороны) язычества, иудейства, ислама, секуляризма и (с другой стороны) православия никуда не ушла.И речь в конкретном житии идет вовсе не о тактическом союзе а именно о взаимопроникновении духовной жизни: православный святой является не другому православному святому, а архиепископу-арианину, ариане же следуют совету святого, и потом традиция, зародившаяся в кругах ариан перекочевывает в богослужебный цикл православных христиан.

Если такое нормально между православными и уже осужденными к тому времени на соборе арианами (которые даже Божество Христа отрицали), то осуждать современные контакты с католиками несколько сложнее, и менее очевидно, зачем это делать.

Есть два иных соображений которые могут иметь место в объяснение этого жития, но они - только догадки:

1) Евдоксий был не жесткий арианин, а полуарианин или еще что-то в этом роде, т.е. принадлежал какой-то фракции, которая сохраняла неполное общение после Никейского собора;
2) Явление святого произошло за 18-20 лет до приезда Григория Богослова в Константинополь. В то время Евдоксий мог еще не закоснеть в ереси, а в Кпле могло быть еще много православных приходов в общении с Евдоксием.

Иначе, если п. 1 и 2 не верны, то мы с вами имеем полное право начать праздновать, например, "явление Богоматери" в Лурдесе и совершать паломничества на место "явления" наравне со святыми местами, сохраненными в нашем Св.Предании;
« Последнее редактирование: 03 Март 2010, 22:16:47 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 03 Март 2010, 23:20:10 »

Иначе, если п. 1 и 2 не верны, то мы с вами имеем полное право начать праздновать, например, "явление Богоматери" в Лурдесе и совершать паломничества на место "явления" наравне со святыми местами, сохраненными в нашем Св.Предании

праздновать эти явления просто не имеет смысла.

даже если эти явление признавать настоящими,то интерпретация их была явно латинской (типа Россия должна войти под омофор папы Римского).

чудеса,даже подлинные,изгнания бесов,бывали и бывают у еретиков.

они не доказывают церковность еретиков или их причастность Церкви.

это промыслительная благодать,которая действует во всех людях и сообществах,пока они еще во плоти.

Церковь,если будет в этом педагогическая необходимость,может взять традиции и писания еретиков (то,что не будет противоречить правой вере) и усвоить себе.

и,наоборот,Церковь может специально отказаться от исконно православной традиции,которую разделяют также и еретики.

например,пост Ионы Церковь перестала праздновать,хотя всегда праздновала,чтобы богослужебно отличаться от еретиков (у ассирийцев он празднуется до сих пор).

таким образом,нет ничего страшного,если Церковь примет что-то нееретическое от еретиков или,наоборот,внесёт обрядовое обновление,лишь бы от еретиков отличаться.

от католиков Церковь переняла кучу всего.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #6 : 04 Март 2010, 00:06:03 »

чудеса,даже подлинные,изгнания бесов,бывали и бывают у еретиков.

они не доказывают церковность еретиков или их причастность Церкви.

это промыслительная благодать,которая действует во всех людях и сообществах,пока они еще во плоти.

Несколько странно это! Предположим, что нуждающийся в исцелении от демона - увидит подобное действо у пятидесятников, например, не соблазнит ли его это на мысль, что у них Истина?

Человек-то мыслит обывательски! Ему важнее не благостные рассуждения о Спасении, а конкретная помощь в беде.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #7 : 04 Март 2010, 00:06:31 »

Думаю, разгадка этой истории обретается где-то в глубинах агиографических напластований. То что история описанная в Житии Феодра Тирона реальна, я не верю. Но с духовной точки зрения это не имеет никакого значения. Буквальный смысл - в предостережении от употреблении идоложертвенного, но подталкивания к общению с еретиками здесь нет.
Хотя вполне возможно даже, что здесь имеет место арианская редакция, типа того, когда "Апостольские постановления" ариане, вероятно, также переписывали, внося свою редакцию. В общем, какой-то проблемы я здесь не вижу.
Кстати упоминаемый в цитате, приведенной Вячеславом, в качестве светоча православия Маркелл Анкирский - еретик.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #8 : 04 Март 2010, 00:19:44 »

Думаю, разгадка этой истории обретается где-то в глубинах агиографических напластований. То что история описанная в Житии Феодра Тирона реальна, я не верю.

+

 
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #9 : 04 Март 2010, 01:36:09 »

не соблазнит ли его это на мысль, что у них Истина?
Человек-то мыслит обывательски! Ему важнее не благостные рассуждения о Спасении, а конкретная помощь в беде.

если он ищет не обожения,а здоровья,то соблазнит. зачем ему христианство?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #10 : 04 Март 2010, 11:23:04 »

Цитировать
праздновать эти явления просто не имеет смысла.

даже если эти явление признавать настоящими,то интерпретация их была явно латинской (типа Россия должна войти под омофор папы Римского).

Азамат, я именно поэтому и привел явление в Лурдесе в качестве примера.

Если допустимо, что традиция освящения кутьи перенята у еретиков, то в конце концов можно "доперениматься"  до того, чтобы перейти под омофор Папы.


Кстати упоминаемый в цитате, приведенной Вячеславом, в качестве светоча православия Маркелл Анкирский - еретик.

Да, кстати, вот справка:

Цитировать
Маркелл Анкирский

- епископ (ум. в 373 г.), участник 1 вселенского собора, антагонист Ария. В своих сочинениях против Ария М. впал сам в ошибку, не допуская для второго лица Св. Троицы название "ипостасного слова", а усвояя ему лишь название Сына Божия. По М., существует вечное "ипостасное слово" Божие, но не существует вчного Сына Божия; Слово сделалось Сыном лишь в акте воплощения. По поводу этих идей М. был обвинен в сабеллианизме и в ереси Павла Самосатского. Ариане на своих соборах, иерусалимском и константинопольском, подвергли его отлучению, как и Афанасия. После смерти Константина Вел. он был восстановлен в достоинстве епископа, потом снова низвергнут, но нашел покровительство у папы Юлия, который признал его православным. Последующие соборы то принимали его сторону, то высказывались против него. С ним полемизировал Евсевий Кесарийский.

----------------


Но с духовной точки зрения это не имеет никакого значения. Буквальный смысл - в предостережении от употреблении идоложертвенного, но подталкивания к общению с еретиками здесь нет.
Хотя вполне возможно даже, что здесь имеет место арианская редакция, типа того, когда "Апостольские постановления" ариане, вероятно, также переписывали, внося свою редакцию. В общем, какой-то проблемы я здесь не вижу.

Понятно.
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #11 : 04 Март 2010, 11:24:45 »

+

минус один Улыбающийся
а я верю в историю из жития Феодора. Улыбающийся
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #12 : 04 Март 2010, 13:26:53 »

если он ищет не обожения,а здоровья,то соблазнит. зачем ему христианство?

Это понятно. Только не каждой матери, например, можно рассказывать про исихазм, если у нее ребенок бьется в припадке. А являясь христианкой - она ищет помощи от Христа.

И в отсутствие таковой, не думаю, что большая часть женщин прекратит свои поиски. И если это произойдет у кришнаитов, то это и будет мысленный соблазн - "Истина у них".
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #13 : 04 Март 2010, 14:04:44 »

О Маркелле Анкирском и маркеллианах пишет Дамаскин в "О ста ересях":

Маркеллиане: от Маркелла из Анкиры Галатийской. Известно, что вначале он мудрствовал близко к Савелию. Хотя он часто защищал себя, и защищал письменно, тем не менее другие обвиняли его в том, что он остался при тех же мнениях. Возможно, что, переменив свои мнения, или он сам, или его ученики исправились. В защиту его книг выступали с заступничеством некоторые православные.
« Последнее редактирование: 04 Март 2010, 14:09:03 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #14 : 04 Март 2010, 15:46:08 »

О Маркелле Анкирском и маркеллианах пишет Дамаскин в "О ста ересях":

Судя по всему, умер он в общении с упомянутым Папой Юлием, а с его писаниями в общем так и не стали до конца разбираться...
Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!