consensus patrum
13 Август 2022, 00:27:21 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Кафоличность, вселенскость, соборность Церкви. Критика Афанасьева.  (Прочитано 1905 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« : 03 Сентябрь 2010, 09:10:37 »

Вл.Василий (Кривошеин). Кафоличность и церковный строй.

Во-первых, вл.Василий дает определение Церкви кафолической, опираясь на св.Кирилла Иерусалимского:

Цитировать
лучшим его определением или описанием являются слова святого Кирилла Иерусалимского в его "Катехизических беседах": "И (Церковь) называется "кафолической", потому что она простирается по всему миру, от одного края земли до другого и учит всецелому "знанию" и включает в себя все учения, которые должны стать частью человеческого знания... и обнимает весь род человеческий... и обладает всей полнотой благодати для врачевания любого греха души или тела и обладает всеми добродетелями в слове и в деле, какие могут быть мыслимы, и всеми духовными дарами"

Можно сказать, что, по воззрениям святого Кирилла Иерусалимского, который в этих словах выразил зрелое понимание Церковью ее главного свойства, "кафолический" означает:
1) универсальный, вселенский, как в географическом ("все концы света"), так и качественном аспектах, обнимающий людей различных рас, культур и социальных положений;
2) обладающий полнотой истины;
3) обладающий полнотой спасительной власти, препобеждающий любой грех и любое зло;
4) обладающий полнотой святости и милости;
5) и как следствие, "кафолическая" является единственной характеристикой истинной Церкви.



Кроме св.Кирилла, вл.Василий опирается на св.Иринея Лионского:

Цитировать
святой Ириней Лионский наиболее ярко выражает географическую и вместе с тем качественную универсальность Кафолической Церкви, единственность и многообразие, сочетающиеся в ней воедино:
"Церковь, хотя и рассеянная по всему миру до крайних его пределов, получила веру свою от апостолов и их учеников... Это священство и эту веру Церковь, хотя и рассеянная по всему миру, свято хранит, как если бы она вся была в одном доме, и исповедует, если бы исповедовала едиными устами. И хотя много в мире наречий, смысл Предания остается один и тот же. Потому что одна и та же вера соблюдается и наследуется Церквами в Германии, Испании, среди кельтских племен, на Востоке, в Ливии и в центральных частях мира. Но как Солнце, создание Божие, одно и то же для всего мира, так и свет служения истине, который просвещает всех, желающих прийти к познанию истины"



Таким образом, кафоличность включает в себя как вселенскость (географический момент), так и обладание полнотой истины (правую веру), власти (иерархический момент), святости и милости.

Признаки кафоличности можно поделить на внешние признаки - главным образом это универсальный охват в пространстве и времени, и качественные признаки - включение в себя людей без различий в их социальных характеристиках, культурном уровне, полноту истины и милости.


Осознание Церковью своей вселенскости основывается на словах Христа: "Будете Мне свидетелями... даже до края земли" (Деян.1,8  ).


Универсальность проявляется не только в пространстве, но и во времени. В "Пастыре" Ермы:
Цитировать
На свой вопрос: "Почему Церковь старая?" - Ерма получает ответ: "Потому что она была создана прежде всех вещей. По этой причине она старая, и ради нее был создан мир"

Географическая универсальность обеспечивается иерархией (епископами) по всему миру:

Цитировать
Святой Игнатий Богоносец говорит о вселенском характере Кафолической Церкви еще более конкретно, связывая его с епископским строем. Он пишет эфесянам о "епископах, которые назначены по всему миру"





Вл. Василий критикует евхаристическую экклезиологию Афанасьева, которая, по его мнению, утверждает прежде всего существование Поместной Церкви, и отрицает «вселенскую экклезиологию».
Афанасьев неправ, когда утверждает, что Свящ.Писание знает лишь Поместные Церкви, а идея Вселенской Церкви была впервые сформулирована св.Киприаном Карфагенским.

Кроме того, Афанасьев неправ  в умалении значения иерархии в Церкви.
Достоинство самой Евхаристии обусловливается тем, что она совершается епископом и в общении с ним.


Важное замечание также заключается в том, как правильно понять Церковь Поместную и Церковь Вселенскую.

С одной стороны, Поместная Церковь - это Кафолическая Церковь в геогр.рамках, и она тождественна с Кафолической Церковью Вселенской. Но в то же время Поместную церковь нельзя отождествлять с Кафолической Церковью Вселенской.

Эта антиномия решается с помощью аналогии с троической жизнью:

Цитировать
Отец, Сын и Дух Святой - не есть часть Святой Троицы, так же как в каждом из Них всецелое Божество проявлено полностью, так же как каждый из Них есть Истинный Бог и в то же время никто из них не есть Святая Троица и не тождественен с Нею - так же аналогичным образом полнота Кафолической Церкви проявляется во всех поместных Церквах, которые нельзя представлять себе ни как "части" Вселенской Церкви, ни как нечто, тождественное с нею. Такое отождествление можно сравнить с ересью Савелия, согласно которому "Отец", "Сын", "Дух Святой" не обладают истинной реальностью, но суть лишь простые проявления одного и того же.

Поместные церкви в отдельности друг от друга не обладают полнотой кафоличности:

Цитировать
множественность подчеркивалась уже в "Апостольском Предании" Ипполита (III в.) и предписывается первым апостольским каноном, четвертым Никейским каноном и девятым Антиохийским. Они нас учат, что в союзе с другими епископами епархия как поместное и полное проявление Кафолической Церкви может реализовать и поддерживать свою кафоличность как член (но не часть!) Тела Христова, которое есть "святая Кафолическая Церковь на всяком месте" [24], "Церкви по всему миру" [25]. Еще больше можно сказать о другом "харизматическом" установлении Кафолической Церкви: ее поместных и Вселенских соборах, начиная с Апостольского собора в Иерусалиме. С самого начала Церковь ясно сознавала, что ни один апостол, тем более ни один отдельный епископ, не имеет духовной власти решать основных вопросов веры и церковной жизни, возникающих в ходе церковной истории.



Термин «кафолический» был впервые использован св.Игнатием Богоносцем:

"Где епископ - там да будет и множество"; так же как "где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь"


Единственно верное понимание этой формулы (по вл.Василию) таково:

Цитировать
появление епископа среди поместного духовенства делает его Поместной Церковью с правящим епископом во главе, так аналогичным образом присутствие Христа в Церкви делает всю ее Кафолической. Как епископ является главой Поместной Церкви, так Христос есть Глава Церкви Кафолической. Другими словами, Поместная Церковь имеет видимую главу, епископа, тогда как Кафолическая Церковь в целом не имеет видимой главы. Ее главой является Сам Христос.



Неверные интерпретации -

у римо-католиков
(подобно тому, как Поместная Церковь имеет своей главой местного епископа, так Вселенская Кафолическая Церковь должна возглавляться по аналогии вселенским епископом.)

и у Афанасьева

(в обеих частях формулы речь идет об одной и той же поместной Церкви, и говорится о ней как о кафолической, потому что, где собираются евхаристическое собрание и епископ, там Христос, полнота и, следовательно, Кафолическая Церковь.)




В самом начале статьи из вскользь брошенной фразы можно понять, что вл.Василий считает неверным употребление термина «соборность» для перевода слова «кафолический».  Хомяков думал иначе.


Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!