azamat
|
|
« : 08 Март 2009, 15:34:02 » |
|
Как понимать святоотеческие выражения "изображал","принимал вид"...применительно ко Христу?
Эти выражения у святых отцов означают не театральные действия (как это понимают сейчас) или лишь назидательные отображения того,что должны делать мы, а то,что выражается фразой Св.Иоанна Дамаскина: "относительное усвоение нашего лица".
Согласно православной вере,Христос усваивал Себе существенно и относительно.
Существенно Он усвоил нашу целостную природу (дух-душу,тело), движение нашей общей природы (волю,энергию).
Относительно же усваивал Себе то,что либо не имело места в Нём Самом, либо не было обязательным для Него Самого:
молитву, пост, внешние искушения, крещение в воде, "богооставленность" на кресте, слова:"что ты называешь Меня благим...", "Бога Моего"...
Для чего Он усваивал относительно,а не существенно? Для того,чтобы мы,соединяясь с Ним в таинствах (которые являются актуализацией всего Его домостроительства), спасались с Ним и в Нём:
молились, постились, крестились водой и Духом, терпя богооставленность,не роптали,а предавали Богу дух свой, были смиренными,когда видели,что кто-то называет нас "благим","добрым"...
То есть Христос не только осуществляет искупление ради нас, но и помогает нам в таинствах проходить наш путь ко спасению, а потому и усваивает Себе то,что не было существенным в Нём Самом.
ТИПВ 3,25:
"Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, – усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: быв по нас клятва (Гал. 3, 13)"
Вот ещё пример относительного усвоения Христом молитвы,поскольку только Он по человечеству в молитве не нуждался никогда.
Св.Николай Кавасила. "Изъяснение Божественной Литургии":
"31. Почему священник призывает освятить дары не Сына, а Отца.
Но для чего священник к освящению даров призывает не Сына, тогда как Он, как сказано, и Священник, и освящает, а Отца? Чтобы ты знал, что Спаситель освящает не как человек, а как Бог, по Божественному Своему могуществу, которое у Него одно с Отцом. Желая показать это, и Сам Господь, когда совершал таинство, воззрел на небо и показал хлеб Отцу. По этой-то причине подобным же образом являл Он Себя и при совершении некоторых чудес — ПРИНИМАЛ ВИД молящегося Богу, чтобы показать, что это дело не человеческого естества, по которому Он имел на земле Мать, а Его Божества, по которому Он имеет Отцом Бога. И когда намеревался Он вознестись на крест, то, желая показать две Свои воли — Божескую и человеческую, волю Своего Божества предал Отцу, а волю Своего человеческого естества назвал Своим хотением: не яко Аз хощу, сказал, но якоже Ты (Мф. 26, 39), и не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Что Сам Он хотел тою волею, которою исполнял волю Отца, это видно из этих самых слов, где Он отличает хотение Свое от хотения Отчего, ибо выражение: не Моя воля, но Твоя да будет, свойственно соглашающемуся и желающему того же самого."
Вот ещё Дамаскин пишет об относительном,а не существенном усвоении Христом молитвы, дабы мы с Ним и в Нём усвоивали себе то,что Он усвоил относительно.
Св.Иоанн Дамаскин. ТИПВ, книга 3. Глава XXIV (68).
О молитве Господней.
"Молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично. Как же Господь молился о Лазаре и во время страдания? Ведь святой ум Его, однажды соединившись ипостасно с Богом Словом, – ибо один Христос-не имел нужды ни в восхождении к Богу, ни в испрашивании чего-либо у Бога; но Он молился потому, что усвоил Себе наше лицо, изображал в Самом Себе свойственное нам, сделался для нас образцом, учил нас просить у Бога и к Нему устремляться и святым умом Своим пролагал нам путь восхождения к Богу. Как Он претерпел страсти, руководя нас к победе над ними, так и молился, – как я сказал, – чтобы проложить нам путь восхождения к Богу и исполнить за нас всякую правду, как сказал Он Иоанну (Мф. 3, 15)".
Мы верим Его верой и молимся Его молитвами Отцу,Самому Себе и Святому Духу. То есть движемся не от себя,а Христом. Именно так должно быть в идеале,в святости. Отсюда и святоотеческое выражение:"самодвижная молитва".
Иисус по человеческому естеству помогает нам спасаться и делает то,что должны делать мы:
молится Троице,постится,крестится в воде,идёт в пустыню,попуская сатане искушать внешне,проповедует,чудотворит,терпит наши падшие условия жизни,как будто согрешивший или рождённый семенно,умирает,воскресает,возносится,восседает равнобожественно.
|