пока ключевым мне видятся слова свт.Василия: "крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати."
если по Зонаре раскольники чужды Церкви ("не только еретиков, но и раскольников, которые хотя не погрешают относительно догмата, но как отторгшиеся от тела церкви, уже не имеют пребывающей в них благодати Святаго Духа; а чего не имеют, то каким образом могут передавать другим?") и благодати, то по ВВ раскольники "ещё не чужды Церкви".
мне как раз представляется, что Зонара следует в русле мысли св. Василия: почему еретики, по Василию, совершенно чужды Церкви - потому что у них есть есть совершенное отторжение в самой вере: ("Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся ... ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было крещение еретиков совсем отметати..."). Почему раскольники ""ещё не чужды Церкви" - потому что у них не повреждена вера. поэтому они могут быть приняты без перекрещивания, но из этого Василий не далает вывода, что их крещение действительно. Т.е. фразу:
"крещение раскольников, яко еще не чуждых Церкви, приимати"
следует понимать как допущение икономии по причине единства в вере, но не как признание действительности крещения раскольников
вот ещё такое толкование:
Сщмч. Илларион (Троицкий):
"Крещение раскольников, ως έτι εκ της εκκλησίας όντων, принимать", - пишет святитель Василий. Приведенные греческие слова часто переводятся так: "Яко еще не чуждых Церкви" (славянский перевод в "Книге правил"), "как принадлежащих еще к Церкви" (русский перевод в творениях святого отца), mit der Kirche noch in Verbindung stehen (перевод J. Ernst'a. S.4). Но это не переводы, а толкования, которые нельзя признать удачными. Буквально следует перевести "как еще сущих из Церкви". Здесь не та мысль, будто раскольники еще принадлежат к Церкви, а та, что они еще из Церкви недавно вышли. Во всяком случае, принадлежность к Церкви едва ли может быть выражена предлогом εκ. Трудно представить принадлежность к Церкви в виде последовательных ступеней: Церковь, самочинное сборище, раскол. Если бы слова святителя Василия έτι εκ της εκκλησίας означали некоторую принадлежность к Церкви раскольников, то самочинные сборища должны бы, по его мнению, еще больше принадлежать к Церкви. Приверженцы самочинных сборищ принимаются только через покаяние. Но что о них говорит святитель Василий? "Если кто по обличении в грехе удален от священнослужения и не покорился правилам, но сам себе присвоил председательство и священнослужение, а с ним вместе отступили и другие, оставив кафолическую Церковь (καταλιπόντες την καθολικην εκκλησίαν)". Как же можно пребывать в Церкви, оставив вселенскую Церковь? Это было бы какое-то непонятное самопротиворечие: говорить, что раскольники еще в Церкви, и утверждать, что самочинные сборища отступили от вселенской Церкви, оставили ее."