consensus patrum
16 Апрель 2024, 23:56:28 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
Автор Тема: О человеческой природе в ипостаси Христа.  (Прочитано 38654 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #60 : 18 Апрель 2009, 09:04:41 »

Цитировать
///////////////***естественная страстность (претерпевания)...было вложено Богом в нашу природу от сотворения, но стало актуально только после грехопадения, после отпадения от Бога в наказание, назидание, вразумление и исцеление от гордыни.*** Роман,видится чуть другая картина.Оцените её на предмет истинности и заблуждения..Бог не творил в человеке страстей,даже в возможности..///////////////////

страсть не есть какая-то часть природы, чтобы её творить или не творить. Давайте немножко разгребём терминологию:

О силе наслаждения:

Сила наслаждения, как и сила гнева, в первозданном Адаме была целиком подвластна его воле. Эти силы были вложены в природу человека для отвращения зла и получения наслаждения от соединения с Богом. Но после грехопадения эти силы вышли из-под полной власти человека, хотя с Божьей помощью они и могут некоторым образом удерживаться. Так они могли быть удерживаемые людьми для исполнения ими ветхозаветного закона или жизни по совести. Они могут удерживаться и сегодня для исполнения евангельского закона.

О естественной тленности:

Тленность - собственное свойство тварной природы, которое по благодати не испытывало естество Адама до грехопадения. Под тленностью я подразумеваю не столько муку (утруждения), которые стали наказанием за преступление, сколько изменчивость естества. Начальность, изменчивость и конечность во времени и пространстве - вот собственные свойства тварной природы, противоположные свойствам природы божественной - безначальность, неизменчивость и бесконечность.

О страданиях:

Наказанием же за преступление стали утруждения. Ведь человек не просто стал тленным, но он оказался лишенным возможности поддерживать свою жизнь без утруждения. Земля была проклята и человек был должен добывать себе пищу тяжелым трудом, человек стал испытывать мучительное чувство голода и жажды, испытывать одиночество, духовную пустоту, нуждаться в крове и одежде, страдать, болеть и умирать в мучениях.

Эти страдания (страстность) вошли в природу человека только после грехопадения. (см. 61-й вопрос-ответ преп.МИ) Мука в отличие от естественной тленности не была изначально вложена в природу Богом, но стала осуждением человека за неправедное наслаждение. Вложенное же в природу Богом наслаждение стало спутником муки. Избегая муки, человек стал устремляться к чувственному наслаждению, впервые испытанному Адамом при вкушении запретного плода, которое было временным и закачивалось новой мукой и острым влечением к этому наслаждению. Так чувство жажды и голода устремляет человека к его преодолению через еду и питье и получению чувственного удовольствия от насыщения, которое затем снова сменяется мукой - жаждой и голодом и т.д.

Правильным будет разгрести на примере ТИПВ преп. Иоанна Дамаскина.

1) Под законом законом во удех плоти преп. Иоанн Дамаскин понимает чувственное удовольствие и похоть.

ТИПВ 4, 22

"Поэтому покоящиеся в нашем теле запах и ощущение греха, т.е. похоть и чувственное удовольст-вие, называются законом во удех плоти нашей.
Закон ума моего, т.е. совесть, соуслаждается закону Божию, т.е. заповеди, и желает ее. Закон же греха, т.е. внушение через закон, находящийся во удех, или через похоть, чувственную склонность и движение и через неразумную часть души, противуюет закону ума моего, т.е. совести и, хотя я желаю закона Божия и люблю (его), а греха не желаю, пленяет меня вследствие смешения (с моими членами тела) и, через приятность удовольствия, через похоть плоти и через неразумную часть души, как я говорил, обольщает меня и убеждает сделаться рабом греху."


2) Похоть и страстный гнев (раздражение) это страстные движения неразумной части души, подчиняющейся разуму. Этим они отличаются от так называемых безупречных страстей, которые являются движением неразумной части души, не подчиняющейся разуму.

ТИПВ 2, 11

"силы души разделяются на разумные и неразумные. Неразумные силы бывают двух видов. Одни из них непослушны разуму, т.е. не повинуются ему; вторые же послушны и повинуются разуму. Непослушны разуму и не повинуются ему сила животная, называемая еще силою кровообращения, сила произведения семени, или сила рождения, сила растительная, называемая также силой питания; видами этой силы являются сила возрастания и сила образования тел. Все эти силы управляются не разумом, а природою. Послушные же и повинующиеся разуму силы души суть гнев и похоть. А обобщенно неразумная часть души назыается страстным и вожделющим началом"


3) Страсти они потому и страсти, что возникают под влиянием воздействия извне. Похоть и гнев возникают под воздействием безупречных страстей. Похоть и гнев это реакция неразумной части души на страдания и удовольствия или на представление о них.

ТИПВ 2, 22
"Слово "страдание" имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие. За страданием следует неудовольствие; но неудовольствие не есть самое страдание, ибо когда страданию подвергаются предметы, лишенные чувства, они боли не испытывают. Таким образом, не страдание болезненно, но ощущение страдательного состояния. А чтобы такое ощущение имело место, страдание должно быть заслуживающим внимания, т.е. значительным по силе.
Душевные страдания, или страсти, определяются следующим образом: страсть есть движение волевой способности, ощущаемое душой и основывающееся на представлении доброго или злого; иначе: страсть-неразумное движение души, вызываемое представлением о добре и зле. Представле-ние доброго вызывает желание, а представление дурного - раздражение. Родовое же, или общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными силами.
"


4) Немного отступаю от преп. Иоанна.
Похоть и гнев уподобляют нас животным. В них то же есть эти страсти, но они для них вполне естественны. Эти страсти становятся естественными и для падшего человека. Но они уже представ-ляют собой определенную скверну, потому что страстные силы души в человеке предназначены совершенно для иного. И страстное начало в человеке должно быть не уничтожено, а преображено. Движением вожделевательной силы должна быть любовь, а раздражительной силы - ненависть ко греху. Об этом много говорится у преп. Максима Исповедника и св. Григория Паламы.

5) В падшем человеке душевные страсти возникают в утробе матери и никак не связаны со свободным выбором человека, с его "гноми". В младенцах страстное начало никак не может контролироваться разумом. И у младенцев еще нет свободного выбора. Похоть и гнев это не вольный грех. Это и есть некое начало, получаемое нами в наследство от Адама, и делающее нас нечистыми в глазах Бога. Взрослея, человек получает определенную возможность взять под контроль страстное начало, но для падшего человека это практически не возможно. Хотя свободы воли полностью оно человека не лишает.

ТИПВ 2, 22
"В неразумных животных как скоро возникает какое-либо влечение, тотчас же за ним следует стремление к действию; ибо влечение неразумных существ неразумно, и они ведутся естественным влечением. Поэтому влечение неразумных существ не называется ни волею, ни хотением, так как воля есть разумное и свободное естественное влечение. В людях, как существах разумных, естественное влечение не столько управляет, сколько управляется; ибо оно действует свободно и совместно с разумом, поскольку в человеке силы познавательные и силы жизненные связаны между собой. Поэтому человек свободно влечется желанием, свободно исследует и рассматривает, свободно обдумывает, свободно решает, свободно определенным образом настраивается, свободно делает выбор, свободно стремится, свободно совершает все, что согласно с природой."

ТИПВ 2, 24
"Следует принять во внимание то, что дети и неразумные животные действуют добровольно, но не по свободному выбору. Равным образом то, что мы делаем в раздражении, без предварительного обдумывания, мы делаем добровольно, однако не по свободному выбору. Точно так же, если к нам неожиданно приходит друг, мы принимаем его добровольно, однако здесь нет свободного выбора; или если кто неожиданно получит богатство, он получает его добровольно, однако опять без свободы выбора. Все это принимается добровольно, ибо доставляет удовольствие, однако здесь нет свободы выбора, так как нет предварительного обдумывания. А как было сказано выше, обдумыва-ние всегда должно предшествовать выбору.
"


6) Похоть и гнев оказывают воздействие на наш выбор, склоняя его ко греху.
То есть, развитие греха в падшем человеке происходит по следующей схеме:
безупречные страсти вызывают гнев и похоть, а они в свою очередь склоняют "гноми" ко греху.

Цитировать
///////////////////Так как человек есть образ и подобие Его..Но сотворил его,со свободной волей,и вещественным,материальным,с изменяемым тропосом существования его природы.Человек же не утверждённый в добре,соблазнился и изменил собственным произволением - Богу(логосу,своей родной природе),и заполучил злобытие..И так как всё тварное сотоит из ничего и праха,то человек хронически уклонившийся от своего логоса,оказывается телом на пути к возврату в этот прах,а также душой и телом - в страдании,которое возможно опять же только вне Бога(логоса).////////////////

ИМХО, это е тот случай, когда простые вещи следует излагать сложными богословскими терминами: логос-тропос. Я уже приводил 61-1 вопрос-ответ: све свои естественные силы души Адам от Бога направил к чувству - и этим отказался от БЛАГОДАТИ бессмертия. Актуализировалась естественная тленность ибо Адам был отлучен от источника бессмертия: Древа Жизни (см. Быт.3:22-23), под кот. Святые Отцы понимали БОГА, Его Нетварную Энергию.

Кстати, в хрестоматийном труде "О Воплощении..." свт. Афанасий Великий пишет:

"... Им, людям, кто как и животные, были ПО ПРИРОДЕ НЕДОЛГОВЕЧНЫ, Он подарил благодать, в которой другие существа испытывали недостаток… … … Бог поставил эту благодать, которую Он дал, в условность с первого дня от двух вещей: а именно, закона и места… … … если бы они впали в заблуждение и стали порочными, откинув свое прекрасное первородство, тогда они поработились бы согласно ЕСТЕСТВЕННОМУ ЗАКОНУ смерти и перестали бы жить в раю, но, умирая вне его, продолжали бы жить в смерти и в тлении… … … По природе, конечно, человек смертен, так как он был сотворен из ничего ..."

Вот совершенно справедливо говорит В.Н.Лосский:

"Было ли лишение благодати причиною падения? Понятие о благодати, надбавляющейся к природе (gratia supererogatoria), чтобы направить ее к Богу, чуждо учению Восточной Церкви. Будучи образом Божиим, человеческая личность была преднаправлена к своему Первообразу; ее природа неудержимо устремлялась к Богу по своей воле, которая есть сила духовная и разумная. "Первозданная праведность зиждилась на том, что сотворенный Богом человек мог быть только природой доброй, направленной к добру, то есть к общению с Богом, к стяжанию нетварной благодати. Если эта добрая природа вошла в разногласие со своим Создателем, это могло случиться только в силу ее способности самоопределяться изнутри, вследствие своей autexousia, дающей человеку возможность действовать и хотеть не только сообразно его естественным склонностям, но также вопреки своей природе, которую он мог извратить, сделать "противуестественной". Падение человеческой природы является непосредственным следствием свободного самоопределения человека, который добровольно захотел повергнуть себя в это состояние. Противоестественное состояние должно было привести к распадению человеческого естества, завершающемуся смертью, как конечной стадией распадения извращенной природы, отпавшей от Бога. в ЭТОЙ ИЗВРАЩЕННОЙ ПРИРОДЕ НЕТ БОЛЬШЕ МЕСТА ДЛЯ НЕТВАРНОЙ БЛАГОДАТИ; в ней, говорит святой Григорий Нисский, ум, вместо того, чтобы отражать Бога, как опрокинутое зеркало принимает в себя образ бесформенной материи, и страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа. Лишение благодати - не причина, а следствие грехопадения. Человек лишил себя дара общаться с Богом, ЗАКРЫЛ ПУТЬ БЛАГОДАТИ, которая через него должна была изливаться на всю тварь"

Цитировать
//////////////.Страсти и смерть - не наказание(в прямом смысле слова),они - закономерное следствие греха,сдерживаемые и попускаемые Богом по Его промыслу... ///////////////

как эпитимия  =  наказание для вразумления и спасения = лекарство от греха.
« Последнее редактирование: 19 Апрель 2009, 12:46:28 от Romeo » Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
андрей
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 22



« Ответ #61 : 19 Апрель 2009, 12:22:37 »

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!Роман,спасибо за интересный труд!Читал с удовольствием...))**эпитимия=наказание=лекарство от греха** - согласен,в смысле закона естества,которое естественным образом реагирует и направляет существование природы.Предложу витиеватое дополнение к этому списку : = естественное свойство тварной природы познавшей зло,используемое Богом для совершения человека в этом познании,для умного утверждения его в добре..С Праздником!
« Последнее редактирование: 19 Апрель 2009, 12:48:07 от андрей » Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!