consensus patrum
08 Декабрь 2024, 01:19:48 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Святитель Иларий Пиктавийский о молитве Господа  (Прочитано 9715 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« : 29 Декабрь 2009, 03:17:20 »

Святой Иларий Пиктавийский дал блестящее толкование на Гефсиманскую молитву Господа Иисуса Христа :


"Вследствие добровольной смерти Христос не испытывал и боязни ввиду приближающихся страданий. Если Господь сказал : “Прискорбна душа Моя до смерти” (Мф. 26, 38), то надо обратить внимание на то, что Он не сказал, что скорбит по причине смерти, а до смерти, обозначая не причину скорби, а ее продолжительность. Причиною Его скорби была не предстоящая смерть, а опасение за учеников, слабость которых Он предвидел (ib., XXXI, 2 — 5). Подобный же смысл имеют и слова: “Отче Мой, если возможно, да прейдет от Меня чаша сия”. Не сказал “прейдет Меня”, но “прейдет от Меня”. Первое выражение было бы молитвою за Себя, боящегося смерти, а второе обозначает переход от одного к другому. “Так как невозможно было Христу не страдать, то Он молился за тех, которые имели страдать после Него, словами: да прейдет от Меня чаша сия, т.е. как она испивается мною, так пусть будет испита и ими — без утраты надежды, без ощущения страданий, без страха смерти” (ib., XXI, 7)."

Святитель Иларий Пиктавийский. О Святой Троице в 12-ти книгах. Из 10-й книги. Попов И. В. Св. Иларий, епископ Пиктавийский. БТ №4. 1968. с. 164-165.

http://otechnik.narod.ru/dogmatika24.doc
« Последнее редактирование: 02 Ноябрь 2010, 23:26:25 от Денис В.С. » Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #1 : 29 Декабрь 2009, 11:15:31 »

Спасибо, интересно.

Однако все-таки нормативным, так сказать, толкованием стало, насколько могу судить, диоэнергистское - Христос реально испытал страх по человечеству, в смысле добровольного попущения действия в Себе неукоризненного страха смерти ("страшился, но не малодушествовал"), ради дарования нам победы над своим укоризненным страхом и превосхождения нами страха естественного неукоризненного.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #2 : 29 Декабрь 2009, 11:18:06 »

Прп. Иоанн Дамаскин: «И вновь: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26, 39), то есть чаша смерти. Вот природное стремление и вожделение жизни, которое естественно имеют разумные, так и бессловесные существа. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Вот естественное и разумное стремление ума, свободное, рассудительное и обуздывающее неразумное стремление. Не Моя воля, но Твоя да будет. «Моя», человеческая, насколько она не общая с Тобой – ведь Ты не стал человеком, как Я, то есть таким же, и не принял человеческие страсти. «Но Твоя», общая у Меня и Тебя, к которой Я причастен, как и к природе Божества. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38), не для того, чтобы человеческое Мое воление поступало по собственному, противному Твоей воле выбору, но дабы повиновалось Твоей воле, и дабы пожелание Твоего воления стало желанием и Моей человеческой воли» (О свойствах двух природ во едином Христе, 41).
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #3 : 29 Декабрь 2009, 11:19:55 »

При этом молитва Христа соответствовала не естественному, а относительному, конечно, усвоению.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 29 Декабрь 2009, 11:37:40 »

да,у св.Илария больше западно-психологическая интерпретация,в отличие от онтологической восточной.

во Христе,помимо ума и плоти были ещё и неразумные стремления низшей "части" души,а значит вся полнота человеческого естества.

эти неразумные стремления сами по себе не греховны,а греховны лишь тогда,когда подчиняют себе высшую сторону души:т.е.ум.

Самим же Логосом в природу "запрограммированы" логосы

1. бытия (отсюда и желание существовать,а не умирать),
2. благобытия (отсюда неукоризненное желание избежать страданий,боли),
3. присноблагобытия (отсюда желание покоряться Божеству,даже если Его воля потребует пойти как бы против логосов бытия и благобытия.

такой онтологический взгляд на гефсиманскую молитву глубже,догматичней и естественней,нежели ходатайство об учениках.

к тому же такое ощущение,что св.Иларий воспринимает это как относительное усвоение,в то время как все отцы толкуют страх как существенное усвоение.

у меня вызывает интерес другое (позитивистское): если ученики спали,а Христос отошёл подальше в ту ночь,то откуда евангелистам знать такие подробности Его молитвы?

Христос издалека так громко это говорил?

но как тогда посреди ночи можно было видеть капли,стекающие из страждущей плоти во время молитвы?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #5 : 29 Декабрь 2009, 23:31:07 »

Цитировать
у меня вызывает интерес другое (позитивистское): если ученики спали,а Христос отошёл подальше в ту ночь,то откуда евангелистам знать такие подробности Его молитвы?

Христос издалека так громко это говорил?

но как тогда посреди ночи можно было видеть капли,стекающие из страждущей плоти во время молитвы?

Спаситель после Воскресения 40 дней ходил по земле и всю Тайну Домостроительства запросто мог объяснить своим ученикам, также Святой Дух всё напомнил апостолам то, что совершал Сын Божий.

Ещё надо помнить, что Христианство - Религия Предания, а не религия книги как, например, ислам, поэтому апостолы многое знали не из Писания, а из Предания. Мне очень нравятся слова свт. Иоанна Златоуста о том, что нам не следует иметь нужды в Писании, так как всё Учение у христианина может быть написано в сердце Духом Святым безо всякого Писания.
Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #6 : 29 Май 2015, 15:10:07 »

Подобным образом, об отсутствии страха у Господа Иисуса Христа учили и свт. Василий Великий и преп. Нил Синайский.
У преп. Нила Синайского замечательное толкование о Гефсиманской молитве Господа Христа.

"Христос, Владыка всяческих нимало не устрашился смерти. Он пришел пострадать для спасения человеков. Посему, когда слышишь, что говорить Он: «Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша» смерти (Мате. 26, 39),— разумей, что не с боязнью и трепетом произносит сие, но смирением в речах уловляет мысленного змия, чтобы, признавая Его простым человеком, трепещущим и боящимся страдания, исполнил чрез служивших ему иудеев то, что Сам Он предположил и старался совершить за нас. Ибо враг, сам от себя измышляя крест, не знал, что исполнится сим сказанное в псалмах: «в делех руку своею увязе грешник» (Пс. 9,17), и: «обратится» лукавство «его на главу его» (Пс. 7, 17), уловленного в погибель рабиим зраком и смиренными речами Владыки. Ибо уловляем был уловляющий нас, называемый китом и змием. И о Христе сказано в книге Иова, что «имать одолети великаго кита» (Иов. 3-8), и извлечет змия удицею Своего домостроительства по плоти (40, 20)".
(Преподобный Нил Синайский - Письма.Постельничему Мефодию)
http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=nsinlet1#nsin41
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!