consensus patrum
08 Декабрь 2024, 00:15:37 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
Автор Тема: Воинское служение в Православии  (Прочитано 38588 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Василий Centurion
Гость
« : 03 Октябрь 2009, 01:51:41 »

"Вспомнить, что же говорит Священное Писание о воинском служении, особенно важно именно в наше время, когда в обществе распространяются протестантские представления о том, что будто бы христианину запрещено участвовать в войне и служить в армии и даже брать в руки оружие. При этом делаются попытки обосновать подобные представления ссылками на Библию.

Рассмотрим, что же говорит Священное Писание о войне и воинском служении, опираясь на святоотеческое толкование текстов Священного Писания...."
Продолжение здесь http://www.pobeda.ru/content/view/8234/11/

Ещё ссылка по теме http://www.pobeda.ru/content/view/1709/11/

Прошу всех - оценить вышеприведённые тексты.

И вопросы ко всем.
1) Насколько соответствует святоотеческой традиции - то что в России различным родам войск "назначены" разные святые покровители ?
http://www.pobeda.ru/content/blogcategory/11/192/
Было ли подобное в царской России - то что у разных воинских подразделений разные святые покровители?
А в Византии?
Что по этому поводу говорили святые отцы?

2) В настоящее время появились православные христиане которые считают, что
1) Православный христианин не должен применять насилие даже для сопротивления злу
2) Ни в коем случае не должен служить в армии
2) Ни в коем случае не должен участвовать в войне, пусть даже - оборонительный.
Свои взгляды они называют "истинным Православием" и даже "истинным учением Христа".
Насколько оправданы их слова о том что это и есть "истинное Православие"?
(к слову: их оппоненты обвиняют их в том что они "Православие подменяют толстовством").

ЗЫ. Прошу участников дискуссии ни в коем случае не примешивать политику в обсуждения - боюсь что модераторы в таком случае снесут тему в корзину.
Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #1 : 04 Октябрь 2009, 19:05:00 »

Неужели даже Азамату сказать нечего?...
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #2 : 04 Октябрь 2009, 19:34:36 »

Мне, например, эта тема неинтересна. Если в течении следующих суток никто по ней не напишет - отправлю ее в Архив.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #3 : 05 Октябрь 2009, 02:01:07 »

Цитата: Василий Centurion
1) Православный христианин не должен применять насилие даже для сопротивления злу
2) Ни в коем случае не должен служить в армии
2) Ни в коем случае не должен участвовать в войне, пусть даже - оборонительный.

Каждый живи в ту меру, что достиг (это у ап.Павла есть такой совет). Это не по логике "долженствования".

Священники и монашествующие никогда воинами не были (насколько мне известно). Можно из этого сделать определенные выводы.

Вопрос поставлен не очень перспективно в плане обсуждения.
Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #4 : 05 Октябрь 2009, 03:23:33 »


Священники и монашествующие никогда воинами не были (насколько мне известно). Можно из этого сделать определенные выводы.

насколько я знаю, история знает много случаев, когда монахи были воинами. Вспомните оборону Соловецкого монастыря.
Или вспомните что у византийских императоров были телохранители-монахи.

Священники - другое дело. Но следует напомнить что в числе мученников Аморийских есть БЫВШИЙ священник, который принимал участие в обороне города.

Скажите, а какие выводы можно сделать из того что среди первомучеников христианских - много людей воинского звания?

Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #5 : 05 Октябрь 2009, 16:05:59 »


Цитата: Василий Centurion
какие выводы можно сделать из того что среди первомучеников христианских - много людей воинского звания?

Знаю случаи, что воины, становясь христианами, отказывались быть воинами - служить императору таким образом. За это их и "умучивали". 

В начале христианской истории христианство и воинская служба считались несовместимыми.

Если уж завязался разговор, то стоит вести его неформально. Знаю монашеское свидетельство на этот счет, которое мне кое-что прояснило в этом вопросе. Был разговор в интернете

Цитировать
В Церкви Бог каждому дал талант и дело. Стараюсь держать себя в руках, сохранить свой чин. Один молится, другой служит, а третий должен жизнь отдать. Бог наш да благословит нас на всякое доброе дело, аминь. Простите...

...без воли Божьей и волос с головы не упадет. Возможно есть воля Божия пожить в смирении под властью неверующих и врагов. Где-то у пророков сказано, что это сделано для очищения Церкви от чуждых, которые только носят личину христианина.

Когда ему привели слова:

Цитировать
"...Неужели Православное Русское духовенство явит миру и России невиданное зрелище безумия и самопредательство, и пойдёт не рядом с монархистами, а с другими политическими партиями, или враждебными, или равнодушными к Православию и Церкви Христовой? Да не будет!"
священномученик о. Иоанн Восторгов


Последовал ответ:

Цитировать
Полагаю, что православное русское духовенство пойдет со Христом. Простите...

Это слова человека, имеющего за плечами 20 лет службы в армии и чин подполковника. 
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #6 : 05 Октябрь 2009, 16:19:41 »

Елена, а нет ли у Вас тут намека на пацифизьм?  Подмигивающий
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #7 : 05 Октябрь 2009, 16:41:58 »

Наверно, есть  Улыбающийся.

На мой взгляд, в христианском вероучении тоже есть такой намек. В событиях жизни Христа.

Записан
Дмитрий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 113


« Ответ #8 : 05 Октябрь 2009, 17:49:51 »

Священники и монашествующие никогда воинами не были (насколько мне известно). Можно из этого сделать определенные выводы.

Если и продолжать вести разговор (как Вы предлагаете - неформально), то - монах Илья Муромец (если не ошибаюсь - канонизирован в конце семнадцатого века) был убит именно сражаясь с оружием в руках в пещерах Киево-печерской Лавры.
Записан

Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #9 : 05 Октябрь 2009, 20:44:58 »

Священники и монашествующие никогда воинами не были (насколько мне известно).

А Пересвет и Ослябя?

Можно из этого сделать определенные выводы.

А вот интересно, какие выводы можно сделать из благословения, данного Сергием Радонежским св. Дмитрию Донскому на Куликовскую битву?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #10 : 05 Октябрь 2009, 23:43:09 »

Про монахов спасибо, что привели примеры. Хоть, на мой взгляд, бывают исключения, которые только подтверждают правило.

А почему священники не служат в армии?
« Последнее редактирование: 05 Октябрь 2009, 23:44:48 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #11 : 05 Октябрь 2009, 23:52:13 »


Я ни на чем не настаиваю. Самой интересно разобраться.

Есть у аввы Дорофея мысль о грехах, которые совершаются по логике "меньшего зла". Он рассматривает это на примере вранья. И говорит, что когда лжешь даже ради благой цели - то все равно должен помнить, что творишь зло. И высказывает мысль (очень важную, на мой взгляд) о том, что Бог ставит тебя в ситуацию этого вынужденного греха только потому, что общая логика жизни еще не достигла нужной чистоты. Чем ты чище - тем более явно действует в твоей жизни провидение, избавляя тем самым от двусмысленных ситуаций выбора "из двух зол меньшего".

« Последнее редактирование: 06 Октябрь 2009, 00:07:48 от seksta » Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #12 : 06 Октябрь 2009, 03:05:32 »

Уважаемая seksta
Вы писали что в событиях жизни Христа есть намёк на пацифизм:

На мой взгляд, в христианском вероучении тоже есть такой намек. В событиях жизни Христа.

Напоминаю. Христос сказал на прощальной Вечери: "Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет,
продай одежду свою и купи меч. Они сказали: Господи! Вот здесь два меча. Он сказал им: довольно" (Лк. 22, 36-38).
В Новом Завете нет никакого безусловного и прямого запрещения христианину употреблять оружие в земной жизни.
Записан
Василий Centurion
Гость
« Ответ #13 : 06 Октябрь 2009, 03:39:08 »

Знаю случаи, что воины, становясь христианами, отказывались быть воинами - служить императору таким образом.


А я вот перечитывая жития святых воинов ни одного такого случая не нашёл. Не было такого.
В Новом Завете читаем о том, что военнослужащий императорской римской армии, сотенный начальник по
имени Корнилий в числе других получил дар Духа Святого, в чем ему военное звание нисколько не помешало. Он был первым
из бывших язычников, который удостоился вступления в христианскую общину, при этом Апостол Петр не запретил ему
остаться в военном звании (Деян. 10).
Вспомним, что говорится о сотнике: "Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
благочестивый и боящийся Бога он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия" (Деян. 10: 1-3).
Апостол Павел учил первых христиан что войны в некоторых случаях бывают неизбежными и законными:
"Древние пророки верою побеждали царства, творили правду. Были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33-34).
В глазах Апостола Павла военные подвиги - не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на
совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы.

Воины-христиане отказывались поклоняться идолам - за это их и умучивали. Воины-христиане не были против того чтобы служить в безбожной римской армии (да и что плохого в том - чтобы служить Отечеству?), они были против поклонения языческим богам.
Апостольское правило - "каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1 Кор. 7: 20) - давало
возможность находиться в армии безбожной Римской империи и воинам-христианам.
Воины-христиане умудрялись заниматься миссионерством - служа в безбожной римской армии (об этом читаем в житиях).
Да и как христиане могли быть против службы в армии, если добро на это дал сам Иисус Христос?
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
Приводится в Священном Писании пример - о сотнике который просил Сына Божьега исцелить своего слугу и
который удостоился высочайшей похвалы от Иисуса Христа: "Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой
веры" (Лк. 7: 9).
На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей наступательной операции, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается Иисус Христос, беря это как пример для притчи: "Какой царь, идя на войну против
другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с
двадцатью тысячами?" (Лук. 14: 31)

Иоанн Креститель также считал воинское служение вполне приемлемым. Воины, которые приходили к нему и спрашивали:
"Что нам делать?", - в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во
время своей службы: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3: 14).
Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что святой Иоанн Креститель "воинов убеждает не похищать, но довольствоваться
оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых,
убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов - удерживаться от зла. Ибо сии не были еще
способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им
достаточно было не делать зла".

Я считаю, Господу Богу нашему Иисусу Христу ещё и потому угодно служение воинское, потому что там на Небесах - всё устроено как в армии. В Новом Завете об этом пишется недвусмысленно. Я имею в виду как раз пример с этим сотником (центурионом).

Вспомним. К Господу пришёл римский офицер - сотник, начальник над солдатами. И сказал: «Господи! Слуга мой лежит дома и очень страдает». Христос ответил: «Я приду и исцелю его». Сотник же сказал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл в мой дом. Но скажи только слово - и, я знаю, выздоровеет слуга мой». Обрадовался Христос, что сотник так истинно в Него верует, и сказал: «Да будет так!» И слуга выздоровел в тот же час.
Многие исследователи (насколько я помню) считают что этот сотник был из числа тех римлян - которые приняли ветхозаветную иудейскую религию. Как известно, случаи прозелитизма в иудейской религии были известны и до явления Христа.
Об этом свидетельствуют слова иудейских старейшин перед Иисусом Христом: ""Достоин тот, которому Ты окажешь милость; благоразумен получатель дара; достоин Твоего пришествия. Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу".
Возвратимся к диалогу Господа нашего Иисуса Христа и сотника.
"Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин" (Лук. 7: 3). Сотник услышал о Нём - что Он словом исцеляет, словом воскрешает мертвых, словом прогоняет демонов.
Св.Иоанна Златоуст пишет: "Послал к Нему Иудейских старейшин; не из гордости отказывается сам прийти, но не решается за самого себя ходатайствовать, по величию этого достоинства. Он сознавал себя человеком от человека тленного, а Иисуса Богом от Бога, единородным Сыном от нерожденного Отца. Поэтому, вследствие благоговения, посылает старейшин церкви, поступая по-апостольски раньше апостолов: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним… и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5: 14, 15).
"И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой" (Лук. 7: 6).
Иоанн Златоуст пишет об этом: "По первому побуждение своей души, он посылает старейшин; но сделав это и ожидая у себя, он не остается в покое. Подумав про себя, сколько различия в достоинстве, он высылает наперед рабов, с приглашением и словами: "Не беспокойся: ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой". О, сообразительность и трезвенность сотника! Не остался для него в тайне Бог, скрываемый в человеке; не осталось для него в тайне единородное Слово, облекаемое телом. Он видит храм, и разумеет обитателя. Не остался для него в тайне Владыка.... Тотчас Иисус удивляется и свидетельствует о его высокой вере, о благородном побуждении его души, по которому он говорил Спасителю: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой."
Далее сотник говорит: "Но скажи слово, и выздоровеет слуга мой".
Становится понятно что сотнику знакомы слова: ""Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их"(Пс. 12: 6).

Толкование Иоанна Златоуста о сотнике
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z10_2/Z10_2_67.htm

Далее сотник продолжает:
"Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает".
Сотник говорит о том, что военнослужащие, являющиеся Его подчинёнными - выполняют приказы которые он отдаёт им.
То есть, мы видим. Сотник понимает: Господь Иисус Христос является Богом, и Ему подчинено Воинство Ангельское. Поэтому Иисус Христос своим Словом
может отдать приказ ангелам (как военачальник своим подчинённым)
- и они выполнят его приказ (как военнослужащие выполняют приказ своего командира).

Сотник просто убеждён в этом. А поскольку Иисус Христос не опроверг его слова - значит так оно и есть. Значит на Небесах Воинство Ангельское действует по тому же главному принципу - по которому на земле действует Воинство земное.
Получается что Воинство Земное, ведущее справедливую войну и обороняющее своё Отечество - можно считать образом Воинство Небесного, его отражением на земле. ИМХО. Или я неправ?
 
За это их и "умучивали".

Умучивали их не за то что они отказывались служить в армии, но за что - что отказывались поклоняться идолам. И насколько я знаю, от них (римских воинов-христиан до эпохи Св Константина) - не требовали отречься от Христа. От них требовали признать язычеких богов (и самого императора) равными Христу.  
« Последнее редактирование: 06 Октябрь 2009, 03:43:03 от Василий Centurion » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #14 : 06 Октябрь 2009, 11:15:49 »

Цитата: Василий Centurion
Умучивали их не за то что они отказывались служить в армии
По-разному было.

Цитата: Василий Centurion
Христос сказал на прощальной Вечери: "Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч. Они сказали: Господи! Вот здесь два меча. Он сказал им: довольно"

Я не говорю о запрете на воинское служение. В той мере, когда мы не в сугубой близости Христу, логика нашей жизни управляется мирскими обстоятельствами и обязанностями. Когда близки ко Христу - тогда Церковь стоит тем, что не от оружия и военной силы. "Подставлением щеки", мученичеством. Но до этого еще нужно дорасти.

В момент ареста Христа была попытка применить оружие - и была на это сказано: не знаете, какого вы духа...

P.S. По древним церковным правилам воин отлучался от причастия на довольно большой срок. Даже если защищал отечество.

Но я не хочу с вами спорить. То что изложила - не для опровержения вашего подхода, а для "противовеса", что ли. Для объемности.

Тема сложная и не может быть уложена в однозначные резолюции. В том смысле, насколько это касается нас лично - у нас есть обязанность решать такие вопросы. А разговор "вообще", "за всех" и "для всех" - это мало перспективно.
Записан
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!