Знаю случаи, что воины, становясь христианами, отказывались быть воинами - служить императору таким образом.
А я вот перечитывая жития святых воинов ни одного такого случая не нашёл. Не было такого.
В Новом Завете читаем о том, что военнослужащий императорской римской армии, сотенный начальник по
имени Корнилий в числе других получил дар Духа Святого, в чем ему военное звание нисколько не помешало. Он был первым
из бывших язычников, который удостоился вступления в христианскую общину, при этом Апостол Петр не запретил ему
остаться в военном звании (Деян. 10).
Вспомним, что говорится о сотнике: "Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
благочестивый и боящийся Бога он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия" (Деян. 10: 1-3).
Апостол Павел учил первых христиан что войны в некоторых случаях бывают неизбежными и законными:
"Древние пророки верою побеждали царства, творили правду. Были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33-34).
В глазах Апостола Павла военные подвиги - не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на
совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы.
Воины-христиане отказывались поклоняться идолам - за это их и умучивали. Воины-христиане не были против того чтобы служить в безбожной римской армии (да и что плохого в том - чтобы служить Отечеству?), они были против поклонения языческим богам.
Апостольское правило - "каждый оставайся в том звании, в котором призван" (1 Кор. 7: 20) - давало
возможность находиться в армии безбожной Римской империи и воинам-христианам.
Воины-христиане умудрялись заниматься миссионерством - служа в безбожной римской армии (об этом читаем в житиях).
Да и как христиане могли быть против службы в армии, если добро на это дал сам Иисус Христос?
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
Приводится в Священном Писании пример - о сотнике который просил Сына Божьега исцелить своего слугу и
который удостоился высочайшей похвалы от Иисуса Христа: "Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой
веры" (Лк. 7: 9).
На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей наступательной операции, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается Иисус Христос, беря это как пример для притчи: "Какой царь, идя на войну против
другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с
двадцатью тысячами?" (Лук. 14: 31)
Иоанн Креститель также считал воинское служение вполне приемлемым. Воины, которые приходили к нему и спрашивали:
"Что нам делать?", - в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во
время своей службы: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лк. 3: 14).
Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что святой Иоанн Креститель "воинов убеждает не похищать, но довольствоваться
оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых,
убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов - удерживаться от зла. Ибо сии не были еще
способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им
достаточно было не делать зла".
Я считаю, Господу Богу нашему Иисусу Христу ещё и потому угодно служение воинское, потому что там на Небесах - всё устроено как в армии. В Новом Завете об этом пишется недвусмысленно. Я имею в виду как раз пример с этим сотником (центурионом).
Вспомним. К Господу пришёл римский офицер - сотник, начальник над солдатами. И сказал: «Господи! Слуга мой лежит дома и очень страдает». Христос ответил: «Я приду и исцелю его». Сотник же сказал: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошёл в мой дом. Но скажи только слово - и, я знаю, выздоровеет слуга мой». Обрадовался Христос, что сотник так истинно в Него верует, и сказал: «Да будет так!» И слуга выздоровел в тот же час.
Многие исследователи (насколько я помню) считают что этот сотник был из числа тех римлян - которые приняли ветхозаветную иудейскую религию. Как известно, случаи прозелитизма в иудейской религии были известны и до явления Христа.
Об этом свидетельствуют слова иудейских старейшин перед Иисусом Христом: ""Достоин тот, которому Ты окажешь милость; благоразумен получатель дара; достоин Твоего пришествия. Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу".
Возвратимся к диалогу Господа нашего Иисуса Христа и сотника.
"Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин" (Лук. 7: 3). Сотник услышал о Нём - что Он словом исцеляет, словом воскрешает мертвых, словом прогоняет демонов.
Св.Иоанна Златоуст пишет: "Послал к Нему Иудейских старейшин; не из гордости отказывается сам прийти, но не решается за самого себя ходатайствовать, по величию этого достоинства. Он сознавал себя человеком от человека тленного, а Иисуса Богом от Бога, единородным Сыном от нерожденного Отца. Поэтому, вследствие благоговения, посылает старейшин церкви, поступая по-апостольски раньше апостолов: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним… и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5: 14, 15).
"И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой" (Лук. 7: 6).
Иоанн Златоуст пишет об этом: "По первому побуждение своей души, он посылает старейшин; но сделав это и ожидая у себя, он не остается в покое. Подумав про себя, сколько различия в достоинстве, он высылает наперед рабов, с приглашением и словами: "Не беспокойся: ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой". О, сообразительность и трезвенность сотника! Не остался для него в тайне Бог, скрываемый в человеке; не осталось для него в тайне единородное Слово, облекаемое телом. Он видит храм, и разумеет обитателя. Не остался для него в тайне Владыка.... Тотчас Иисус удивляется и свидетельствует о его высокой вере, о благородном побуждении его души, по которому он говорил Спасителю: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой."
Далее сотник говорит: "Но скажи слово, и выздоровеет слуга мой".
Становится понятно что сотнику знакомы слова: ""Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их"(Пс. 12: 6).
Толкование Иоанна Златоуста о сотнике
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z10_2/Z10_2_67.htmДалее сотник продолжает:
"Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает".
Сотник говорит о том, что военнослужащие, являющиеся Его подчинёнными - выполняют приказы которые он отдаёт им.
То есть, мы видим. Сотник понимает: Господь Иисус Христос является Богом, и Ему подчинено Воинство Ангельское. Поэтому Иисус Христос своим Словом
может отдать приказ ангелам (как военачальник своим подчинённым)
- и они выполнят его приказ (как военнослужащие выполняют приказ своего командира).
Сотник просто убеждён в этом. А поскольку Иисус Христос не опроверг его слова - значит так оно и есть. Значит на Небесах Воинство Ангельское действует по тому же главному принципу - по которому на земле действует Воинство земное.
Получается что Воинство Земное, ведущее справедливую войну и обороняющее своё Отечество - можно считать образом Воинство Небесного, его отражением на земле. ИМХО. Или я неправ?
За это их и "умучивали".
Умучивали их не за то что они отказывались служить в армии, но за что - что отказывались поклоняться идолам. И насколько я знаю, от них (римских воинов-христиан до эпохи Св Константина) - не требовали отречься от Христа. От них требовали признать язычеких богов (и самого императора) равными Христу.