consensus patrum
20 Апрель 2024, 08:34:21 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
Автор Тема: Учение блаж. Августина о человеческой природе Иисуса Христа  (Прочитано 18740 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 788


РПЦ


WWW
« Ответ #30 : 25 Ноябрь 2009, 00:50:27 »

А сам первоисточник вот:

Джордан Омэнн
ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
http://www.krotov.info/history/00/omen/omen_04.html

Цитировать
Он говорит об [оправдании], как о божественном усыновлении, ...посредством чего в [душе] запечатлевается образ Божий

Мне кажется, что тут можно трактовать эти слова и так, что "оправдание есть божественное усыновление, посредством которого запечатлевается некий тварный символ/образ нетварного бытия".

Причастность первоообразу через образ ведь не обязательно означает, что образ будет также нетварным, как и первообраз?

Это даже не подход к трактованию конкретного католического исследователя [сам г-н Омэнн возможно считал Августина сторонником обожения через причастность души нетварному Бытию], а вообще скорее подход к толкованию конкретного упомянутого места из Августина.
« Последнее редактирование: 25 Ноябрь 2009, 00:56:23 от Вячеслав С. » Записан

-------------
Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #31 : 25 Ноябрь 2009, 13:06:46 »

Цитировать
Он говорит об этой сущности, ... как об обожении души, ... как о сопричастности праведности и святости Самого Бога.

Приведенный вами отрывок вроде бы приближает Августина к учению о нетварной благодати? Вы это имеете в виду? Но:

Цитировать
"Он говорит об этой сущности, как о божественном усыновлении, как об обожении души, посредством чего в ней запечатлевается образ Божий, как о сопричастности праведности и святости Самого Бога."

это какое-то смелое, немного натянутое прочтение вроде бы простой, незамысловатой фразы Августина: "любовью Божией, сказано, наполняются сердца наши, не той любовью, которою Он Сам нас любит, но любовью, которою Он превращает нас в любящих Его..."

Нет, напротив, здесь Омэнн вполне однозначно вписывает Августина в католическую концепцию субстанциальности тварности благодати.
Дар оправдания - новая сущность, присоединяемая к душе оправданного.
Обожение посредством тварной благодати - это, конечно, обожение в кавычках.

Процитированные слова из Августина прочитаны Омэнном, по-моему, вполне адекватно.
С православной точки зрения, правильно было бы сказать, что наши сердца наполняются как раз той же самой любовью Божией, которой Он любит Сам, Его собственной энергией, а не какой-то другой любовью, которую Он специально создает для нас и которой превращает нас из грешников в праведников.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #32 : 25 Ноябрь 2009, 13:16:42 »

Мне кажется, во время Августина еще не стояла проблема причаствуемости/непричаствуемости Божества в том виде, как с ней столкнулся Палама. Современники Августина, и еще много столетий спустя после него, говорили о Боге как о причаствуемом, так и о непричаствуемом, не видя здесь особого противоречия и проблемы.

Поэтому записывать Августина в тот или иной "лагерь" наверное не стоит...

В парадигме Августина можно, наверное, говорить и о причаствуемости и о непричаствуемости Богу (а с точки зрения паламизма здесь, по-моему, тем более нет никакого особого противоречия и проблемы), но учитывая, что он отождествлял в Боге сущность и энергию, смысл этих высказываний будет совершенно иным, нежели, например, у каппадокийцев.

Здесь у нас Дима Бирюков спец, ему и флаг в руки клавиатура под руки  Подмигивающий

 
Записан
Страниц: 1 2 [3]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!