consensus patrum
20 Февраль 2019, 01:00:33 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6
  Печать  
Автор Тема: Догматические воззрения св. Иоанна Кронштадтского  (Прочитано 28592 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #60 : 10 Сентябрь 2009, 20:05:49 »

Андрей, Азамат просто здесь, видимо, слегка оговорился, думаю, вместо "не частная ипостась" хотел сказать "не частная сущность".

Речь у нас шла о том, что душа - общая сущность - как единое дыхание Божие проходит от Адама через весь чел-ский род, неделимо разделяясь в ипостасях.

Неа, я понял, просто уточнил...

Алексей, как вам кажется - может лучше, когда говорим об общей сущности души - не вполне верно называть ее "душой", а лучше называет ее именно сущностью души, так как наименование "душа" все же больше подходит конкретизации этой общей сущности в конкретной ипостаси чел. природы, как части этой ипостаси, возникающей вместе с телом, как об этом пишет в 12 и 13 письме МИ?
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #61 : 10 Сентябрь 2009, 22:12:10 »

а, вот что хотела спросить - останется ли у человека память о его земной жизни? (я так думаю, что останется, наверное).

Но какова будет эта память - наверное, такая же, как у Христа, который воскрес вместе с ранами от гвоздей (?)

Вот эти раны в душе человека от греха - следы его падшей жизни - они как бы останутся, но болеть уже не будут?

Память о ветхой, земной жизни останется. Вопрос, в каком виде. Вот это я, наверное, и имела ввиду под тем, что останется в ветхой земле.


Под частью души, которая останется в ветхой земле, имелась ввиду часть души не в богословском смысле (упаси Бог), а в поэтическом, как то, к чему душа была привязана в земной жизни.


Возможно, все подлинное из нашей временной жизни будет как-то преображено и войдет в вечность вместе с нами.

В общем, чаем воскресения мертвых...  Улыбающийся
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #62 : 10 Сентябрь 2009, 22:17:39 »

Алексей, как вам кажется - может лучше, когда говорим об общей сущности души - не вполне верно называть ее "душой", а лучше называет ее именно сущностью души, так как наименование "душа" все же больше подходит конкретизации этой общей сущности в конкретной ипостаси чел. природы, как части этой ипостаси, возникающей вместе с телом, как об этом пишет в 12 и 13 письме МИ?

Да, согласен, конечно.

В интернет-дискуссиях, тем более когда между делом и в спешке, всякие ляпы бывают.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #63 : 10 Сентябрь 2009, 22:43:35 »

ведь и у МИ жизнь Адама в раю не рассматривается как последний этап совершенства.

наоборот,Адам был поставлен посередине между надчувственным и чувственным,а потому как бы с двойной нуждой (?)

(тление/нетление -- это,как я понял,для СНБ другой вопрос)

нетленность у СНБ нетождественна нечувственности,
а тленность у СНБ нетождественна чувственности.

Конечно, жизнь Адама в раю - это только начальное, потенциальное совершенство. ИД именует его обоживающимся благодаря естественному тяготению к Богу, а совершенное обожение - конечная цель.

По поводу "с двойной нуждой" не уверен. Нужда, наверно, одна - Бог.
Т.е. ум влечется к Богу, чувство влечется за умом, тем самым питая и обоживая и тело, а через него весь видимый мир.

А Адам напротив сразу подчинил ум чувству и увлекшись чувственным миром пал.

У отцов постоянная мысль, что Адам должен был презреть чувственное, как еще не совершенный, не способный его бесстрастно созерцать.
Древо познания (чувственная природа) само по себе ничего худого в себе не содержало, и запрет на вкушение от него был временным. По достижении совершенства все бы служило познанию и прославлению Бога.

В аскетике тот же самый запрет новоначальным. Пока нет вкуса к вечной жизни, не прикасайся ни к чему. А совершенных все назидает. (У кого-то из отцов-подвижников помню такую мысль, что и самая чувственная мирская музыка служит для них поводом воспеть Бога.)   

Помните еще, у МИ про пять начальных разделений, которые нужно было соединить и все привести в единство с Богом.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #64 : 10 Сентябрь 2009, 23:00:57 »

спасибо )

кстати,ещё по теме.

Св.Иоанн Кронштадский.
О действиях,сопутствующих молитве:

"160. Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста - на лбу - во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний - на чреве - во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах - во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3, 22), т.е. Дух Святой.

Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят... (Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы... (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух... А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое. (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то - сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35-36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем."


Аналогия напоминает филиокве.

а может св.Иоанн под "исхождением" имел ввиду не происхождение,а воссияние?

ведь Дух происходит непосредственно от Отца,а не посредством Сына.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #65 : 10 Сентябрь 2009, 23:12:02 »

"От Отца через Сына" - у Отцов эта формула встречается, по-моему, постоянно.
Просто контекст у них в таких случаях другой - не ad intra, конечно, как хотелось бы католикам, но ad extra.

Думаю, св. Иоанн про филиокве и про такие вещи знал.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #66 : 11 Сентябрь 2009, 16:04:53 »

"От Отца через Сына" - у Отцов эта формула встречается, по-моему, постоянно.
Просто контекст у них в таких случаях другой - не ad intra, конечно, как хотелось бы католикам, но ad extra.

Думаю, св. Иоанн про филиокве и про такие вещи знал.

насколько мне известно,нетварная энергия-это внутритрочный феномен,превечное движение сущности в трёх ипостасях,т.е.прежде всего ad intra.

где-то хгр писал об этом,когда анализировал тринитарное богословие византийских св.отцов.

согласно Вселенскому Собору,бывшему в Костантинополе в 1285 году,Дух превечно воссиявает от Отца чрез Сына,но не исходит от Отца чрез Сына.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #67 : 11 Сентябрь 2009, 16:30:45 »

Да, это тоже. Я как-то упустил из виду. У Григория Кипрского, кажется, эта тема развивалась. Когда-то что-то читал об этом.

Но и домостроительные движения Бога тоже вроде описываются от Отца через Сына в Духе (или Духом).

Хотя я, честно говоря, ничего в этом не понимаю и притрагиваться к триадологии побаиваюсь.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #68 : 11 Сентябрь 2009, 16:48:23 »

Св.Иоанн Кронштадский.
О действиях,сопутствующих молитве:

"160. Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста - на лбу - во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний - на чреве - во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца: и поперечную часть на раменах или мышцах - во образ Духа Святого. Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня, как сказано: мышца Господня кому открыся (Ин. 12, 38, Ис. 53, 1), или: бысть на мне рука Господня (Иез. 3, 22), т.е. Дух Святой.

Еще образ в человеке Святой Троицы: мыслящий ум - образ Бога-Отца; сердце, в котором пребывает и изображает себя ум - образ Сына Божия, ипостасной Премудрости Божией; уста, чрез которые исходит то, что есть в мыслях и на сердце, суть образ Духа Святого. Дуну, и глагола им: приимите Дух Свят... (Ин. 20, 22). Когда от сердца исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, хулы... (Мф. 15, 19), то это исходит гнездящийся в человеке злой дух... А когда благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое. (Лк. 6, 45), то это есть образ исхождения Святого Духа от Отца чрез Сына. Велик человек! Не напрасно сказано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6). Аще оных рече богов, к ним же слово Божие бысть, и не может разоритися писание (то есть, что сказано, то - сказано верно, непреложно), Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголите, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь (Ин. 10, 35-36). О, достоинство! О, величие человеческое! Не иначе смотри на человека, особенно христианина, как на сына Божия, беседуй с ним, как с сыном Божиим по благодати во Христе Иисусе, Господе нашем."


Аналогия напоминает филиокве.

а может св.Иоанн под "исхождением" имел ввиду не происхождение,а воссияние?

ведь Дух происходит непосредственно от Отца,а не посредством Сына.

тут и еще можно найти если очень захотеть:

а чего это Духу Святому отведена аналогия с устами (плотская аналогия), вроде бы принижающая его в таком случае по сравнению с Сыном и Отцом?

Или о.Иоанн хотел принизить Духа Святого?

Или еще - сердце у о.Иоанна - образ Сына Божия. А в следующей фразе он говорит, что от сердца могут исходить помышления злая. Это хула на Сына?

Нет, конечно. Все аналогии в этом отрывке исключительно икономичные, домостроительные, а не догматические.

А как раз в домостроительном плане у отцов очень даже встречаются формулировки "от Отца через Сына".

Филиокве же относится к внутритроичной жизни, и не может быть "проиллюстрирована" на человеке.

Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #69 : 11 Сентябрь 2009, 17:50:01 »

помещу-ка я сюда фотографию этого великого святого человека Божьего:

Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #70 : 11 Сентябрь 2009, 18:27:23 »

Оч. хорошая фотография.
Спасибо, Азамат!
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #71 : 11 Сентябрь 2009, 19:37:37 »

а эту фотографию видели?



там автограф св.Иоанна Кронштадского о.Антонию (Булатовичу) от 1 октября 1908 года "Афонским инокам-венцы мученические".
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #72 : 11 Сентябрь 2009, 21:57:33 »

Не видел. А откуда она? Автограф реальный?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #73 : 11 Сентябрь 2009, 22:17:58 »

Не видел. А откуда она? Автограф реальный?

http://www.pravoslav.de/imiaslavie/index.htm

внизу третья фотография.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
npomonon
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 317



WWW
« Ответ #74 : 12 Сентябрь 2009, 00:46:38 »

а эту фотографию видели?

там автограф св.Иоанна Кронштадского о.Антонию (Булатовичу) от 1 октября 1908 года "Афонским инокам-венцы мученические".

А вот отсель поподробнее можно? Ибо очень важно, имхо
Записан

Жизнь коротка - потерпи немного...
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!