azamat
|
 |
« : 31 Июль 2009, 21:45:04 » |
|
Серафим (Соболев):
"экуменисты и притом, к сожалению, даже из православной среды не имеют правильного понятия о Церкви. Они считают, что к Церкви принадлежат все крещеные во Христа, ставят в один ряд как православных, так и еретиков, признавая тех и других телом Христовым."
"Таким образом, православные экуменисты во главу угла ставят единство церкви или единую церковь. Но в понятие «единая» они вкладывают свой неправильный, извращенный смысл, ибо под этой единой церковью они разумеют не только всех православных, но и всех инославных христиан, т. е. еретиков.
Эта экуменическая точка зрения совершенно расходится с православным взглядом, который под единой церковью всегда разумеет одних только истинно-верующих православных людей. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православною, когда Вселенские соборы всегда предавали еретиков анафеме, т. е. отлучению от Церкви? Очевидно, экуменисты в своем учении о Церкви не признают над собою авторитета Вселенских соборов. Но это равносильно отрицанию авторитета всей Православной Церкви и признанию, в данном случае, единственным критерием истины своего собственного разума при отрицании православной веры в Церковь."
"Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святаго Духа с ее святостью нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет таинства Миропомазания. В крещении, как это явствует из «Православного исповедания» [13], мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святаго Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в таинстве Миропомазания. В этом Таинстве преподается нам Дух Святый со всеми Его дарами, возращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни [14].
Эта благодатная святая жизнь невозможна и для тех инославных христиан, которые хотя и имеют таинство Миропомазания, но в силу отвержения их Православной Церковью за ереси, благодать сия является у них недейственной и неспасительной [15].
Отсюда совершенно не правы православные экуменисты, когда в Святую Церковь включают всех еретиков, когда словами одного из своих экуменических вождей заявляют, что инославные и в отдельности и в лице целых групп (инославных церквей), как и отдельные грешные члены Православной Церкви, «станут святыми через благодать Божию и через любовь общения» [16].
Здесь православные экуменисты смешивают воедино отдельных членов Православной Церкви, как грешников и немощных людей, с инославными христианами и их «церквами», полагая, что те и другие станут святыми через благодать Божию и через любовь общения.
Но между теми и другими существует огромная разница. Члены Православной Церкви, будучи грешниками как бы ни были велики их грехи, всегда могут через таинство Покаяния и при помощи действенной и спасительной благодати стать святыми — достигнуть истинной и совершенной благодатной святости. Но еретикам в отдельности или в их целых группах, организациях эта святость никогда не будет присуща, ибо у них не действует благодать таинства Миропомазания и благодать таинства Покаяния. Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православною Церковью. Только тогда инославных христиан можно включить в состав Святой Христовой Церкви. "
|
|
« Последнее редактирование: 31 Июль 2009, 22:13:16 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #1 : 31 Июль 2009, 22:55:50 » |
|
у него получается какая-то своя интересная экклесиология: он признаёт крещение у протестантов,а миропомазание у католиков,но всё в суд.
т.е. он вроде и пишет против экуменистов,но сам не говорит о том,что у еретиков лишь начертания,символы.
хгр,помню,писал мне,что архиеп.Серафим (Соболев),как и митр.Филарет (Дроздов),считал,что у инославных таинства действительны,а у старообрядцев их вообще нет.
получается странная позиция,где ересь рассматривается как нечто лучшее,нежели раскол.
болгарские старостильники в 2002 году канонизировали архиеп.Серафима (Соболева):
но болгарские старостильники вроде другими ипх считаются "киприанитами" (?), а значит неавторитетны для других осколков (?)
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
 |
« Ответ #2 : 31 Июль 2009, 23:11:29 » |
|
Азамат, а Вы не читали его полемические сочинения - с С. Булгаковым, Страгородским и еще кем-то, отдельной книжкой все это было издано? Он там явно обнаружил себя антипаламитом, прямым текстом доказывая, что "энергия Божия - не Бог".
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #3 : 31 Июль 2009, 23:32:45 » |
|
Азамат, а Вы не читали его полемические сочинения - с С. Булгаковым, Страгородским и еще кем-то, отдельной книжкой все это было издано? Он там явно обнаружил себя антипаламитом, прямым текстом доказывая, что "энергия Божия - не Бог".
аааа,вспомнил,читал в глубоком детстве ) правда,про энергию ничё не помню. а ещё он,насколько мне известно,был имяборцем и кондовым синодальным богословом,который продвигал только августиновский "первородный грех",причём в махрово юридических тонах. такой же старостильник архиеп.Феофан (Быстров),по-моему,намного тоньше,нежели архиеп.Серафим.
|
|
« Последнее редактирование: 31 Июль 2009, 23:36:34 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
 |
« Ответ #4 : 31 Июль 2009, 23:44:57 » |
|
ошибся. та книжка, о которой я говорил, представляет сборник маленьких полемических сочинений против Антония Храповицкого, Сергия Страгородского, Вл. Соловьева и нек. др. против Булгакова там ничего нет. А полемике с Булгаковым и Флоренским посвящена отдельная большое сочинение "Новое учение о Софии, Премудрости Божией", там он и доказывает, что "энергия Бога не Бог", причем пытается доказать это на самом Паламе  " Глава Семнадцатая
I. Определение Софии: энергия Божья Ссылка о. Булгакова на св. Паламу .Ниспровержение мысли: “энергия Божья есть сам Бог” учением же Паламы “Томос святогорский” там же и против имяславия выступает
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
 |
« Ответ #5 : 31 Июль 2009, 23:47:48 » |
|
а ещё он,насколько мне известно,был имяборцем и кондовым синодальным богословом,который продвигал только августиновский "первородный грех",причём в махрово юридических тонах. Ага, это в сочинениях против Храповицкого и Страгородского
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #6 : 31 Июль 2009, 23:57:31 » |
|
ошибся. та книжка, о которой я говорил, представляет сборник маленьких полемических сочинений против Антония Храповицкого, Сергия Страгородского, Вл. Соловьева и нек. др. против Булгакова там ничего нет. А полемике с Булгаковым и Флоренским посвящена отдельная большое сочинение "Новое учение о Софии, Премудрости Божией", там он и доказывает, что "энергия Бога не Бог", причем пытается доказать это на самом Паламе  " вот первую книжку в детстве читал,а вторую про Софию не читал вообще.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #7 : 01 Август 2009, 00:02:30 » |
|
а ещё он,насколько мне известно,был имяборцем и кондовым синодальным богословом,который продвигал только августиновский "первородный грех",причём в махрово юридических тонах. Ага, это в сочинениях против Храповицкого и Страгородского вот прикол: они ведь все имяборцы,но все трое (м.А.Храповицкий,м.С.Страгородский. и арх.Ф.Соболев) оказались друг другу врагами. Храповицкий (ИПЦ) обличал Страгородского (МП) за то,что тот узурпировал Патриарший престол. Соболев (ИПЦ) обличал за ересь Храповицкого (ИПЦ) и Страгородского (МП). ------ интересно,а арх.Феофан Быстров (старостильник) был имяславцем или,наоборот,критиком имяславия? у него два духовных чада совершенно противоположны: 1. ближайшим был м.Вениамин (Федченков),открытый имяславец (МП), 2. учеником Быстрова считал себя его келейник о.Епифаний (Чернов),открытый имяборец (ИПЦ-матфеит).
|
|
« Последнее редактирование: 01 Август 2009, 04:19:07 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
 |
« Ответ #8 : 01 Август 2009, 12:03:15 » |
|
У Соболева истина в последней инстанции - догматика митр. Макария (Булгакова). Т.е. он, как верно заметил Азамат, "кондовый синодальный богослов" (и очень слабый, кажется) со всеми вытекающими. Кстати, закончил-то он жизнь вроде архиереем РПЦ МП, став им после того, как Сов. власть была установлена в Болгарии.
Архиеп. Феофан (Быстров) был имяславцем. У него еще до афонской смуты была диссертация о почитании имени Божия в ВЗ. Формулировки его, по-моему, слишком сдержанные, не полные, однако пафос их все же имяславский - "в имени Божием почиет Божество". Он также писал против "Догмата Искупления" Храповицкого, но, как и Соболев, на мой взгляд, не удачно. Мутно сформулированному митр. Антонием всечеловеческому единству он противопоставляет частную сущность и на этом все строит, делая юридические выводы. Причем, "опирается", как не удивительно, на преп. Иоанна Дамаскина.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
 |
« Ответ #9 : 01 Август 2009, 12:08:07 » |
|
Да, антиимяславское постановление Синода архиеп. Феофан воспринял с молчаливым неодобрением. Если не изменяет память, Федченков, излагая свою позицию, ссылается на него как на духовный авторитет.
Лосский в своем письме Страгородскому об имяславии тоже ссылается на Феофана и предлагает его осторожную формулу принять в качестве начальной для разработки имяславского догмата.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #10 : 01 Август 2009, 12:41:47 » |
|
А что это за письмо Лосского Страгородскому?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
 |
« Ответ #11 : 01 Август 2009, 14:47:46 » |
|
Стал напрягать память и теперь не уверен, что адресовано это письмо было именно Страгородскому. В середине 30-х была переписка об имяславии Страгородского и Федченкова (опубликована в "Церковь и время" лет пять назад, надо поискать). В ней митр. Сергий упирается, но, как мне тогда показалось, не без некоторой психологической неуверенности (когда читал эту переписку, у меня создалось субъективное ощущение, что какой-то червь сомнения на этот счет его гладал, хотя виду он старался и не подавать). Федченков подготовил для Страгородского докладную записку и в ней письмо Лосского, в котором тот изложил свой взгляд, процитировал (м.б., оно было адресовано самому Федченкову?) Письмо для того времени, по-моему, очень хорошее. Позиция там изложена кратко, но внятно. Лосский обозначил три основных подхода, которые имели место: два противоположных еретических - софиологический имябожнический (он его, кажется, именует гностическим или даже прямо языческим) и протестантский волюнтаристский (Храповицкий), и собственно православный имяславский. Богословское осмысление имяславия должно, по Лосскому, строится на базе паламизма и иконопочитания. Выработка точной догматической формулы должна стать новым торжеством православия. Примерно так, кажется.
Сейчас попробую погуглить, если в сети письма нет, поищу книжный источник у себя, может отсканирую и выставлю здесь.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
 |
« Ответ #12 : 01 Август 2009, 15:06:54 » |
|
спасибо, это было бы оч. интересно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
 |
« Ответ #13 : 01 Август 2009, 16:13:27 » |
|
Письмо Лосского (основная его часть) было опубликовано в «Послесловии от редакции» к Схимонах Иларион. На горах Кавказа. СПб., 2002. С. 929-930. В сети нашел, что его приводит Алфеев в «Заключении» своей книги. http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr_concl.htmТекст письма, я подумал, лучше разместить в теме об имяславии, см. здесь http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=238.msg5927#msg5927Как оказалось, выше я по беспамятству немного дофантазировал  (про то, что Лосский назвал позицию софиологов гностической и языческой, но суть не меняется).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
 |
« Ответ #14 : 01 Август 2009, 16:29:21 » |
|
Кстати, закончил-то он жизнь вроде архиереем РПЦ МП, став им после того, как Сов. власть была установлена в Болгарии. а точно. вспомнил,мне хгр говорил.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|