А вспомни студийских монахов, которые не общались с Церковью. И разве Церквь была в то время безблагодатной?
Думаю, просто митр. Кирилл выразил ту часть Истины, которую дано было ему вместить.
Но был и прп. Серафим Вырицкий, который выразил другую часть, пребыв в общении с МП.
Канонизировав того и другого, Церковь поступила очень мудро.
Как она одновременно канонизировала и Иоанна Златоуста, и Кирилла Александрийского. Хотя это, думаю, многим казалось тогда несовместимым...
ты описываешь случаи,когда расхождения относились к области нравственного богословия.
например,"ересь сергианская" к догматике отношения не имеет.
это просто моральное падение и тупо раскол со стороны Страгородского,который при живом митр.Петре узурпировал власть и создал свою собственную структуру,поддерживаемую атеист.государством.