consensus patrum
15 Ноябрь 2019, 14:29:43 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 9
  Печать  
Автор Тема: Богословие и практика Иисусовой Молитвы  (Прочитано 56048 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #15 : 24 Февраль 2009, 19:11:43 »

Андрей, но ведь главное мотивация! Для св. Марии христианская жизнь - это была жизнь во имя жертвенной любви, жизнь ради других, а не ради себя. Ведь никто же не будет спорить с тем, что, например, одиниз величайших аскетов, преп. Серафим Саровский, был исполнен подлинной, Христовой любовью! То же можно сказать и о Сергие Радонежском, о других величайших преподобных. Великий аскет и монах Иоанн Златоуст был полон любви к Богу и к людям. Да кого бы мы не привели в пример, все любили настоящей, христианской любовью.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #16 : 24 Февраль 2009, 19:13:11 »

насчет святости и правомерности ее прославления не будем спорить, это не по теме
жертвуют собой ради других и еретики, и язычники, однако канонами их запрещено прославлять
богословие и практика ИМ не отделимы, но м. Мария к ним не имеет никакого отношения
открывайте тему про нее и обсуждайте, если интересно, мне -- нет
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #17 : 24 Февраль 2009, 19:26:05 »

Андрей, но ведь главное мотивация! Для св. Марии христианская жизнь - это была жизнь во имя жертвенной любви, жизнь ради других, а не ради себя.

Прокомментил здесь http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=43.0

Цитировать
богословие и практика ИМ не отделимы, но м. Мария к ним не имеет никакого отношения
открывайте тему про нее и обсуждайте, если интересно, мне -- нет

Согласен. Мать Мария не была практиком Иисусовой молитвы, не является авторитетным писателем в аскетической сфере.


Все дальнейшие обсуждения личности и мнений матери Марии прошу перенести в http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=43.0 Модератор


« Последнее редактирование: 24 Февраль 2009, 19:52:59 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #18 : 25 Февраль 2009, 19:58:22 »

Евгений, вам приходилось читать труды преподобномученицы матери Марии (Скобцовой)? Она, на мой взгляд, совершенно справедливо пишет о перегибах в восточно-христианской аскетической практике, когда послушание ставится во главу угла, а любовь отступает на самый задний план.

по-моему,на первом плане должно быть трезвение,смиренномудрие,рассудительность,
а не скотское послушание или "любовь".

ум нужно обуздывать только святыми отцами, а не "духовниками".

о "любви" и всех ложных наименованиях (добре,мудрости...) мира сего пишет Кавасила в 4 слове.

(могу специально процитировать)

любовь-это движение Христа в наших ипостасях,
а не какие-то наши чувства и реализация добрых наклонностей.

в начале нужно Христа стяжать,
а потом добрые дела сами потекут,а могут и не проявиться никогда,как у обоженных столпников.

христианин должен стремиться не к тому,чтобы стать хорошим человеком,
а к тому,чтобы прекратить двигаться самому и позволить двигаться в нас Христу.

у нас же стало принято,наоборот,активизироваться...
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 20:10:19 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #19 : 25 Февраль 2009, 20:17:17 »

касательно богословия ИМ, меня заинтересовали слова св.Феофилакта Болгарского о Имени "Господь".

оно у него не природное (не божественное,например), а относительное,иерархическое.

по-моему,трактовка Имени "Адонаи"-это антиохийская традиция в целом,
которая ныне сохранилась даже в богословии Ассирийской церкви востока.

потому теопасхистское выражение "Господь славы распят" нынешние несториане трактуют как относящиеся не к Богу, а к Человеку (Господину) Иисусу.

тогда выходит,что,произнося: Господи Иисусе Христе- мы ещё не называем Его прямо Богом.

в этих именах богословствуется о

1. "Господе"-иерархически высоком положении,относительно нас,
2. "Иисусе"-о сотериологии,кеносисе "Господа",
3. "Христе"-об обожении тварного естества в "Господе Иисусе" и в нас.

прямо о Божестве "Господа Иисуса Христа" говорится далее,в фразе: "Сыне Божий".
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 20:19:51 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #20 : 25 Февраль 2009, 21:02:42 »


о "любви" и всех ложных наименованиях (добре,мудрости...) мира сего пишет Кавасила в 4 слове.
любовь-это движение Христа в наших ипостасях,
а не какие-то наши чувства и реализация добрых наклонностей.
в начале нужно Христа стяжать,
а потом добрые дела сами потекут,а могут и не проявиться никогда,как у обоженных столпников.
христианин должен стремиться не к тому,чтобы стать хорошим человеком,
а к тому,чтобы прекратить двигаться самому и позволить двигаться в нас Христу.
у нас же стало принято,наоборот,активизироваться...

Совершенно верно, на мой взгляд, сказано. Надо держаться подальше от разного рода экуменистов, устраивающих вне св. отцов свой собственный  культ со "святыми" и проповедью "любви". Любовь дается через стяжание Бога в самом себе, а "любовь" помимо Бога есть блуд. Аскетика "стяжания любви"  у экуменистов -- это апология разврата, только в более тонкой форме. Даже жертвенные формы такой "любви" являются лишь идолослужением. Конечно,  и в блуде есть отблеск божественной любви, а тем более он есть и в жертвенности язычников, но больше всего в том и другом разврата.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #21 : 25 Февраль 2009, 21:51:47 »


1. "Господе"-иерархически высоком положении,относительно нас,
2. "Иисусе"-о сотериологии,кеносисе "Господа",
3. "Христе"-об обожении тварного естества в "Господе Иисусе" и в нас.

прямо о Божестве "Господа Иисуса Христа" говорится далее,в фразе: "Сыне Божий".

Ну может скорее так. Иисусе -- это имя Божественной Ипостаси. К нему, как к центру, направлены остальные имена. И сокращается молитва обычно до "Иисусе", чем, возможно, подчеркивается необходимость (или даже достаточность) именно этого имени для молитвы.
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #22 : 25 Февраль 2009, 22:09:09 »


1. "Господе"-иерархически высоком положении,относительно нас,
2. "Иисусе"-о сотериологии,кеносисе "Господа",
3. "Христе"-об обожении тварного естества в "Господе Иисусе" и в нас.

прямо о Божестве "Господа Иисуса Христа" говорится далее,в фразе: "Сыне Божий".

Ну может скорее так. Иисусе -- это имя Божественной Ипостаси. К нему, как к центру, направлены остальные имена. И сокращается молитва обычно до "Иисусе", чем, возможно, подчеркивается необходимость (или даже достаточность) именно этого имени для молитвы.

да,точно.

иначе получится имяборчество (=несторианство) монаха Хрисанфа.
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 22:11:46 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #23 : 25 Февраль 2009, 22:11:15 »

меня сегодня поразило свидетельство моего френда в ЖЖ Крутицкого об обскурантизме свт.Феофана Затворника.

"свт.Феофан Затворник:

«Молитва: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, - есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят»

(Письмо 12. Собрание писем. Выпуск 1).

Там дальше он (свт.Феофан) говорит, что из Иисусовой молитвы сделали талисман, наприписывали ей плодов, будто выше уже ничего на свете нет (в пику ап. Павлу с его "превыше всякого имени"), а ей самой по себе ничего не принадлежит, а все от нашего внутреннего стремления. И т.п.

Такой вот пиетизм-квиетизм. И это у него (свт.Феофана) повсюду.
Кроме того, есть еще масса самых странных вещей и о цели духовной жизни, как развитии своего человеческого духа, и о созерцании своего внутреннего естественного света, и про "яркосветлость оболочки души", и про то как эта "внутренняя святозарность" иногда прорывается наружу не только духовным, но и вещественным светом, якобы как у Господа на Фаворе или как у Серафима Саровского и т. п."


не ожидал такого падения богословского уровня в ту эпоху.

свт.Игнатий Брянчанинов был как свет в тёмном царстве экуменизма (Филарет Московский) и варлаамизма (Феофан Затворник).
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 22:15:29 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #24 : 25 Февраль 2009, 22:48:35 »

то, что он писал о ИМ, имхо, плохо, он просто не понимал о чем пишет
но с другой стороны, имхо, нельзя однозначно резко осудить его созерцательную аскетику, она просто другая
это скорее аскетика, какая была до ИМ (хотя ее богословие у еп. Феофана на очень низком уровне, что вообще характерно для всей эпохи)
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #25 : 25 Февраль 2009, 23:30:41 »

а с кого возникла практика ИМ? со св.Симеона Нового Богослова?

и с кого возникло богословие ИМ,которое возникло,конечно,позже практики?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #26 : 25 Февраль 2009, 23:41:08 »

время возникновения ИМ -- предмет научных споров, вероятно, это где-то 7-8 вв.
особенное богословие ИМ создается (в смысле осознается), скорее, нами и сейчас (но на основе, разумеется, общего богословия отцов), так как необходимость в особенном богословии возникает, когда возникают соответствующие особенные ереси, в данном случае, имяборчество
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #27 : 26 Февраль 2009, 10:10:49 »

Истоки Иисусовой молитвы можно проследить гораздо раньше, по крайней мере со 2-го века. Например, это видно из описания мученической кончины Игнатия Богоносца. Он все время повторял "Иисус Христос". Стражники спросили его, зачем он повторяет все время одно и то же слово. А он ответил, что оно написано у него на сердце, и потому уста повторяют его.

Азамат, по поводу того, что вы пишете о "любви" и т.д.: вот именно поэтому Православие является наименее распространенной конфессией в мире, потому что мы сидим и ждем, когда же мы все превратимся в оптинских старцев и обожимся, и потекут добрые дела, а еретики, между тем, не дремлют, и захватывают у позиции в мире. Надо и обожением заниматься, и миссионерства не оставлять. Примером гармоничного сочетания и того и другого являются такие аскеты и при этом миссионеры, как преподобный Герман Аляскинский, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францискский, и многие другие.

Евгений, по поводу экуменизма - это уже оффтоп, создавайте отдельную тему, если вам интересен данный вопрос. Подмигивающий
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #28 : 26 Февраль 2009, 10:51:11 »

а потом добрые дела сами потекут,а могут и не проявиться никогда,как у обоженных столпников.



Тогда такой вопрос: если Христос учит нас, что добрые дела ДОЛЖНЫ БЫТЬ (об этом трубят все Евангелия!), а их нет, то не путь ли это прелести?
Я честно говоря всегда думал, что все святые, и  столпники в том числе, творят добрые дела, например, прославление Бога (это тоже доброе дело).
Кроме того, к ним обращаются и после их смерти за помощью, и они помогают, т.е. и после смерти продолжают творить добро.



а к тому,чтобы прекратить двигаться самому и позволить двигаться в нас Христу.

Вы уж меня простите, но это протестантизм чистой воды! Причем кальвинистской направленности. Православное учение всегда говорило о синергии, о соработничестве между Богом и человеком. А о растворении личности во Христе, о прекращении всякого движения, всякого участия человека и его воли в деле спасения и духовного роста учат все протестантские тоталитарные секты.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2009, 10:53:01 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #29 : 26 Февраль 2009, 11:58:15 »

Азамат, по поводу того, что вы пишете о "любви" и т.д.: вот именно поэтому Православие является наименее распространенной конфессией в мире, потому что мы сидим и ждем, когда же мы все превратимся в оптинских старцев и обожимся, и потекут добрые дела, а еретики, между тем, не дремлют, и захватывают у позиции в мире.

Евгений, по поводу экуменизма - это уже оффтоп, создавайте отдельную тему, если вам интересен данный вопрос. Подмигивающий

еретики пусть захватывают кого угодно,потому что ведутся на них такие же еретики.

овцы слышат голос своего пастыря.

и если он волк,то и они его чада.

по поводу экуменизма Евгений не напрасно пишет,потому что такое внешнее "христианство" и нужно миру сему.

цель подлинного христианства (=православия) противоположна "христианству" еретиков.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 9
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!