consensus patrum
19 Апрель 2024, 08:27:46 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: является ли "августиновская" экклесиология несторианской ересью?  (Прочитано 12009 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #15 : 15 Июль 2009, 20:00:32 »

Вообще, все эти споры о "действенности-действительности", формы и содержания таинств в настоящей ситуации кажутся мне достаточно бесплодными. Какая, собственно, разница, есть ли у еретиков или раскольников таинства или нет? Как правильно заметил недавно Дима в какой-то из тем, важно не это, а то, что даже если они и есть у еретиков, они не служат ко спасению. Касаемо конкретно Августина - то, по- моему, во всех излагаемых относительно его взгляда на таинства рассуждениях - рассуждающие часто забывают исторический контекст возникновения этого взгляда - а именно то совершенно очевидное обстоятельство, что и Августин, и отцы карфагенского собора в своем богословии таинств исходили из совершенно конкретной, насущной и практической проблемы - нужды уврачевания донатистского раскола. Для них было важно не оттолкнуть приходящих от донатистов ригористическим подходом, что многократно отображено в Правилах Карфагенского собора. Ну и о чем тут спорить? Что они признавали таинства (точнее - крещение) донатистов? А почему нет-то? (тем более конкретно речь шла только о крещении). Согласно Василию Великому, совершенно отметается только крещение тех, кто совершенно отчуждился от веры, а донатисты не были таковы. Более того, даже ариане (кроме евномиан), а так же македониане и аполинаристы, согласно 7-му правилу  II Вселенского собора, воспроизведенному позднее в 95-м правиле трулльского Собора, принимались через отречение и миропомазание, а не через крещение (хотя ариане стояли дальше донатистов по вере). Все зачастую диктовалось конкретной пользой для Церкви, и поэтому не стоит на Августина всех собак вешать. Касаемо действенности и действительности таинств - нигде в канонах не сказано однозначно четко, есть у еретиков таинства или их нет. Мнение свт. Киприана противостоит мнению Августина и Карфагенского собора. Утверждение Василия Великого - что следует отметать таинства еретиков, но к еретикам в том правиле конкретно по тексту он причисляет совершенно маргинальные (как мы бы сейчас сказали) "секты" - "манихейская, валентинская, маркионитская, и сих самых пепузиан." Улыбающийся Опять же, его определение ереси в том же правиле - несмотря на видимую однозначность ("еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся"), уже неонозначно потому, что одна и та же ересь в зависимости от исторического контекста, может пониматься либо как то, что "полностью отторгает и отчуждает", либо то, что "отторгает и отчуждает не полностью",  как опять те же арианство или македонианство: в наше время, например, они "полностью отторгают и отчуждают", а в 4-м веке - "не полностью", коль скоро 7-е правило 2-го вс. собора предписывает ариан и македониан принимать через отречение и миропомазание (а не через крещение, как, например, монтанистов); иными словами, если классификацию Василия Великого применить к 7-му правилу 2-го вселенского и 95-му правилу Трулльского соборов - ариане (кроме евномиан, для которых отдельная оговорка) и македониане (и некоторые другие) - получаются раскольники а не еретики (хотя сами правила означенных соборов именуют все вообще разряды еретиками). Поэтому, на мой взгляд, сама постановка вопроса - "есть ли у еретиков (раскольников) действительные таинства, как говорил Августин, или только форма таинств, как утверждал Киприан (в толковании Иллариона Троицкого)? " -  никому не нужна и не имеет ни большого богословского смысла (потому что, в конечном счете, учение Церкви о таинствах - это учение Церкви о таинствах Церкви, а не о том, что делают у себя еретики и другие отделившиеся), ни какой-то практической пользы. Имхо, конечно.
« Последнее редактирование: 15 Июль 2009, 20:12:11 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #16 : 17 Июль 2009, 13:27:05 »

Какая, собственно, разница, есть ли у еретиков или раскольников таинства или нет?

для меня есть разница.

одно дело признавать,что пресуществление может происходить и в ереси,и другое дело-что только в православии Бог принимает антитипы,жертву собрания,прелагая их в Себя.

т.е.как они будут действовать (спасать,карать)-это вопрос,имхо,для тех,кто в православии.

а вот что еретики реально облекаются во Христа почему-то в суд (крещение),реально запечатлеваются Духом тоже почему-то в суд-это мне кажется перечёркиванием самого смысла бытия таинств.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #17 : 21 Июль 2009, 03:44:12 »

в Предании известны случаи,когда через тринитарное Имя Божье совершалось подлинное крещение даже шутов.

но есть и,казалось бы,имяборческие тексты,но,на самом деле,обращающиеся не против имяславия,а против магического имябожия.

т.е.призывание еретиками Имени Троицы не может дать нам уверенности,что этот еретик автоматически действительно крестился.

нарыл в жж один интересный текст.

Творения Св.Афанасия, т.2, стр.317-318:

"И другие многие ереси, произнося только Имена, но мудрствуя не право, а потому, как сказано, не имея здравой веры, бесполезною делают преподаваемую ими воду, как скудною благочестием; почему окропляемый ими более сквернится нечестием, нежели омывается".

а вот ещё характерный текст,в котором в скрытом виде заметно,с одной стороны,имяславие,с другой-совершенное отсутствие у Дамаскина имябожия.

Дамаскин: "второе слово против порицающих св.иконы" :

"Постыдное же,и отвратительное,и нечистое писание проклятых: и манихеев,и эллинов,и остальных ересей,как содержащее то,что ложно и суетно,и как выдуманное для славы диавола и его демонов и для их радости,отвергаем с презрением и бросаем от себя прочь,хотя бы оно и заключало в себе имя Божие (!).
Таким образом,и в деле,касающемся изображений,должно отыскивать как истину,так и цель тех,кто их устраивает
."
« Последнее редактирование: 21 Июль 2009, 03:45:53 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!