Ставя во главу угла правое исповедание веры как экклезиологический критерий мы часто приводим пример преп.Максима Исповедника, как пример человека, который
единолично, узрев ересь в учении архиереев и даже Патриархов - отказался причащаться с еретиками.
Подвиг преп.Максима действительно является примером того, как один человек может противостать ереси и сподвигнуть на решительную борьбу верных православию христиан, сплотить их вокруг себя.
Однако вот что сам Максим отвечал, когда его еретики принуждали причаститься с ними [все примечания в квадратных скобках - мои]:
Через неделю патриций Троил спрашивает преподобного [Максима]:
– Но разве ты не анафематствовал типоса?
[преп. Максим] отвечал:
– Несколько раз уже я говорил, что анафематствовал....
– Где же ты анафематствовал? – спросил Троил.
– На поместном соборе, в Риме, – отвечал святой Максим, – в церкви Спасителя и Пресвятой Богородицы.
И далее:
Когда в той же беседе вспомнили о поместном соборе, который, по инициативе преп. Максима, созван был в Риме блаженным папою Мартином для осуждения монофелитов...
...
[преп. Максим сказал]: Если утверждаются только постановления соборов, созываемых по царскому повелению, то не может быть православной веры. .... Все эти [разбойничьи] соборы созывались по царским повелениям; однако все они отвергнуты и преданы анафеме, так как на них были составлены вероопределения безбожные и богопротивные. Притом, почему вы не отвергаете того собора, который осудил Павла Самосатского и предал его анафеме? [12] ... Этот собор происходил без царского повеления, однако он тверд и неопровержим. Православная Церковь признает истинными и святыми только те соборы, на которых установлены истинные и непреложные догматы. ....[каноны требуют] в каждой христианской стране созывать поместные соборы дважды в год – как для защищения спасительной веры нашей, так и для исправления того, что требует исправления;
Итак, несмотря на понимание того, что ересь сначала должна быть идентифицирована, дабы осудить ее на соборе, преп. Максим явно опирается на соборы и их рецепцию в Церкви как инструмент установления истины в Церкви.
Следовательно, без того чтобы опереться на авторитет какого-либо Собора мы не можем по своему усмотрению разрывать общение с той или иной общиной.
Если бы не было Поместного собора в Риме и если бы св.Максим не имел бы возможности лицезреть рецепцию этого собора, как он поступил бы?