Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #105 : 24 Август 2009, 21:45:14 » |
|
ну так я и говорю про предпочитаемые языки )
а, а я думал, что ты ведешь речь о принципиально различных богословских трактовках тантум-квантум у Лурье и у Беневича (?)
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #106 : 24 Август 2009, 22:00:47 » |
|
Т.е. усвоительный смысл ипостаси подразумевает язык содержимого и содержащего, а причинный смысл ипостаси не подразумевает такой язык - так?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #107 : 24 Август 2009, 22:06:23 » |
|
Т.е. усвоительный смысл ипостаси подразумевает язык содержимого и содержащего, а причинный смысл ипостаси не подразумевает такой язык - так? так. причинный смысл подразумевает только перманентную самоидентичность.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #108 : 24 Август 2009, 22:10:25 » |
|
Т.е. усвоительный смысл ипостаси подразумевает язык содержимого и содержащего, а причинный смысл ипостаси не подразумевает такой язык - так? так. причинный смысл подразумевает только перманентную самоидентичность. так они оба могут подразумевать содержимое и содержащего, но усвоительный ставит акцент на содержимом (то есть на чел. природе Логоса), а причинный - на содержащем (на Самом Логосе и Его "идентичности").
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1155
|
|
« Ответ #109 : 24 Август 2009, 22:11:34 » |
|
значит, еще раз: усвоительный смысл ипостаси подразумевает философскую парадигму содержащего и содержимого (мне кажется, это аристотелевская парадигма) причинный смысл ипостаси подразумевает условно говоря фихтевско-гуссерлевскую философскую парадигму (ипостась есть сознание)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
olegvm
|
|
« Ответ #110 : 24 Август 2009, 22:12:41 » |
|
Да. Лурье совершенно не утверждает, что соединение с общей человеческой природой означает соединение со всеми человеческими ипостасями. Такое обвинение в адрес православных выдвигал Севир в споре с Иоанном Грамматиком. Лурье как раз пишет о том, что православным требовалось дать ответ на это обвинение. Этот ответ дал преп. Максим Исповедник, применив в христологии то соотношение между ипостасью и сущностью, которое было разработано каппадокийцами для триадологии: общая природа является содержанием ипостаси, а ипостасные особенности являются тропосом существования общей природы. В каждой человеческой ипостаси содержится общая природа, обладающая своим ипостасным тропосом существования. Христос воспринимает общую человеческую природу, но, разумеется, с индивидуальным тропосом существования. Но во Христе человеческая природа принимает и сверхприродный для нее тропос существования - обожение. Обожение святых в этой перспективе мыслится как приобщение святых в Теле Христа к этому сверхприродному тропосу существования человеческой природы. Эта концепция предполагает реальное существование общих природ, но не отдельно от вещей, а в вещах - так называемый умеренный реализм. Для Шахбазяна же общая природа это априори абстракция, существующая только в нашем умозрении либо в Боге в виде логосов. Реального существования универсалий в вещах он не допускает вследствие такого своего прочтения Аристотеля (не знаю, верного или не верного. Об этом стоит с Бирром поговорить.) С приведенным текстом преп. Иоанна Дамаскина эту уверенность Киприана совместить никак нельзя. Поэтому в рецензии он эту главу просто игнорирует, а в своем ЖЖ пытается этот текст истолковать очень странным образом. http://kiprian-sh.livejournal.com/32603.htmlhttp://olegvm.livejournal.com/95948.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #111 : 24 Август 2009, 22:13:57 » |
|
значит, еще раз: усвоительный смысл ипостаси подразумевает философскую парадигму содержащего и содержимого (мне кажется, это аристотелевская парадигма) причинный смысл ипостаси подразумевает условно говоря фихтевско-гуссерлевскую философскую парадигму (ипостась есть сознание)
типа того. но,сразу скажу,сами наименования: "причинный","усвоительный"--я придумал ) т.е.они не у св.отцов мной взяты. это просто чтоб как-то обозначить разные акценты.
|
|
« Последнее редактирование: 24 Август 2009, 22:17:05 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
olegvm
|
|
« Ответ #112 : 24 Август 2009, 22:22:15 » |
|
Олег, имеете ли вы ввиду Главу 6 Книги №3 ТИПВ? Или какую-то другую главу? Хотелось бы уточнить, потому что, если речь идет о главе 6 Книги 3, то Киприан Шабхазян вроде вовсе не игнорирует эту главу. Он как раз выносит ее в примечания на стр.69 (если смотреть по приложенному pdf файлу).
Ну, может быть, это уже исправленная редакция. Я сейчас посмотрю.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
olegvm
|
|
« Ответ #113 : 24 Август 2009, 22:29:52 » |
|
Хотелось бы уточнить, потому что, если речь идет о главе 6 Книги 3, то Киприан Шабхазян вроде вовсе не игнорирует эту главу. Он как раз выносит ее в примечания на стр.69 (если смотреть по приложенному pdf файлу).
Посмотрел сейчас. Не помню, был ли этот комментарий в изначальной редакции рецензии. Кажется, нет. Я его не помню. Но ИМХО такое упоминание этой главы все равно равносильно ее игнорированию.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #114 : 24 Август 2009, 22:31:15 » |
|
Спасибо, за ссылки (отправляюсь читать), я хотел бы уточнить этот момент в статье Шабхазяна, как его понимать. На самом деле он следующим образом "вписывает" 6ю главу в свою статью: Только в случае, если принять мнение Лурье о восприятии Христом всей человеческой природы*** возможно возникновение проблемы, которой озабочен автор ИВФ, уже приводившуюся нами: «Почему Христос воплотился не во всех людей сразу,если Он по плоти «единосущен нам»?».
И ниже идет сноска: Не в том, конечно, смысле, в котором об этом говорит, например, прп. Иоанн в главе VI Книги III Точного изложения православной веры: ...то есть не в том же смысле, в котором свв. отцы возражали Аполлинарию, говоря о восприятии Спасителем всей человеческой природы (Ср.: «<Бог Слово>, Который в последние дни посредством приобщения к уничиженности нашего естества соделался плотью по человеколюбию и, соединившись чрез оную с человеком, принял в себя все наше естество, дабы чрез срастворение с Божеским (естеством) обожествилось человеческое и начатком оным освятился вместе весь состав нашего естества» (Свт. Григорий Нисский. Опровержение Аполлинария, 15. // Догматические сочинения. Т. 1. С. 199)). То есть, получается, что Киприан также понимает восприятие Христом человеческого естества в духе Лурье, но тем не менее приписывает Лурье иную точку зрения и опровергает ее?
|
|
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #115 : 24 Август 2009, 22:43:59 » |
|
То есть, получается, что Киприан также понимает восприятие Христом человеческого естества в духе Лурье, но тем не менее приписывает Лурье иную точку зрения и опровергает ее? Прошу прощения,отправил этот пост, не заметив еще вашего ответа выше. Я вот что хотел спросить: мне кажется, что различие, которое видит Шабхазян между своими взглядами и взглядами Лурье, в частности, заключается в следующем: По версии Шабхазяна: Лурье считает, что Три Ипостаси Троицы в том же смысле обладают единой природой, в которой одной и той же природой обладают ипостаси человеческие. Шабхазян же считает, что Три Ипостаси Троицы не только обладают одной и той же природой (как и человеческие ипостаси), но дополнительно к этому еще и обладают единой природой, что делает их обладание природой несколько отличным от того "способа", которым обладают природой ипостаси человеческие?
|
|
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
olegvm
|
|
« Ответ #116 : 24 Август 2009, 22:58:08 » |
|
Спасибо, за ссылки (отправляюсь читать), я хотел бы уточнить этот момент в статье Шабхазяна, как его понимать. На самом деле он следующим образом "вписывает" 6ю главу в свою статью: Только в случае, если принять мнение Лурье о восприятии Христом всей человеческой природы*** возможно возникновение проблемы, которой озабочен автор ИВФ, уже приводившуюся нами: «Почему Христос воплотился не во всех людей сразу,если Он по плоти «единосущен нам»?».
Шабхазян просто на момент написания рецензии еще не был знаком с полемикой между Севиром и Иоанном Грамматиком То есть, получается, что Киприан также понимает восприятие Христом человеческого естества в духе Лурье, но тем не менее приписывает Лурье иную точку зрения и опровергает ее? Нет. Киприан отрицает вообще реальный, а не умозрительный характер существования общей человеческой природы в человеческих ипостасях.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Вячеслав С.
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 788
РПЦ
|
|
« Ответ #117 : 24 Август 2009, 23:06:25 » |
|
Нет. Киприан отрицает вообще реальный, а не умозрительный характер существования общей человеческой природы в человеческих ипостасях. Интересно, понимаю, что вопрос наверное не совсем к вам, а скорее к Киприану, однако как раз по приведенной ссылке в своем ЖЖ Шабхазян указывает: Напомню, что претензией моей к ИВФ (в том, что касалось понимания автором термина «общая сущность») было его нежелание (или неспособность) различать контексты, когда говорится об общности сущности Троицы или – человеческих ипостасей. Другими словами, одно дело - единосущие друг другу человеческих ипостасей - и совсем другое дело - единосущие Ипостасей Троицы. Однако если бы Шабхазян не принимал умеренно-реального существования природы, то как он мог бы различать эти понятия?.. мне кажется (хотя совсем трудно такое предположить в дискуссиях такого уровня) а вдруг проблема тут еще и в разных определениях? ... Как вообще следует понимать этот вопрос православному? Отец, Сын и Св.Дух, в том же смысле обладают единой природой, что и мы с вами? Или все же есть еще какой-то дополнительный смысл? [считаю этот вопрос допустимым в данной теме, т.к. он направлен именно на разъяснение критики по ИВФ, т.е. имеет целью прояснение позиций критиков]
|
|
« Последнее редактирование: 24 Август 2009, 23:12:50 от Вячеслав С. »
|
Записан
|
------------- Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. [Еккл.1:10]
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #118 : 24 Август 2009, 23:12:32 » |
|
Как вообще следует понимать этот вопрос православному? Отец, Сын и Св.Дух, в том же смысле обладают единой природой, что и мы с вами? Или все же есть еще какой-то дополнительный смысл? думаю,что общность природы трёх ипостасей Троицы-это неумеренный реализм (природа реальна в той же мере,что и ипостаси,и ипостасями не разделена), а общность природы чел.ипостасей-это умеренный реализм (природа реальна в ипостасях,но разделена ипостасями). у Шахбазяна,как мне показалось,общность природы в Троице-это просто реализм, а общность природы чел.ипостасей-это номинализм (природа созерцается лишь в уме).
|
|
« Последнее редактирование: 24 Август 2009, 23:19:17 от Ioann22 »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
olegvm
|
|
« Ответ #119 : 24 Август 2009, 23:14:31 » |
|
Я вот что хотел спросить: мне кажется, что различие, которое видит Шабхазян между своими взглядами и взглядами Лурье, в частности, заключается в следующем: По версии Шабхазяна: Лурье считает, что Три Ипостаси Троицы в том же смысле обладают единой природой, в которой одной и той же природой обладают ипостаси человеческие. Шабхазян же считает, что Три Ипостаси Троицы не только обладают одной и той же природой (как и человеческие ипостаси), но дополнительно к этому еще и обладают единой природой, что делает их обладание природой несколько отличным от того "способа", которым обладают природой ипостаси человеческие?
Человеческие ипостаси обладают общей природой не таким же образом, что и Божественные ипостаси. Способом существования общей человеческой природы вне Тела Христа является раздельное существование человеческих ипостасей. Только в Теле Христа способ существования человеческой природы уподобляется реальному единству Божественных ипостасей (это Киприан тоже не приемлет, но это уже за рамками рецензии. И это уже разница в вере). Но общей человеческая природа для человеческих ипостасей является в том же самом смысле, что и Божественная природа для Божественных ипостасей. Разница философская между Лурье и Киприаном в том, что согласно Лурье общая человеческая природа реально существует в человеческих ипостасях, а согласно Киприану общая природа только в умозрении усматривается в ипостасях, но реально не существует.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|