consensus patrum
28 Март 2024, 19:13:50 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Был ли Есевий Кесарийский арианином?  (Прочитано 9974 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Василий Centurion
Гость
« : 03 Июль 2009, 14:19:09 »

В последнее время даже люди которые называют себя православными христианами начали на разных форумах писать о том что "Церковь канонизировала императора Константина по политическим мотивам, император Константин был крещён арианином Евсевием Кесарийским, и умер арианином".

В связи с этим вопросы.

1) Насколько достоверно то - что пишет лютеранин Игорь Скерцо?
Вот:


""Также в Кесарийской библиотеке Евсевий познакомился с трудами Оригена, что сильно повлияло на его представления о Боге. В дальнейшем Евсевия часто обвиняли, что он занимал точку зрения Ариан. Этим и пользуются Свидетели Иеговы. Но эта информация не совсем верная. Евсевий занимал точку зрения Оригена, а это уже Ариане пользовались Оригеновскими рассуждениями, игнорируя остальную часть его произведений, где он признает Божество Иисуса и говорит о Троице. В богословии Оригена присутствует понятие субординации. В этом отношении Евсевий был согласен, но он явно не верил в то, что Иисус является творением, как учили Ариане, хотя частично их поддерживал.

Евсевию было поручено составить символ веры от лица собора. На соборе он уклонялся от категорического решения, так как колебался и старался примирить обе стороны. Свидетели Иеговы голословно утверждают, что Евсевий поменял свои взгляды на противоположные, тогда как на самом деле, он лишь пошел на компромисс в отношении термина "единосущный", которого сначала избегал."

http://askforbiblie.narod.ru/forjw/apologet/evs.htm

2) Насколько достоверно то что написано здесь?

Вот целиком статья:

" Евсевий Кесарийский [1] (ок. 275 – 339), так же известный как Евсевий Памфил [2], выдающийся церковный писатель и ученый, с 311 г. епископ Кесарии Палестинской. Евсевия называют отцом церковной истории из-за проделанной им гигантской работы по собиранию материалов об истории ранней церкви и систематизации их.

До нас не дошли точная дата и место рождения Евсевия, и очень мало известно о его ранних годах. Он сблизился с пресвитером Дорофеем в Антиохии и вероятно был наставляем им в изучении Святого Писания. В 296 году он был в Палестине, где видел будущего императора Константина, который посетил ее вместе с Диоклетианом. Он жил в Кесарии, когда там епископом был Агапий, и подружился с Памфилом, с которым он, похоже, при помощи Гексагеп Оригена и различных комментариев, собранных Памфилом, совместно изучал текст Библии с целью подготовки выправленной версии ее.

В 307 году Памфил был арестован, но Евсевий продолжил работу над их проектом. После смерти Памфилия он заканчивает их совместный труд в защиту Оригена, и отправляет его исповедникам, сосланным в рудники в Египте. После этого Евсевий переезжает в Тир, а затем в Египет, где он в первый раз подвергся гонениям за Христа.

Следующее что нам известно о Евсевии, это его избрание епископом Кесарии Палестинской вскоре после 313 года. Об его первых годах правления епископом нам ничего не известно, но, когда в 325 году был созван I Вселенский Собор в Никее, Евсевий играет в нем одну из ведущих ролей. Хотя он не был известным богословом или праведником, но как известный церковный автор и глубоко образованный человек, пользующийся к тому же особым расположением императора Евсевий, выдвинулся на передний план в созванном соборе. Так предложенный им текст был взят за основу Никейского Символа Веры.

Евсевий продолжал участие в арианской смуте и после Никейского Собора. Так в ходе спора с Евстафием Антиохийским, который выступал против увеличения влияния учения Оригена и его практики аллегорических толкований Библии, видя в богословии Оригена корни арианства, Евсевий, поклонник Оригена, был обвинен Евстафием в отходе от Никейского Символа Веры. Евсевий в ответ обвинил Евстафия в савеллианстве. Враги Евстафия собрали местный собор в Антиохии, на котором сняли его с кафедры путем фальшивых доносов на него императору добились ссылки. Нашлась партия, собравшая даже большинство голосов в пользу любимца императора, ученого епископа Кесарии Палестинской Евсевия. Но не в духе любившего кабинетное спокойствие Евсевия было сменить его на пекло борющихся страстей столицы. Евсевий сослался при отказе на букву канонов, в частности и Никейского собора, воспрещающих епископам покидать свои кафедры и переходить на новые. Эта мотивировка очень понравилась императору Константину, и он особо похвалил Евсевия за скромность и за законность. На выборах прошел Евфроний, пресвитер из Кесарии Каппадокийской, друживший с Евсевием на почве противоникейства.

После победы над Евстафием, Евсевий вместе с другими сторонниками Ария повел атаку против Афанасия Великого, одного из столпов Православия и лидера борцов против арианства. Путем интриг им удалось изгнать Афанасия с кафедры и даже убедить императора Константина, отправить его в ссылку в конце 335 года. Вместе с Афанасием им удалось свалить Маркелла, епископа Анкирского, другого видного борца с арианством, и отправить его в изгнание. Однако вскоре 22 мая 337 г. император Константин умер, Евсевий ненадолго пережил императора и, потеряв былое влияние, скончался около 339 г.

Работы

Из огромного письменного наследия Евсевия, до нас дошла достаточно большая часть его трудов. Хотя проарианская позиция Евсевия скомпрометировала его как богослова, он остается для нас бесценным церковным писателем благодаря своему стилю: Евсевий снабжал свои работы обильными и аккуратными цитатами источников, существенно облегчаю задачу писателям боле позднего периода. Многие произведения, дошли до нас только в виде цитат из книг Евсевия (и следовательно благодаря ему).

Литературное творчество Евсевия в целом отражает путь его жизни. Вначале, под влиянием Памфила и, вероятно, Дорофея, он посвятил себя задаче библейской критики. Позже гонения Диоклетана привлекли его внимание к мученикам и составлению их житий. Это привело его к изучению и написанию истории Церкви, и наконец к всемирной истории, которая для него была лишь подготовкой к истории Церкви.

Наступившее время арианской смуты заставило его сконцентрироваться на догматических вопросах. Так же пришедшее признание империей Христианства, требовало создания апологических работ касающихся самых разных вопросов. Под конец своей жизни, Евсевий, придворный писатель и богослов, написал серию хвалебных речей прославляющих императора Константина.

Помимо перечисленного выше, к его наследие состоит из многочисленных произведений не подпадающих под классификацию, начиная от писем и приветственных речей, и заканчивая разнообразными ексгезетическими работами, над которыми он работал на протяжении всей жизни и включающих в себя комментарии к Библии, трактаты по Библейской Археологии и даже нечто вроде путеводителя по Святым Местам.

Библейская критика

Памфил и Евсевий совместно работали над критическим анализом текстов Ветхого и особо Нового Заветов в Септуагинте. Вероятно, они работали над рукописями изначально подготовленными Оригеном, которые они, согласно бл. Иерониму отредактировали и распространяли Для облегчения изучения четырех Евангелий, Евсевий разбил их на параграфы [3] и составил на основе их сводную хронологическую таблицу с указанием мест из каждого Евангелия описывающих каждое событие в таблице.

Хроника

«Хроника» одна из двух основных исторических работ Евсевия, состоит из двух частей. Первая «Анналы» (греч. Chronographia), была задумана как краткое изложение мировой истории, сгруппированное по странам. Вторая «Хронологический канон» должна была дополнять первую, представляя материал первой части в виде хронологической таблицы.

«Хроника» не сохранилась целиком в оригинале, однако может быть восстановлена из более поздних византийских работ, авторы которых обильно использовали ее материал и широко цитировали ее. Таблицы из второй части, полностью сохранились в латинском переводе бл. Иронима. Так же до нас дошел армянский перевод «Хроник». «Хроника» в дошедшем до нас виде описывает события да 325 г. Она была написана перед «Церковной историей».

«Церковная история»

В «Церковной Истории» Евсевий согласно его же собственным словам, намеревался описать историю Церкви от апостолов, до своего времени, уделяя при этом особое внимание следующим областям:

преемственности епископов на важных кафедрах;
истории христианских учителей;
истории ересей;
истории евреев;
отношениям с язычниками;
мученикам.

Евсевий закончил «Церковную историю» где-то между концом 323 и серединой 324 года.

Полный текст:
http://palomnic.org/history/ort/tserkov/evs_kes/ - сайт Православный поклонник на Святой Земле
http://khazarzar.skeptik.net/books/eusebius/he/ - библиотека Руслана Хазарзара

Апологетические и догматические работы

Многие апологетичекие и догматические работы Евсевия оказались полностью утерянными. Ниже приведенны основные его работы из этой категории, которые хотя бы частично сохранились.

«Апология Оригена» - первые 5 книг этой работы были написаны Памфилом во время его заключения в тюрьме, при помощи Евсевия. После смерти Памфила Евсевий дописал шестую книгу. До нас дошла только первая книга в латинском переводе Руфина.
«Philalethes logos» - сочинение направленное против Гиерокла (Иерокла?) (римского проконсула и неоплатоника), который прославлял в своих книгах Апполония Тианского, противоставляя его Иисусу Христу и утверждая что Апполоний превзошел Иисуса как учитель и чудотворец.
“Приготовление к Евангелию» (лат. «Praeparatio evangelica») – трактат доказывающий превосходство Христианства над всеми языческими религиями и философскими школами. «Приготовление» состоит из 15 книг, которые целиком дошли сохранились. Евсевий писал эту книгу как введение в Христианство для язычников. Эта книга также ценна сегодня, тем что Евсевий обильно цитировал в ней многих древних историков и философов, чьи нигде больше работы не сохранились.
«Доказательство в пользу Евангелия» (лат. «Demonstratio evangelica») – этот трактат тесно связан с предыдущей работой, состоял из 20 книг, из которых полностью сохранилось 10 книг и фрагмент пятнадцатой. Эта работа посвященна личности Иисуса Христа.
«Выписки из пророков» (греч. Eklogai prophetikai) – эта работа в четырех книгах посвященна мессианским местам в пророческих книгах.
полемический трактат «Против Маркелла», написаный около 337 г.
дополнение к пердыдущей работе «О богословии», в которой Евсевий полемизирует с св. Афанасием Великим.

Прочие работы

Из работ Евсевия посвященных Библии до нас дошел только “Ономастикой” – справочник по упоминаемым в Библии географическим местам. Другие его работы по библейской археологии, так же как его комментарии к Библии утерянны [4]. Почти полностью утерянны письма Евсевия. Однако до нас дошли несколько его речей и проповедей, таких как проповедь на освященние церкви в Тире и речь на тридцатилетия правления императора Константина.

Оценка Евсевия
Когда начались арианские волнения, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, естественно, клонило в сторону субординационизма и арианства; но когда на соборе 325 г. дело дошло до голосования формулы императора: (единосущный), он не устоял перед искушением угодить венценосному епископу (Константину).

Сам Евсевий признавал, что он подписал символ Никейского собора, чтобы не нарушать мира церкви. В сочинении «О церковном богословии» он скорее уклонялся от решения спорного вопроса, как неуместного и неразрешимого, чем был сторонником какого-либо формулированного учения. Можно думать, что к арианским мнениям он, до некоторой степени, склонился позже, в чем сказался ученик Оригена. В 330 г. он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 г. требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского.

Валезий, один из первых издателей и исследователей сочинений Евсевия (+ в 1676 г.), признает, однако, Евсевия православным; так же думает русский патролог Филарет, епископ черниговский. А. В. Горский находит Евсевия лишь не твердым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождем партии так называемых полуариан. Баур называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице.

Но в представлении о Евсевии все заслоняется его заслугами как церковного писателя. Так как большая часть документов и сочинений, которыми он пользовался, теперь исчезла, то без Евсевия о первых трех веках христианства мы знали бы очень мало.

Евсевий является историографом эпохи Константина Великого; но именно благодаря его искусству наводить свет и тени мы до сих пор не знаем много важного о жизни императора и о процессе превращения христианства из религии гонимой в государственную. О том и другом вместо портрета он оставил нам икону.

Его «Жизнь Константина» служит предметом горячих споров. Многие исследователи обвиняют его в фальсификации документов. Авторитетный современный богослов и историк церкви протопресв. Иоанн Мейендорф характеризует Евсевия как «придворного епископа» при императоре Константине. Еще в большей мере, чем «Жизнь Константина», вызывает сомнения в правдивости и его «Церковная история».

По оценке Баура, Евсевий, благодаря своему сочинению «Церковная история» для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории всеобщей. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля ее за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим.

Главное достижение Евсевия — создание жанра церковной историографии. Тем самым он положил начало одному из ведущих направлений в средневековом историописании. Его дело было продолжено целой плеядой историков — Сократом Схоластиком, Эрмием Созоменом, Феодоритом Кирским, Евагрием Схоластиком, Бедой Достопочтенным, Адамом Бременским, Ордериком Виталием и многими другими.

Помимо Евсевия Кесарийского или Евсевия Памфила, о котором эта статья, в тоже время активное участие в арианской смуте принимал епископ Евсевий Никомидийский, этих двух епископов легко спутать друг с другом.

http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=1949

3) Так можно ли считать что Евсевий Кесарийский был арианином и можно ли считать что Святой равноапостольный император Константин был крещён арианином?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 03 Июль 2009, 14:23:09 »

ой как много букафф
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий Centurion
Гость
« Ответ #2 : 03 Июль 2009, 23:53:17 »

ой как много букафф

Азамат, а что скажете по существу заданных вопросов?
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #3 : 04 Июль 2009, 00:12:02 »

Василий, напоминаю Вам Правила форума:


Цитировать
Раздел II. На форуме запрещается:

...


5. Перепечатка огромных (больше чем 2 экрана) статей с других сайтов. Если вы хотите указать что-либо - просто поставьте ссылку на оригинал, либо прикрепляйте статью в виде вложения к тексту сообщения, где Вы выражаете смысл статьи.

Настоятельно прошу Вас более не постить такие длинные тексты с других сайтов. В следующий раз такие длинные тексты будут удаляться. Администратор

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #4 : 04 Июль 2009, 00:15:10 »

По существу вопросов - Евсевий Кесарийский действительно был "полуарианином" и защищал Ария. Как и Евсевий Никомидийский. Впрочем, Е. Кесарийский был, насколько я помню, более умеренным полуарианином, чем Е. Никомидийский.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #5 : 04 Июль 2009, 00:22:13 »

 
Цитировать
можно ли считать что Святой равноапостольный император Константин был крещён арианином?

Император Константин был крещен Е. Никомедийским, тоже "полуарианином". Нельзя сказать, что Е. Никомедийский был стопроцентным арианином, хотя он и защищал Ария и участвовал в гонениях на свт. Афанасия
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #6 : 04 Июль 2009, 01:03:01 »

а можно узнать в чём отличие полуарианства от конкретного арианства?

первое не совпадало с православием чисто терминологически?
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Василий Centurion
Гость
« Ответ #7 : 04 Июль 2009, 02:35:37 »

Уважаемые админы форума, прошу прощения за оверквотинг с моей стороны в первом постинге данной темы!


Император Константин был крещен Е. Никомедийским, тоже "полуарианином"

Вследствие этого - можем ли мы считать Св.императора Константина полуарианином или арианином?


Нельзя сказать, что Е. Никомедийский был стопроцентным арианином, хотя он и защищал Ария и участвовал в гонениях на свт. Афанасия


Где можно прочитать о том - что Св.императора Константина крестил именно Евсевий Никомидийский?

И желательно бы подтверждение: что Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский - это разные люди...
А ведь был ещё и Евсевий Самосатский...
« Последнее редактирование: 04 Июль 2009, 02:37:30 от Василий Centurion » Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #8 : 04 Июль 2009, 12:11:52 »

Цитировать
И желательно бы подтверждение: что Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский - это разные люди...
А ведь был ещё и Евсевий Самосатский...

см. "Лекции по истории древней Церкви" В.В. Болотова или того же Карташева, ссылку на которого Вы дали в другой теме. Василий, вы что, свои собственные ссылки не читаете?

« Последнее редактирование: 04 Июль 2009, 12:16:29 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #9 : 04 Июль 2009, 12:47:08 »

Тему переношу в раздел по патрологии и церковной истории
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Василий Centurion
Гость
« Ответ #10 : 04 Июль 2009, 16:19:03 »



Василий, вы что, свои собственные ссылки не читаете?




см. "Лекции по истории древней Церкви" В.В. Болотова или того же Карташева, ссылку на которого Вы дали в другой теме. Василий, вы что, свои собственные ссылки не читаете?

Я ведь в той теме написал - книгу Карташева  в сети нашёл, а прочитать полностью - надеюсь время изыскать...
Пока только изыскал время несколько глав выборочно прочитать.
Записан
Дмитрий Бирюков
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1155



« Ответ #11 : 04 Июль 2009, 18:23:01 »

"Полуарианство" - это имя, данное Епифанием Кипрским и вслед за ним употреблявшееся некоторыми доревол. учеными для подобосущников. Но в действительности подобосущники близки к православию, из них вышел Василий Великий.
Евсевий Кесарийский - вполне себе ариани, "полуарианином" его не называют (поскольку это имя застолблено для подобосущников), но теоретически его можно назвать и так - за то, что, будучи арианином, он в угоду полит. соображениям принял Никейский собор, хотя после - проявлял себя как арианин. Евсевий Никомедийский, насколько я помню, тоже вполне себе арианин. Как я понимаю - да, можно сказать, что Константин крещен арианином. Что с этим делать я не знаю Улыбающийся (но я и не разбирался специально).
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #12 : 04 Июль 2009, 22:44:01 »

Евсевий отрицал иконы - а это явный признак того, что он не разделял православные взгляды. В письме сестре императора Константина Констанции он излагает совершенно еретическое учение о Христе /поводом для этого письма послужила просьба Констанции прислать ей икону Христа/.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Василий Centurion
Гость
« Ответ #13 : 13 Июль 2009, 08:55:14 »

да, можно сказать, что Константин крещен арианином. Что с этим делать я не знаю Улыбающийся (но я и не разбирался специально).

Действительно, непонятно - что с этим делать...  И непонятно - сам Св.Константин был ли арианином по убеждениям.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #14 : 13 Июль 2009, 09:38:17 »

да, можно сказать, что Константин крещен арианином. Что с этим делать я не знаю Улыбающийся (но я и не разбирался специально).

Действительно, непонятно - что с этим делать...  И непонятно - сам Св.Константин был ли арианином по убеждениям.

с этим ничего делать не надо  Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!