consensus patrum
27 Апрель 2024, 10:27:11 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 27 28 [29] 30 31 ... 33
  Печать  
Автор Тема: разбор понятия "первородный грех" в контексте мысли вост. отцов  (Прочитано 284969 раз)
0 Пользователей и 3 Гостей смотрят эту тему.
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #420 : 06 Январь 2010, 14:24:50 »


"Бессмертность Адама проистекает вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни" (Леонтий Византийский)


Вода текуча вовсе не из-за того, что она жидкая по естеству, а только потому, что летнее тепло не позволяет ей замерзнуть.

Зимой присущие воде твердость, хрупкость, холодность актуализируются.

Более точным будет заменить "вода" на Н20. Тогда полностью согласен.

А что Вы понимаете под "актуализироваться"?

Значит, что dinamiz (т.е. сила, заложенная Творцом в чел. природу) осуществляется на практике. См. у свт. Афанасия: "Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным... свойственного им по природе избегли бы по благодати"
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #421 : 06 Январь 2010, 14:30:42 »

Т.е. Бог заложил в тварную природу силу (тяготение) к разрушению, смерти?
Бог "автор" энтропии"?
А что значит, "Бог смерти не сотворил".

Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #422 : 06 Январь 2010, 14:35:14 »

Роман, т.е. смерть и тление - это такие реальные энергии тварной природы?
А например, в теле Христа они просто удерживаются, пребывают лишь в потенции, эн динамис?
Записан
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #423 : 06 Январь 2010, 15:15:37 »

Т.е. Бог заложил в тварную природу силу (тяготение) к разрушению, смерти

Нет. Тяготения и потенция - 2 совершенно разные понятия. Заложенные в природу тяготения - это логосы-воления. Они и устремляют (без принуждения нас к Богу)

Заложеная же в природу сила (dinamiz) реализуется напрямую в зависимости от того, движемся мы согласно логоса или против него. См. у прем. МИ"Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки, но Он устроил в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог бы неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, [а затем стал осуществлять] в этой силе первое движение к чувственным [вещам и] возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству. " (61-й вопрос-ответ)

Цитировать
А что значит, "Бог смерти не сотворил".

То, что бог создал человека для нетления. Аналогично Бог не создавал зла. Но благодаря свободе воли чел. может выбрать зло, а может и не выбрать.

Цитировать
Роман, т.е. смерть и тление - это такие реальные энергии тварной природы?

Если быть точным, то не энергии, а претерпевания (страсти), т.к. всё, что сотворено - не самодвижно. Ну а дальше ответ зависит от того, что Вы вкладываете в понятие "реальные энергии"... Но я бы эту силу (dinamiz) назвал бы идиомой тварной природы, а её актуализацию - "реальной энергией".

Цитировать
в теле Христа они просто удерживаются, пребывают лишь в потенции, эн динамис?

Тут боюсь размышлять, т.к. здесь максимально нужно быть точным. У обоженных по прем.МИ (согласно "ИВФ") это наз. отложением плотских идиом, их субботствованием.

По Св.Отцам разница в природе Христа до и после Воскресения в том, что после Воскресения Христос уже не попускает Своей чел. природе действовать естественным для неё образом, а ДО Воскресения попускает.

В любом случае даже после Воскресения чел. природа Христа (да и обоженных) бессмертна всё же не по естеству, а по благодати (по той Нетварной Энергии, кот. она движится).
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #424 : 06 Январь 2010, 15:51:40 »

Роман, актуализация силы - это энергия.

Тление и смертность - это, по Вашему, силы, заложенные в чел. природу. Они, по Вашему, актуализировались после грехопадения. При этом они, как Вы написали, не энергии.
Что это может означать?

PS Напомню, сила (динами, потенция) - это реальное присутствие, которое однако нуждается в определенных условиях для перехода из состояния возможности в состояние действенности (энергия, акт, актуальность).
Сила (динами) - это, насколько могу судить, реально существующее стремление к движению, тяготение сущности к чему-либо реально существующему.   
Записан
Romeo
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 621


УПЦ МП


WWW
« Ответ #425 : 06 Январь 2010, 16:00:01 »

Роман, актуализация силы - это энергия.

Да.

Цитировать
Тление (не тление, а тленность - Romeo) и смертность - это, по Вашему, силы, заложенные в чел. природу. Они, по Вашему, актуализировались после грехопадения. При этом они, как Вы написали, не энергии.

Всё верно.

Цитировать
Что это может означать?

Не понял вопроса.
Записан

Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #426 : 06 Январь 2010, 20:33:22 »

Вопрос в следующем.
Сила это не актуализированная энергия; энергия - актуализированная сила.
Тленность - это, как Вы утверждаете, сила, заложенная в чел. природу, но при этом не энергия. Тогда какой энергией (какими энергиями) она актуализируется?

Вообще, Роман, Вы сделали для меня открытие - никогда не слышал, что тленность и смертность - это силы человеческой природы.
Я всегда считал, что они, напротив, недостаток природных сил.

С Рождеством Вас!

 
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #427 : 08 Январь 2010, 07:28:02 »

Цитата: Алексей
Бог "автор" энтропии?

А действительно,  кто автор "энтропии"?

Энтропия - это естественный закон неживой природы. Все неживое движется к "простоте", с течением времени разлагается на первоэлементы, теряет первоначальную форму.

Смертность - это функционирование чел. естества по  логике закона неживой природы.
« Последнее редактирование: 08 Январь 2010, 08:38:55 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #428 : 08 Январь 2010, 07:53:12 »

Зацепила фраза из цитаты, приведенной в другой теме:

слова св.Викентия Лиринского - их приводит Татьяна:

Цитировать
Кто до несчастного ученика его Целестия отвергал учение, что преступлению Адамову повинен весь род человеческий?


Что это значит: что Адамову преступлению повинен весь род человеческий? Это общепринятый тезис (=обязателен для правоверных), или один из возможных?

Вина=причина. Можно ли это понимать как прямое соучастие всех в Эдемском грехопадении? Если об этом уже говорили, то буду благодарна за ссылки.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #429 : 08 Январь 2010, 12:05:59 »

"преступлению Адамову повинен весь род человеческий" - это язык такой. Можно сказать и как-нибудь иначе - "причастен", "наследует", "заражен", "подвержен" и т.п.

Прямое соучастие всех в грехопадение на уровне его следствий. Косвенное - на уровне подражания Адамову преступлению.

Просмотрите эту ветку с самого начала, речь тут об этом шла.
Мои соображения, например, тут http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=338.msg6344#msg6344
И еще в ряде постов далее.

С Рождеством Вас!
 
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #430 : 08 Январь 2010, 12:09:15 »

Цитата: Алексей
Бог "автор" энтропии?

А действительно,  кто автор "энтропии"?



"Автор" человек.
Помните у апостола: тварь покорилась суете не добровольно и т.д.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #431 : 08 Январь 2010, 17:08:42 »

Цитата: Алексей
Прямое соучастие всех в грехопадении на уровне его следствий.


Это нормально и не вызывает недоумений. Вышеприведенную фразу можно было понять иначе. Язык, действительно, специфический.

Цитата: Алексей
"Автор" человек.
Помните у апостола: тварь покорилась суете не добровольно и т.д.

Выходит, после падения человека законы природы изменились (неживой)? Изначально энтропии не было?
« Последнее редактирование: 08 Январь 2010, 17:12:53 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #432 : 08 Январь 2010, 17:22:19 »

Цитата: Алексей
С Рождеством Вас!

Спасибо.

Всех также с Праздником Рождества !

Тему прочла. Поняла, что "первородный грех" - скорее образное выражение, чем конкретная фиксация точного смысла.

Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #433 : 08 Январь 2010, 18:33:03 »

Цитата: Алексей
Прямое соучастие всех в грехопадении на уровне его следствий.


Это нормально и не вызывает недоумений. Вышеприведенную фразу можно было понять иначе. Язык, действительно, специфический.

Цитата: Алексей
"Автор" человек.
Помните у апостола: тварь покорилась суете не добровольно и т.д.

Выходит, после падения человека законы природы изменились (неживой)? Изначально энтропии не было?

Выходит, что да. По крайней мере в изначальный замысел она не входила.

У МИ я встречал два варианта ответа: или неодушевленная тварь изначально была в состоянии нетления (так, кажется, большинство отцов считало), или она была изначально подчинена Богом тлению, как условному закону, в предведении грехопадения человека.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #434 : 08 Январь 2010, 22:02:23 »

Цитата: Алексей
У МИ я встречал два варианта ответа: или неодушевленная тварь изначально была в состоянии нетления (так, кажется, большинство отцов считало), или она была изначально подчинена Богом тлению, как условному закону, в предведении грехопадения человека.

Не совсем уверена, что мы об одном и том же ведем речь. Я имею ввиду не просто неодушевленное, но именно, что неживое (камни, пески, воздух, воду, горы, которые в веках разрушаются и становятся долинами и т.д...)

Энтропия на этом уровне бытия - не тление, а естество. Возможность реализоваться природному динамизму  тварного. Изменчивость - это свойство всего сотворенного, без него не обойтись, когда рассматриваем вещи во времени. И здесь нет ничего худого - в том, что неживое подвержено разрушению и распаду. Это могло быть и изначально. Разве нет?

Если нет, то как реализовалась изменяемость? Неживое не может усложняться. Если нет распада, "тления" (здесь тление - это образ, вИдение процесса в несвойственной логике), то, получается, все неживое от природы вечно и неизменно?..

Сосуществование двух различных природных динамических принципов - это получается богаче. Все творение как икона устремленности к жизни, либо к смерти.

Но, как всегда, не настаиваю...
Записан
Страниц: 1 ... 27 28 [29] 30 31 ... 33
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!