1) Дочитал ссылки с удовольствием, согласен с большинством выводов о.Никанора.
Правда, вот здесь хочется высказать пожелание:
http://fr-hamlet.livejournal.com/41485.htmlТеперь о восемнадцати веках, на протяжении которых «строгая» и «нестрогая» экклезиологии сосуществуют в Православии параллельно. Здесь можно сказать, что большинство лжеучений «отфильтровывались» Церковью постепенно ... А если вспомнить, что «у Господа один день, как тысяча лет...» то вопрос о восемнадцати веках не будет выглядеть неразрешимым. К тому же, за этот продолжительный промежуток времени выработался вполне определённый consensus partum по вопросу о границах Церкви и возможности Таинств вне Тела Христова.
Я согласен, что:
а) сейчас Церковь готова определиться с своим заключением о наличии/отсутствии Таинств у инославных, а также, что
б) мы вполне можем составить consensus patrum относительно этой проблемы.
Однако необходимо подождать соборного решения этого вопроса, надеюсь, что лет 10 хватит нам на подготовку "Восьмого Вселенского." И вот тогда уже, если священноначалие примет и догматизирует
неверную позицию, можно применять всевозможные действия в ответ.
Предполагаю с некоторым беспокойством, что решения Собора будут неудовлетворительными для сторонников "строгого взгляда" и в итоге приведут к окончательному размежеванию "либералов" и "консерваторов". Как уже отмечал в ЖЖ Олега Мосолова в таком случае не останется выбора - надо будет уходить, надеюсь, если такое произойдет, резко, отреагирует и Афон и консервативные силы по всему миру вообще.
2) Про мои замечания выше по тексту про "харизматическую составляющую" при выборе юрисдикции.
Я безусловно являюсь сторонником (
http://vkontakte.ru/topic-1410691_12006131 ) взгляда о том, что абсолютно чистое исповедание веры является критерием допуска к Евхаристии, вероучительное единство в Евхаристии актуализируется и таким образом являет нам Церковь. Мои возражения не против интеллектуального труда в направлении осмысления истин веры.
Мои возражения заключаются в оценке того, кому следует приписывать результат. Мы говорим, "я изучал Св.Предание и пришел к выводу, что строгий взгляд на еретиков является верным", "я изучал практику РПЦ МП и нахожу, что она не соответствует consensus patrum", "я изучал историю Церкви и знаю, что прошло 18 веков - уже давно пора отфильтровать ересь теории [неполных] ветвей"... однако познание любого догмата включает в себя не только логическое знание, но и сверхлогическое откровение. Стало быть, мы должны говорить не о том, что мы прилежно употребили свои академические усилия, но и в то, что мы верим, что Бог подавал нам определенную помощь в наших усилиях - это и есть "харизматический" элемент.
Теперь, если мы выбрали неверную юрисдикцию, несмотря на помощь Божию в нашем познании, то значит, что мы и consensus patrum относительно экклезиологии не познали. Иначе бы получилось, что Бог нас вел не в ту юрисдикцию, если мы все правильно познали, критерии формализовали, а когда их применили - попали к еретикам или в раскол. Так что ли?
3) Поддерживаю, кстати, вопрос Романа. Я вообще не понимаю, если нет вероучительных разногласий между двумя юрисдикциями ИПЦ и в этих юрисдикциях по 500 человек, допустим, то зачем вообще медлить? Чем больше совмещенная объединенная юрисдикция тем больше ее совокупный интеллектуальный и финансовый потенциал, тем больше шансов на ее успех на миссионерском поле. По идее, если среди ИПЦ есть осколки имеющие истинные таинства, они должны обладать такой бешенной тягой к единству, что в течение года мы должны каждый месяц слышать об объединении тех или иных приходов и ветвей.
Отсутствие таких новостей заставляет подумать ,что наоборот имеет место обычное для раскола "оскудение любви", на которое все же непраздно ссылаются "Принципы".
4) Отец Никанор, я так понял, священник РПЦ МП все же? Он все время о РПЦ говорит "мы", "у нас".