об образовании поместных церквей на заре христианства писал Иоанн Мейендорф:
"В жизни церковной общины был изначальный этап, описанный в первых двенадцати главах книги Деяний: община была соразмерна Иерусалимской Церкви и руководили ею Двенадцать, возглавляемые Петром. Это была эсхатологическая община, свидетельствовавшая об исполнении в Сионе мессианских пророчеств. Соборность, объединявшая "множество учеников" (Деян.6:2), созываемых Двенадцатью, уже была практикуема во всех случаях, когда надо было принять важное решение, такое, например, как избрание Семи (Деян.6:1-6). Этот образец корпоративных решений в каждой поместной церкви был формой соборности, остававшейся неизменной в раннем христианстве. Она позднее найдет выражение в избрании епископов "всем народом" (Ипполит, Апостольские предания I,2) и в Киприановом принципе: episcopus in ecclesia in episcopo ("епископ в Церкви и Церковь в епископе").
Тот момент, когда этот образец соборности, существовавший в Иерусалимской матери-Церкви, приняли и христианские общины вне Иерусалима, был очень важным и переходным пунктом в истории раннего христианства.
Когда Евангелие, благодаря служению Павла, начало распространяться среди язычников, по всему римскому миру были основаны новые общины. Каждая из этих общин должна была стать той же самой Церковью. В каждой из них совершалась та же самая евхаристическая трапеза, преображая общину в Тело Христово. В писаниях апостольских отцов, особенно св. Игнатия Антиохийского,
каждая из этих поместных церквей рассматривалась как кафолическая Церковь, то есть всякий раз, когда "двое или трое собраны" во имя Христа, Он пребывает с ними вполне, "собрание" - это не "часть" Тела, но Самое Тело, caput et corpus"
(из статьи "Что такое Вселенский Собор")
вся статья
http://krotov.info/library/13_m/mey/yendorf_010.htm#2