bar-ieremias
|
|
« : 06 Июнь 2009, 15:17:25 » |
|
Из книги "Введение в святоотеческое богословие" ( о. Иоанн Мейендорф ).
"Возникновение этой ереси ( т.е. ереси афтартодокетизма ) связано с именем Юлиана Галикарнасского - монофизита и главного оппонента Севира Антиохийского. Его монофизитство не было связано с афтартодокетизмом, так как обе ереси имеют дело с разными аспектами личности Христа. Известно, что император Юстиниан в конце жизни сделался сторонником афтартодокетизма, будучи в то же время православным и приверженцем халкидонского богословия. Ересь эта представляла собой разновидность докетизма и утверждала, что тело Христа было нетленным. Логика этого утверждения основывалась на том, что поскольку смерть есть последствие греха, а Христос был безгрешен, постольку Его тело не было подвержено тлению. Из этого непосредственно вытекает, что действия Спасителя, по видимости отражавшие падшую ( тленную ) человеческую природу, - голод, страх, самое смерть - были либо притворством, либо лишь виделись окружающим. На самом деле, по православному учению, Христос соединился с падшей, тленной человеческой природой именно для того, чтобы через Свою смерть и Воскресение вернуть ей первозданную благодать и избавить от тления. Хотя в Нем Самом не было греха, Он вольно воспринял последствия грехопадения, чтобы спасти падшего человека, поэтому Он и называется Новый Адам. Более поздние отцы Церкви, особенно Иоанн Дамаскин, также осуждали афтартодокетизм. Существует мнение, что "зеон" - обряд добавления горячей воды, "теплоты", к евхаристической чаше, характерный лишь для византийской литургии, был введен при Юстиниане, а возможно, и его стараниями, в связи со спорами о "нетленности" тела Христова. Самое слово "зеон" происходит от греческого зои, "жизнь". "Теплота" означает жизнь и жизнеподательность Евхаристии как воскресшего тела Христова - нетленного в Воскресении ( а не до Воскресения, как думали афтартодокеты )."
Несколько слов о самой книге в предисловии автора - "предлагаемый конспект курса лекций по патристике основан на студенческих записях лекций, прочитанных в Свято-Владимирской Духовной Академии ( Нью-Йорк ) в 1979-1981 гг. Предлагаемый курс не претендует на всеобъемлющий научный охват относящегося к предмету материала. Скорее цель его заключалась в том, чтобы определить историческую обстановку, основные направления богословской мысли и главные вопросы, нуждающиеся в обьяснении и обсуждении."
Собственно, вопросы, которые следует разобрать, выделены в этом отрывке.
|