consensus patrum
29 Май 2024, 17:48:12 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Мучения грешников в аду  (Прочитано 15076 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« : 27 Май 2009, 16:20:07 »

Что такое мучения грешников в аду и как они совместимы с Божией благостью?

Единственное, что мне известно, как, наверно, и многим, -  учение Церкви о блаженстве одних и вечных муках других, по их грехам. Также известно то, что учение об апокатастасисе (всеобщем восстановлении), встречающееся у некоторых отцов, не включено в церковное предание. Но это, пожалуй, все, что могу сказать.

Вечные мучения - в каком смысле они являются мукой для грешников, и в каком смысле они вечны?
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #1 : 30 Май 2009, 22:50:41 »

Мучение грешников в аду - это проявление Божией любви. Ведь грешник потому попадает в  ад, потому что хотел в земной жизни жить без Бога, любил зло. Вот Бог его и направляет к тем силам, которые также любят зло, и где грешнику будет намного лучше, чем в Царстве Небесном. Там, в Царстве, грешнику был бы невыносим Божественный свет, он бы обжигал его, опалял...
Кроме того, нсколько я понимаю из некоторых житий и святоотеческих анставлений, некоторые люди будут находиться после смерти на границе ада и Неба /под Небом я подразумеваю все семь небес/. Это видно из рассказа об одном византийском вельможе, который был очень милостивым человеком, раздавал щедрую милостыню, помогал бедным и т.д., но вместе с тем был одержим блудной страстью и постоянно впадал в блуд. После его смерти константинопольскому патриарху было открыто, что с ним произошло: ангел сказал этому вельможе - "Так как ты при жизни был очень милостивым, то Господь избавляет тебя от страданий. Но так как ты был одержим блудной страстью, то ты не можешь войти в Царство Небесное, куда ничто нечистое не войдет. Господь определяет для тебя место на границе между светом и тьмой."
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 30 Май 2009, 23:05:28 »

Что представляют собой мучения грешников - вопрос трудный. Разумеется, это не раскаленные сковородки. Это духовные понятия, и мучения эти духовные, а не вещественные. Но часто в житиях святых и в современных видениях ада /например, посмертный опыт Клавдии Устюжаниной, Валентины Романовой и др./ мучения описываются как нечто физическое: огненное озеро, где мучаются языческие жрецы, колдуны и ведьмы, обожженные тела и лица грешников, яма, полная гноя, испражнений и разных нечистот, куда попадают блудники, содомиты, извращенцы, скотоложники и т.п.  Клавдия Устюжанина пишет, что за то, что она не соблюдала постов, ей давали есть червей и разных гадов. Валентина Романова пишет, что адский огонь дает телу такое же ощущение, какое бывает при болезни /жар, ломота в суставах, слабость/.Я думаю, Господь специально дает физическое представление, чтобы приблизить эти мучения к нашему восприятию. Как сказано в видениях мытарств, если не ошибаюсь, у преподобной Феодоры: "Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесного".
« Последнее редактирование: 30 Май 2009, 23:08:40 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #3 : 30 Май 2009, 23:15:28 »

Прошу прощения, ошибся, это слова ангела преподобному Макарию Египетскому.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #4 : 30 Май 2009, 23:27:58 »

Вот Бог его и направляет к тем силам, которые также любят зло, и где грешнику будет намного лучше, чем в Царстве Небесном.

получается, Бог - распорядитель  Улыбающийся, и отправляет каждого туда, где ему будет лучше, неважно, раскаялся он или нет.

В чем тогда муки?

страх мучений - первая ступенька, на которую встает блуждающая во тьме душа (рабство Богу, полная слепота, только-только нащупавшая спасительную вервь). Здесь Церковь обнаруживает свою Педагогику (детоводительство).

Каков следующий шаг? Нельзя постоянно быть на первой ступеньке и постоянно бояться геенны. Страх мучений перерастает в страх Божий - в таком страхе есть много чего, и благоговения, и трепета, и сыновней любви и т.д, не возьмусь все обрисовать.


Известно, что человек собственными грехами подвергает себя мучениям, уже на земле, поскольку всякое неправедное удовольствие заканчивается страданием.

Но где в человеческом существе коренится возможность блаженства или мук?

Кажется, один из вопросов темы нужно поставить именно таким образом. Поскольку муки или блаженство (настоящее, не временное) человек может испытывать еще до разлучения души и тела.

Есть абсолютная точка отсчета, и вопрос мучения грешников в аду, как мне кажется, одна из неразрешимых антиномий. Интересен был бы святоотеческий взгляд на это дело...

Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #5 : 30 Май 2009, 23:38:27 »

хотя, надо заметить, что страх геенны в наше время - нечто "архаичное и устаревшее", и уж точно не он приводит людей в Церковь. Я пыталась нарисовать, по мере сил, некую общую картину, возможную.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #6 : 30 Май 2009, 23:44:51 »

получается, Бог - распорядитель  Улыбающийся, и отправляет каждого туда, где ему будет лучше, неважно, раскаялся он или нет.

В чем тогда муки?
...
Поскольку муки или блаженство (настоящее, не временное) человек может испытывать еще до разлучения души и тела.

1. Так в том-то и дело, что нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Если человек был даже самым страшным грешником, совершил самые гнусные и отвратительные грехи, но покаялся - то Бог помилует его. Пример - разбойник, висевший на кресте рядом с Иисусом.
В ад попадают только нераскаянные грешники, те, которые не каялись, потому что не видели в этом нужды. Может быть, они были верующими во Христа /признавали Его существование, верили как в Бога, знали все православное богословие о Христе/, но они не имели потребности в Нем, как в личном Спасителе и Искупителе, а поэтому не принесли должного покаяния. Все знания, которые они имели, были для них лишь отвлеченными идеями, никак не связанными с ними самими. Ведь Господь актуализирует наше спасение не по нашим делам.  Самое главное, чтобы была в нас жажда Бога, жажда Христа и неразрывное с этим непрестанное покаяние. И в ад грешники попадают не за свои грехи, а из-за того, что не имели они нужды в Боге, они не алкали и жаждали Христа и не стремились к Нему. Грехи их нераскаянные - это лишь следствие отсутствия в них любви к Богу.
Но Бог и в отношении них проявляет любовь, и поэтому отправляет их туда, где им лучше будет - в соответствии с состоянием их души. Ведь надо быть готовым к Царству Небесному, а если человек не готов, то ничто нечистое туда не войдет. И вы, Татьяна, совершенно справедливо написали, что и мучения и блаженство можно ощутить уже сейчас, в этой жизни. Эти состояния как раз и являются следствием готовности или не готовности души войти в Царство Небесное.

Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #7 : 30 Май 2009, 23:47:08 »

Копирую свой давний пост из одной закрытой группы вконтакте (прошу прощения за обилие цитат без указания источников цитирования, но я отвечал на вопросы ктулхианцев, которым это было по барабану, а искать, где я откопал все эти цитаты я щас не в состоянии)

Цитировать
Согласно свв. отцам мучение грешников будет состоять не в каких-то материальных пытках и казнях, а в трех взаимосвязанных друг с другом моментах:

1. в вечном отлучении от Бога, Его божественного света, Его славы и любви, в невозможности созерцать Его лик:

святитель Иоанн Златоуст:

"Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить себе и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастьем лишиться той божественной славы, быть возненавиденным христом и слышать от Него: "не знаю вас" "

"Лишение благ причинит такую печаль, такую скоррбь и муку, что если бы и никакое наказание не ожидало здешних грешников, то оно само по себе хуже гееннских мук будет терзать и возмущать наши души"

"Многие безрассуждые желали бы только избавиться от геенны, но я считаю гораздо тягчайшим наказанием -не быть в той славе; и тому, кто лишится ее, думаю, должно скорбеть не столько геенских мучений, сколько о лишении небесных благ"

"Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение небесной славы есть мучение более жестокое, нежели геенна"


святитель Марк Эфесский (отвечая на вопрос римо-католиков):

"После сего, в-восьмых, вы спросили: - является ли лишение созерцания Бога большим мучением для осужденных, нежели - вечный огнь, и теперь ли уже караются осужденные таковым мучением. - И на это мы ответили, что лишение созерцания Бога является большим и более тяжким мучением, чем все иные, как являющееся причиной и основой и прочих страданий; будет же оно еще во много раз более тяжким и большим после горького оного и окончательного приговора: "Идите от Мене проклятии во огнь вечный" . Ибо тогда и они увидят Бога в последний раз, насколько допущено тем видеть, и уже более (никогда) не увидят Его и не будут иметь и надежды увидеть Его, и то самое, что они прогневали Такого и Такового Владыку, будет терзать их мучительнее всего."

святой Симеон Новый Богослов:

"Если же не станешь подражать смирению,
Страданиям и поруганиям Создателя
И не пожелаешь претерпеть их,
То либо мысленно, лучше же чувственно
Ты сам остался, о безумне,
Во мраке и тартаре своей плоти,
Которая есть тление. Ибо что иное
Как не смерть в бессмертном сосуде быть
Заключенным в нем, конечно, на веки,
лишаясь всех благ, котрые во свете
И самого света? Я ведь не говорю уже
О предании огню и срежету
Зубов, и рыданию и червю,
Но об одном обитании в теле, как в бочке,
После воскресения, как и прежде этого,
И чтобы никуда ни вне не выглядывать,
Ни внутрь совершенно не воспринимать света,
Но лежать таким образом, лишаясь
Всех здешних наслаждений и будущих..."

"Чистые и приобщившиеся света,
И возжегшие свои светильники
Будут, конечно, в невечернем свете;
Нечистые же, имеющие очи сердца
Слепыми и полными тьмы,
Как увидят божественный свет?
- Никоим образом"


2. в неадекватном восприятии Бога, Который есть весь любовь и свет и святым являеется и обитает в них как любовь и свет - грешниками, Он, свет и любовь, будет восприниматься как гнев и всесжигающий огонь, по причине внутреннего состояния души, забитой нераскаянными грехами:

святитель Григорий Богослов:

"Как солнце обличает слабость глаза, так Бог своим пришествием - немощь души. И для одних Он - свет, а для других - огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества Он встречает в каждом"

святой Исаак Сирин:

"Что до меня, я утверждаю, что мучимые в аду мучимы преизбытком любви. Что горче и безжалостней мучений любви? Чувствующие свою греховность против любви несут в себе проклятие сильнейшее, нежели самые страшные кары. Страдание, влагаемое в сердце грехом против любви, терзает более всякой прочей пытки. Абсурдно полагать, будто грешники в аду лишены любви Божией. Любовь… не отмеряется мерою, но самая сила ее действует двумя способами: она мучит грешников, как это случается и в здешней жизни, где присутствие друга терзает изменившего дружбе; и она радует верных. Такова, по моему мнению, адская мука - это раскаяние."

святой Симеон Новый Богослов:

"Итак, которые соделались чадами света и сынами будущего дня, и могут всегда как во дне ходить благообразно, для тех никогда не придет день Господень, потому что они всегда с ним и в нем находятся. Ибо день Господень явится не для тех, которые уже осияваются божественным светом - но он внезапно откроется для тех, котрые находятся во тьме страстей, живут в мире по мирски и любят блага мира сего; для них явится он вдруг внезапно, и покажется им страшным, как огнь, нестерпимый и невыносимый"

3. в мучениях совести

святитель Василий Великий:

"Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление допущенных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым будут увековечены грешники, постоянно имя перед глазами следы греха, совершенного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти их души."

Как резюме, - святой Симеон Новый Богослов:

"Где же будут стоять, удивляюсь я, отпадающие от Бога и далеко отстоящие от Того, Кто везде находится? И поистине, братие, это – чудо, исполненное великого ужаса, и чтобы хорошо уразуметь его и не впасть в ересь, как бы не доверяя глаголам Божественного Духа, требуется разсуждение ума просвещенного. Хотя и они будут находится внутри "всего", но поистине вне Божественного света и вне Бога. Ибо подобно тому, как (слепцы), не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы (им), однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением; так и Божественный свет Троицы есть во "всем", но грешники, заключенные во тьме, и среди (него) не видят (его) и совершенно не имеют божественного (познания) и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею (собственною) совестию, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки."
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #8 : 30 Май 2009, 23:47:39 »

хотя, надо заметить, что страх геенны в наше время - нечто "архаичное и устаревшее", и уж точно не он приводит людей в Церковь. Я пыталась нарисовать, по мере сил, некую общую картину, возможную.

И тем не менее, именно страх геенны был одним из тех факторов, которые сподвигли меня придти в Церковь и начать церковную жизнь.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #9 : 31 Май 2009, 01:11:50 »

спасибо, Андрей. При подобной компоновке есть возможность увидеть разом мысли разных отцов, и под разными углами взглянуть на одну и ту же тему. По крайней мере, некий консенсус по вопросу адских мук более-менее ясен.


Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #10 : 31 Май 2009, 01:12:01 »

остается, однако, вопрос (он уже был выше)

Где в человеческом существе коренится возможность блаженства или мук?
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #11 : 31 Май 2009, 15:32:42 »

///святитель Василий Великий:

"Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление допущенных ими грехов. И, может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым будут увековечены грешники, постоянно имя перед глазами следы греха, совершенного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти их души."///

Похоже, поругание и стыд таковые будут испытывать в самих себе, сами с собой, в полном одиночестве. (обычно мы понимаем слова "поругание", "стыд"  как поругание другими, стыд перед другими).

То есть это не те поругание и стыд, которые наносятся и причиняются извне, как мы их понимаем. А это внутренние поругание и стыд, благословенные в земной жизни, и мучительные после смерти. Они потому и будут невыносимыми, что "произойдет отделение плевел от пшеницы", и Бог будет все во всем.

Прошу понять меня правильно, я понимаю, что наверняка многие читали и знают святоотеческий взгляд на адские муки. Я не ставлю цели проговорить и так всем известное, а пытаюсь артикулировать и вытащить на свет некоторые вопросы, схватываемые и постигаемые интуитивно, но оказывающиеся не такими уж понятными навскидку, если их выражать в слове.
И помощь святоотеческих текстов в этом трудно переоценить.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #12 : 28 Ноябрь 2009, 12:22:53 »

Похоже, поругание и стыд таковые будут испытывать в самих себе, сами с собой, в полном одиночестве. (обычно мы понимаем слова "поругание", "стыд"  как поругание другими, стыд перед другими).

То есть это не те поругание и стыд, которые наносятся и причиняются извне, как мы их понимаем. А это внутренние поругание и стыд, благословенные в земной жизни, и мучительные после смерти. Они потому и будут невыносимыми, что "произойдет отделение плевел от пшеницы", и Бог будет все во всем.

нашла удивительное место:

"Божественный свет, согласно святому Симеону, становится основой сознания: в нем человек познает Бога и самого себя. Свет этот проникает в глубины существа человека, вступающаго в единение с Богом, он становится для него Божиим судом до Страшнаго суда. Ибо, по святому Симеону, имеется два суда: один совершается здесь, на земле - это суд, имеющий в виду спасение; другой - по окончании мира - есть суд во осуждение. В настоящей жизни, когда, благодаря раскаянию, мы входим свободно и добровольно в Божественный свет, мы оказываемся обвиненными и осужденными; однако, по Божественной любви и милосердию, это обвинение и этот суд происходит втайне, в глубинах нашей души, для нашего очищения и для прощения грехов. Те, которыя подвергаются в настоящей жизни подобному суду, могут не бояться другого испытания" (Симеон Новый Богослов, Слово 57).

http://www.russian-inok.org/page.php?page=way2&dir=way&month=1102


Вход в Божественный свет означает осуждение для человека, потому что нет человека, который будет жить и не согрешит.

Но осуждение до смерти спасительно, а осуждение после смерти - вечно.

Но и то и другое осуждение совершается Божественным светом.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!