consensus patrum
29 Март 2024, 15:37:45 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Об устроении человека  (Прочитано 4061 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« : 23 Май 2009, 16:01:43 »

Ум, разум, душа, сердце - каково место всех этих частей человеческого существа в нем? Богоданная иерархия человеческого существа извратилась после грехопадения, и посему данные естественных наук вряд ли могут нам доставить истинное учение о человеке.
Даже называть части человеческого существа "частями" как-то язык с трудом поворачивается, ведь человек - не механизм, собранный из деталек. И нашему падшему измышлению как человек, так и вообще все творение представляется разделенным на части, противоборствующим в самом себе . Такова эмпирическая реальность, но не таков Промысел, предначертание.
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #1 : 26 Май 2009, 18:05:33 »

Св. Григорий Палама в «Триаде I, 2» так пишет о здравом состоянии человека:

«мы, противостоя «закону греха» (Рим. 8, 2), изгоняем его из тела, вселяем ум управителем в телесный дом и устанавливаем с его помощью должный закон для каждой способности души и для каждого телесного органа: чувствам велим, что и насколько им воспринимать, действие этого закона называется «воздержанием», страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя «любовь», рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел умного закона именуем «трезвением». Кто воздержанием очистит свое тело, силой Божией любви сделает свою волю и свое желание опорой добродетелей, а ум в просветленной молитве отдаст Богу, тот получит и видит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем» (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих).
.
Как видно, первое дело для того, кто хочет «получить и видеть в самом себе благодать» - это поставить ум, устремленный к Богу, начальником над всеми способностями и силами души. Под умом понимается не только разум или рассудок, а «сотворенный дух», по Паламе.
« Последнее редактирование: 26 Май 2009, 20:48:50 от tatiana » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #2 : 26 Май 2009, 19:09:44 »

Некоторые отцы писали о том, что человек был создан Богом ни смертным, ни бессмертным.
Об этом писал, кажется, св. Ириней Лионский, св. Григорий Богослов.

Св. Григорий Богослов так пишет о первоначальном состоянии человека:

«Но поскольку нетленный Сын создал Своего человека с тем, чтобы он приобрел новую славу и, изменив в себе земное в последние дни, как бог, шествовал отсюда к Богу, то и не предоставил его собственной свободе, и не связал его совершенно, но, вложив закон в его природу и напечатлев в сердце добрые склонности, поставил среди вечно цветущего рая, хотя в таком равновесии между добром и злом, что он мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности. А рай, по моему рассуждению, есть небесная жизнь. В нем-то поставил Бог человека, чтобы он был неослабным делателем Божьих слов». (в «Песнопениях таинственных», в Слове 7 «О душе»)


Пограничность человеческого существования заключалась в этом «и не предоставил его собственной свободе, и не связал его совершенно».
Человек имел свободу, ограниченную Божьей заповедью, и это и есть настоящая свобода в Боге для первозданного человека.

Здесь кажущийся парадокс: Божье ограничение заповедью дает человеку истинную свободу.

Человек, живя в Боге, знал о зле и о том, что оно несет смерть. Иначе диаволу не пришлось бы подавать зло под видом добра.

Истинное благо для человека – не быть предоставленным собственной «свободе», которая заставляет блуждать впотьмах, а иметь Божью заповедь светочем, которая может представляться как ограничение свободы человека лишь по какому-то недоразумению.
    
Пограничность первозданного человека – в сохранении или несохранении пути, заповеданного Владыкой. Смерть в одном случае и бессмертие в другом есть лишь следствие сохранения или несохранения пути.
« Последнее редактирование: 26 Май 2009, 19:25:50 от tatiana » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #3 : 27 Май 2009, 12:52:41 »

У преп. Максима встречается троечастный состав души человека: разумная часть (λογος), и неразумные - вожделевательная (похоть, επιθυμια) и раздражительная (гнев, θυμος).


Вследствие вкушения запретного плода ум вышел из подчинения воле Божией, и разум перестал руководить страстными силами души, а они (вожделевательная и раздражительная способности), в свою очередь, также вышли из подчинения разуму.


Св. Григорий Нисский в "Жизни Моисея" так пишет об этом: "…рассудок, будучи сопряжен с обеими силами, правит ими и от них заимствует силу, раздражительностью укрепляется в мужестве, а вожделением возвышается до причастия добра. Поэтому, пока душа ограждена таким соотношением своих сил, как бы клиньями какими, твердо сплоченная своими понятиями о добродетели, пользуется она всяким взаимным их содействием к произведению прекрасного, между тем как рассудок сам собою доставляет безопасность силам, а частью и от них заимствуется равным даром. Если же это соотношение сил будет извращено и высшее сделается низшим, так что рассудок, ниспав до попираемого, вожделевательное и раздражительное расположение поставит вверху себя, то всегубитель проникнет тогда во внутренность, и вшествию его не препятствует никакое противодействие крови, т.е. пребывающим в таком расположении не помогает вера во Христа, ибо повелено помазать кровью сперва верхний брус в двери, а потом уже касаться обоих подвоев. Но как же помазать кому сперва верх, когда не отыскивается верх?"



Человек в раю, видимо, мог испытывать безгрешное вожделение, вложенное Создателем, ко всем деревам рая, и древо, названное древом познания добра и зла, ничем не отличалось от них, кроме Божией заповеди. Но поскольку его вожделевательная сила находилась под управлением ума, который, в свою очередь, подчинялся воле Божией, то человек имел душевное здравие. На плоды запрещенного древа было наброшено Создателем как бы некое спасительное покрывало в виде Божией заповеди для ума, и это покрывало ум, в свою очередь, ум набрасывал на вожделевательную силу души.

Когда же опрокинулась иерархия человеческого существа, и неразумные, чувственные силы души перестали обуздываться умом, как взбесившиеся кони, то грех проник во внутренность. Даже вера во Христа и противление греху с помощью неразумных сил души (это, как кажется, имеет в виду св. Григорий Нисский под «противлением крови») при этом не помогают, так как нет начальника-ума, и вожделение, сорвавшееся с узды, не знает границ.
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!