consensus patrum
15 Август 2020, 23:07:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
Автор Тема: Посты  (Прочитано 14576 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« : 18 Февраль 2009, 13:57:18 »

С чем было связано введение поста перед Причащением? Влиянием монашества? Поскольку древние христиане, насколько мне известно, не постились перед Причастием.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
юрий
Гость
« Ответ #1 : 19 Февраль 2009, 16:05:50 »

С чем было связано введение поста перед Причащением? Влиянием монашества? Поскольку древние христиане, насколько мне известно, не постились перед Причастием.

Насколько я знаю, усиления поста перед Причастием вводилось постепенно по мере того как верующие все реже и реже причащались.

Но, и сейчас, если верующий причащается часто, например, не реже одного раза в неделю, то священник этому верующему, живущему напряженной духовной жизнью, может дать благословение на послабление поста.

То есть все зависит от духовного состояния верующего.

Также, строгость поста может зависеть от состояния здоровья, семейных и социальных условий, но все это решается с приходским священником.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #2 : 19 Февраль 2009, 16:22:12 »


Также, строгость поста может зависеть от состояния здоровья, семейных и социальных условий, но все это решается с приходским священником.


Ага, такова практика в Русской Церкви - каждый поп в своем приходе папа Римский и византийский василевс. Но вопрос в другом: насколько такая практика соответствует святоотеческой традиции Улыбающийся Что-то я, к примеру, не помню, какими такими канонами предписывается весьма у нас распространенный трехдневный пост перед  причастием Подмигивающий
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
юрий
Гость
« Ответ #3 : 19 Февраль 2009, 16:42:34 »


Также, строгость поста может зависеть от состояния здоровья, семейных и социальных условий, но все это решается с приходским священником.


Ага, такова практика в Русской Церкви - каждый поп в своем приходе папа Римский и византийский василевс. Но вопрос в другом: насколько такая практика соответствует святоотеческой традиции Улыбающийся Что-то я, к примеру, не помню, какими такими канонами предписывается весьма у нас распространенный трехдневный пост перед  причастием Подмигивающий

Это благочестивая традиция в РПЦ.

И она живет, а значит, ее терпит Господь.
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #4 : 19 Февраль 2009, 18:03:39 »



Это благочестивая традиция в РПЦ.

И она живет, а значит, ее терпит Господь.

Ну, в Синодальный период традиция причащения раз в год тоже "жила", но это же не значит, что ее Господь терпел. Хотя, возможно, что именно терпел, при этом говоря устами таких праведников как Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский, что эта ситуация с причащением - не нормальная.

Хотя, действительно, для тех людей, кто не очень часто причащается, трехдневный пост необходим.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #5 : 19 Февраль 2009, 18:05:51 »

А вообще, насколько мне известно, евхаристический пост - 6 часов.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #6 : 19 Февраль 2009, 18:07:24 »

1. "И она живет, а значит, ее терпит Господь."  Смеющийся Смеющийся Вообще-то Господь и грешников терпит (и даже долготерпит Улыбающийся), только из этого еще никак не следует, что совершение грехов есть богоугодное занятие Улыбающийся

2. из того обстоятельства, что какая-то традиция существует в какой-то из Поместных Церквей, и даже если она считается кем-то "благочестивой" - еще не следует, что она на самом деле такова. и уж тем более не следует, что она должна иметь общеобязательный характер. В синодальный период "благочестивой традицией" Русской Церкви считалось причащение несколько раз в год - в большие посты, и в день Ангела, хотя это и противоречило всему святоотеческому преданию и канонам Церкви, об этом мы уже говорили здесь http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=20.0

3. Трехдневный пост перед причастием не только не установлен святыми канонами, но, как кажется, прямо им противоречит, так как 64-м апостольским правилом, вновь воспроизведенным 55-м правилом Трулльского собора под угрозой отлучения для мирян и извержения - для клириков запрещен пост в субботу (кроме Великой Субботы)

"Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен." (64 ап.пр.)

"Поелику мы уведали, яко обитающие во граде Риме, во святую четыредесятницу, в субботу ея постятся, вопреки преданному церковному последованию: то святому собору угодно, да и в римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: аще кто из клира усмотрен будет во святой день Господень, или в субботу постящимся, кроме единыя токмо: да будет извержен, аще же мирянин, да будет отлучен. " (55 Трулл. )

так же см. комментарий еп. Никодима (Милоша) на 64-е апостольское правило

http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_apostles_nikodim_milosh.htm#_Toc60138155



Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #7 : 19 Февраль 2009, 18:16:47 »

Андрей, а вот кстати, давно хотел спросить у какого-нибудь сведущего человека насчет постов в субботу: т.е. получается, что в те субботы, которые выпадают на многодневные посты, пост соблюдать не надо? И можно есть мясную и молочную пищу по субботам даже в Великий пост(кроме Великой субботы), так, что ли? Или я чего-то недопонимаю... А день Господень - это ведь воскресение, правильно? И воскресенье тоже можно пост не соблюдать в многодневные посты?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #8 : 19 Февраль 2009, 23:12:55 »

Андрей, а вот кстати, давно хотел спросить у какого-нибудь сведущего человека насчет постов в субботу: т.е. получается, что в те субботы, которые выпадают на многодневные посты, пост соблюдать не надо? И можно есть мясную и молочную пищу по субботам даже в Великий пост(кроме Великой субботы), так, что ли? Или я чего-то недопонимаю... А день Господень - это ведь воскресение, правильно? И воскресенье тоже можно пост не соблюдать в многодневные посты?




Цитировать
Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, — в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель.

(из толкования еп. Никодима (Милоша) на 64 апостольское правило)


Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #9 : 19 Февраль 2009, 23:50:35 »

Понятно, спасибо.  Улыбающийся А то я уж было подумал... Улыбающийся
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #10 : 19 Февраль 2009, 23:58:37 »

Значит, менее строгий пост соблюдать можно в субботу перед Причастием. Только вот что понимать под менее строгим постом? Ведь пост - это не столько воздержание от определенных видов пищи, сколько внутренняя работа над собой. И я уверен, что когда создавались эти правила, то святые отцы под постом подразумевали прежде всего внутреннюю работу над своей душой. В пост надо отказываться от зрелищ, от просмотра любимой телепередачи, от прослушивания любимой музыки, вообще от всего того, принадлежащего миру, что нам приятно, что нам нравится, к чему мы привыкли. Так вот менее строгий пост подразумевает ли и послабление в работе над своей душой (например, в субботу послушать классическую музыку) или же все-таки касается исключительно физической стороны?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #11 : 20 Февраль 2009, 03:29:44 »

Значит, менее строгий пост соблюдать можно в субботу перед Причастием. Только вот что понимать под менее строгим постом? Ведь пост - это не столько воздержание от определенных видов пищи, сколько внутренняя работа над собой. И я уверен, что когда создавались эти правила, то святые отцы под постом подразумевали прежде всего внутреннюю работу над своей душой. В пост надо отказываться от зрелищ, от просмотра любимой телепередачи, от прослушивания любимой музыки, вообще от всего того, принадлежащего миру, что нам приятно, что нам нравится, к чему мы привыкли. Так вот менее строгий пост подразумевает ли и послабление в работе над своей душой (например, в субботу послушать классическую музыку) или же все-таки касается исключительно физической стороны?


Ну, Кирилл, не думаю, что составители канонов имели цель регламентировать ту невидимую сторону поста, которая у каждого христианина может быть очень индивидуальной, и регламентировать соотношение "духовной" и "телесной стороны" поста. Не думаю, что это в принципе возможно и нужно. Христианин, достигший определенного уровня зрелости, должен сам понимать, какой будет его пост, и понимать, как он будет использовать пост, как он будет применять различные аскетические советы и наставления с максимальной для себя пользой. поэтому нельзя рассматривать ослабление постовой практики как некую регламентацию в сторону снижения интенсивности постовой жизни для христианина, тем более его душевной или духовной (невидимой) стороны, которую любая подобная регламентация просто убъет, а христианина - запутает очень сильно.

Цитировать
Так вот менее строгий пост подразумевает ли и послабление в работе над своей душой (например, в субботу послушать классическую музыку) или же все-таки касается исключительно физической стороны?

Полагаю, что ослабление (и усиление, кстати) практики телесного поста совсем не обязательно должно быть прямо пропорционально связано с внутренними усилиями и качеством "духовной стороны" поста подвижника. И уж совсем не стоит рассматривать ослабление постовой телесной практики как призыв или, еще хуже, предписание подвижнику меньше трудиться над своей душой. просто надо употреблять данную христианину способность "различения" ("рассуждения") и  располагать свой пост так чтобы он не вредил, а помогал внутренней работе души.
« Последнее редактирование: 20 Февраль 2009, 03:45:59 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #12 : 20 Февраль 2009, 13:29:13 »

Георгий, тема не о том, какие поместные Церкви долготерпит или не долготерпит Бог. Поэтому поэтому Ваш последний пост я удаляю как оффтопик.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #13 : 20 Февраль 2009, 18:04:59 »

Андрей, ну да, вы правы, вообще вопрос о силе поста должен решаться лично с духовником. А вот если его нет... Грустный
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #14 : 20 Февраль 2009, 22:13:57 »

Андрей, ну да, вы правы, вообще вопрос о силе поста должен решаться лично с духовником. А вот если его нет... Грустный

то, что "вопрос о посте обязательно (или очень желательно) должен решаться только с духовником" - это, мне сильно мнится, опять же на нашей местной почве прибамбасы нашего родного "благочестия".  На самом деле. в наше время разумный духовник - это тот духовник который не то, чтобы помогает христианину решать вопросы поста, а , скорее, помогает христианину стать настолько зрелым, чтобы христианин сам мог решать вопросы поста. 

В связи с этим расскажу такую историю: в Греции некая прихожанка, воцерковленная пожилая женщина, пришла к на исповедь в храм: греческий священник, которому она постоянно исповедовалась то ли заболел то ли был в отлучке - в общем, каким-то образом, там оказался наш, русский, священник, знающий греческий язык. Во время исполведи, он, по нашему доброму местному обычаю стал ей давать какие-то советы и наставлять, в ответ получил: "извините, разве я Вас просила давать мне какие-то советы? " То, что у нас считается в норме - когда исповедающий священник начинает давать и раздавать какие-то советы (не дай Бог указания и предписания - конечно, в виде т.н. "благословений"!) - в культуре другой страны  было воспринято просто как обыкновенное хамство. Не могу сказать, одобряю ли я священника или женщину - рассказ слишком схематичен, чтобы давать какие-то оценки - одно могу сказать: некоторым нашим батькам на исповеди, и не только, вообще по жизни, лично мне очень хочется сказать нечто подобное... но это уже к вопросу о так называемом "младостарчестве" в Русской Церкви Улыбающийся А так же к вопросу о хамстве со стороны священнослужителей, которого я, за более чем десять лет в Церкви, насмотрелся выше крыши. Все это болезни так называемого псевдо- церковного благочестия, или, по выражению одного духовного лица, "церковнючести". Но эта тема заслуживает отдельной ветки Улыбающийся

« Последнее редактирование: 20 Февраль 2009, 22:25:47 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: [1] 2 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!