consensus patrum
07 Декабрь 2024, 11:38:43 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: Песнь огня и воды  (Прочитано 24128 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #15 : 11 Декабрь 2017, 19:20:35 »

Цитировать
"В сирийском Послании I Макария Египетского он намечает различные ступени, по которым благодать Божия заставляет проходит того, кто взыскует ее: сначала она дарует ему скорбь о его прошлых прегрешениях, затем смирение тела (проявляющееся через телесные деяния, такие как пост, бдение и т.п.), потом смирение сердца (вместе с благодатным даром не замечать грехов других людей, а видеть только собственные грехи). После чего она предает его разного рода испытаниям, чтобы научить его уповать только на Бога, и, если он остается верным, она посылает ему по временам «святую силу», которая утверждает его и поддерживает через дар слез, опыт сладости Божией и покой сердца. Наконец, она предает все его существо под иго Утешителя.
Похоже, именно тогда Его действие становится особенно ощутимым: сила Духа начинает являть в сердце небесные вещи,  Утешитель делает сердечным законом для чистой души — ставить себя ниже всякой твари и не видеть человеческих прегрешений, верно пребывать в делании добродетелей и в непрестанной молитве. 
 Однако, человек при этом не утрачивает возможности повернуть вспять: если, со своей стороны, он ослабевает в строгом хранении даже самых незначительных добродетелей, он теряет, вместе с сердечным покоем, благодать пребывания в соблюдении заповедей Духа.
Осознание действия Святого Духа, признаки, по которым узнается это действие, — эти понятия часто встречаются у духовных писателей. Симеон Благодатный говорит о знаке, по которому мы узнаем, что получили помилование: когда внешние чувства и внутренние страсти успокаиваются, и когда оживают движения Духа и в душе царствует таинственное утешение"

Интересно, что основные этапы аскетического пути перечислены еще у прп. Макария.  В этом затем за ним следуют все отцы, как сирийские, так и византийские. "Святая сила", о которой он ведет речь, это "сила безмолвия" у прпп. Каллиста Ангеликуда и Исаака Сирина (см. Слова 42 и 45). Тот самый "источник Духа", о котором мы уже здесь говорили. Движение Духа из глубины сердца, которое сопровождается "тонким хладом" и "таинственным утешением" (см. выше Симеон Благодатный), которое нельзя ни с чем спутать и которое одно означает рождение от Духа. Именно по нему Св. Дух и называется Утешителем
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #16 : 12 Декабрь 2017, 15:49:06 »

+++что значит, когда в самодвижной молитве молится сам Дух Святой?

См. "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26) и толкования.

(В узком смысле)

Он молится о молящемся самому Себе принося словесную жертву всей Троице.

Подобно тому  как Христос на Голгофе одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится. Так же и в Евхаристии Христос приносит в жертву Сам Себя всей Троице. Это Его способ действия в творении.

Св. Дух также приносит словесную жертву в (истинно) молящемся. Приносит Сам и Самого Себя (поэтому молящийся и чувствует, что молитва в нем отчетливо совершается  и что совершает ее не он сам, по толкованию на это место свт. Феофана) Самому Себе (всей Троице). Таков способ действия Св. Духа в едином действии Св. Троицы.

Более точно, ум молящегося выступает здесь в качестве архиерея (руками которого приносится Христом евхаристическая Жертва):

Лествичник (28, 51):

"Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы"

"Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе. Образуется в свое время,в отделе сердца, где помещается сила словества или дух, чудный, нерукотворенный, духовный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною." (И.Брянчанинов, О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной)

(В более широком смысле)

Это молитва не только о молящемся (поэтому "воздыханиями неизреченными"), а обо всем творении, а в еще более широком богословском смысле -- продолжающееся в молящемся сотворение мира, его движение от начального сотворения к обожению (подвижника и творения вокруг)
Записан
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!