"В сирийском Послании I Макария Египетского он намечает различные ступени, по которым благодать Божия заставляет проходит того, кто взыскует ее: сначала она дарует ему скорбь о его прошлых прегрешениях, затем смирение тела (проявляющееся через телесные деяния, такие как пост, бдение и т.п.), потом смирение сердца (вместе с благодатным даром не замечать грехов других людей, а видеть только собственные грехи). После чего она предает его разного рода испытаниям, чтобы научить его уповать только на Бога, и, если он остается верным, она посылает ему по временам «святую силу», которая утверждает его и поддерживает через дар слез, опыт сладости Божией и покой сердца. Наконец, она предает все его существо под иго Утешителя.
Похоже, именно тогда Его действие становится особенно ощутимым: сила Духа начинает являть в сердце небесные вещи, Утешитель делает сердечным законом для чистой души — ставить себя ниже всякой твари и не видеть человеческих прегрешений, верно пребывать в делании добродетелей и в непрестанной молитве.
Однако, человек при этом не утрачивает возможности повернуть вспять: если, со своей стороны, он ослабевает в строгом хранении даже самых незначительных добродетелей, он теряет, вместе с сердечным покоем, благодать пребывания в соблюдении заповедей Духа.
Осознание действия Святого Духа, признаки, по которым узнается это действие, — эти понятия часто встречаются у духовных писателей. Симеон Благодатный говорит о знаке, по которому мы узнаем, что получили помилование: когда внешние чувства и внутренние страсти успокаиваются, и когда оживают движения Духа и в душе царствует таинственное утешение"
Интересно, что основные этапы аскетического пути перечислены еще у прп. Макария. В этом затем за ним следуют все отцы, как сирийские, так и византийские. "Святая сила", о которой он ведет речь, это "сила безмолвия" у прпп. Каллиста Ангеликуда и Исаака Сирина (см. Слова 42 и 45). Тот самый "источник Духа", о котором мы уже здесь говорили. Движение Духа из глубины сердца, которое сопровождается "тонким хладом" и "таинственным утешением" (см. выше Симеон Благодатный), которое нельзя ни с чем спутать и которое одно означает рождение от Духа. Именно по нему Св. Дух и называется Утешителем