consensus patrum
28 Март 2024, 17:35:34 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Песнь огня и воды  (Прочитано 19673 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 22 Октябрь 2017, 15:03:39 »

Песнь огня и воды, или как достичь безмолвия

Если бы я еще сам знал ответ на этот вопрос:-)

Но вообще, чтобы можно было (пытаться) проходить безмолвие (на любом месте и в любых обстоятельствах), нужно то, что прп. Каллист называет в предисловии к "Исихастскому Утешению" (вслед за прп. Исааком) "силой безмолвия", "причастием Духу" или "источником Духа" . Потому что без "силы безмолвия" и (настоящее) безмолвие невозможно:-)

А прп. Исаак объясняет это состояние "сила безмолвия" в Словах 42 и 45 (непонятно, почему на них нет ссылки в тексте "Утешения"). Кому интересно, может об этом там прочесть .

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий). А вот каковы должны быть эти усилия, можно видеть из того, что у "силы безмолвия" (вообще, у любого действия Духа) два основных аспекта (два способа символического описания). Это "огонь" и "вода" ("Огнь пришел Я воврещи на землю [сердца]" и "Из чрева [сердца] потекут реки воды живой" и мн. др. подобных мест в Писании).

"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.

Соответственно, и усилия новоначального безмолвника должны быть направлены на то, чтобы отыскать в себе то, что порождают в нем начатки этих двух состояний. А отыскав, усиливаться пребывать в них, чтобы в сердце сам собой установился самодвижущийся источник Духа.

Разгорается ли сердце от чтения отцов -- надо усиливаться пребывать в этом состоянии. Устанавливается ли в сердце тишина от созерцания природы -- то же самое (у каждого это может быть что-то свое). И тогда огонь любви и вода смирения, чередуясь, постепенно очистят сердце и приготовят его к принятию самодвижущейся "силы безмолвия", так как огонь любви, по выражению прп. Каллиста, попаляет страсти, а вода смирения залечивает оставленные ими раны.

И это попеременное действие огня и воды -- как прекрасная мелодия, которую наигрывает на флейте своего сердца подвижник, желающий привлечь в него самодвижущийся источник Духа
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #1 : 26 Октябрь 2017, 14:28:31 »

Песнь огня и воды, или как достичь безмолвия

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий).

И это попеременное действие огня и воды -- как прекрасная мелодия, которую наигрывает на флейте своего сердца подвижник, желающий привлечь в него самодвижущийся источник Духа

Прекрасная песнь у вас получилась. Только наигрывает ее не подвижник, а благодать Духа. А подвижник внимает этой песне, предоставив свое сердце, как флейту.  "Сыне, даждь Ми твое сердце". В том и состоит делание безмолвника, чтобы научиться слушать в тишине исихии и прекратить играть самому на флейте своего сердца.  
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2017, 14:33:33 от Neovitos » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 23 Ноябрь 2017, 19:48:39 »

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий). А вот каковы должны быть эти усилия, можно видеть из того, что у "силы безмолвия" (вообще, у любого действия Духа) два основных аспекта (два способа символического описания). Это "огонь" и "вода" ("Огнь пришел Я воврещи на землю [сердца]" и "Из чрева [сердца] потекут реки воды живой" и мн. др. подобных мест в Писании).

"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.

А еще "огонь" и "вода" трактуется как дверь в рай  ключ к нему, о чем повествуется в сочинении прп. Каллиста с говорящим названием:

Цитировать
"Рай духовный, или же божественные блистания, врата к которым — Слово Бога, а ключ, благодаря которому эти врата открываются и становится видимо то, что зрится в Раю, — Дух Святой, таинственно возводящий к двойственным видениям всякого созерцателя в Духе".

Любовь Божия открывает врата рая, а его созерцание усиливает действие любви.

Цитировать
"Душа не знает забот и попросту ни во что ставит всякое наслаждение, насмехается над всякой преходящей
славой, презирает любое богатство всеми своими порывами, входя обновленной стопою по благодати именно в такой рай. Ведь он — мысленный, а потому его можно полюбить, а потом, будучи любимым, он постигается умом, и вот так она [душа] услаждается, кружась в хороводной пляске, как установлено, побуждаемая то созерцанием, то святой любовью".

Созерцаются же в раю, как струи упомянутого источника Духа, божественные энергии, как некие райские насаждения. И это важный вывод с точки зрения онтологии созерцаемого в аскетическом опыте у прп. Каллиста:

Цитировать
"А в раю произрастает множество разнообразных цветущих, плодоносящих и издающих благоухание растений, и всё это — справедливая высочайшая хвала Богу, предлагаемая как сладчайшее зрелище всем видящим: тем, кто в себе, как в раю, обладает этим и из самого себя исторгает, словно некие духовные растения, божественные энергии — которые беспредельны по величине и неисследимы по множеству, — и сам полон благодати и надмирного благоухания".
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #3 : 23 Ноябрь 2017, 19:49:18 »


согласен
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #4 : 26 Ноябрь 2017, 02:24:10 »

Созерцаются же в раю, как струи упомянутого источника Духа, божественные энергии, как некие райские насаждения. И это важный вывод с точки зрения онтологии созерцаемого в аскетическом опыте у прп. Каллиста:

Цитировать
"А в раю произрастает множество разнообразных цветущих, плодоносящих и издающих благоухание растений, и всё это — справедливая высочайшая хвала Богу, предлагаемая как сладчайшее зрелище всем видящим: тем, кто в себе, как в раю, обладает этим и из самого себя исторгает, словно некие духовные растения, божественные энергии — которые беспредельны по величине и неисследимы по множеству, — и сам полон благодати и надмирного благоухания".

Здесь надо уточнить, что "райскими насаждениями" (в мысленном раю человеческого сердца) могут называться как сами божественные энергии, так и насаждаемые ими добродетели. В первом случае источник Духа посреди мысленного рая сердца разделяется на множество энергий, оставаясь при это одним и тем же. Во втором случае насаждения иноприродны божественным энергиям, но "орошаются" ими как из одного источника.

"[Этот] источник — не той же природы, что растения или земля [сердца]: и хотя все это — иноприродно  источнику, все с трудом поддающиеся исчислению растения в достатке [получают] воду, которая напояет и утучняет их и более чем щедро  укрепляет".

Созерцания вторых просты, а созерцания первых беспредельны (см. также Иосиф Хаззайя о делении созерцаний на сложные, простые и беспредельные), и "достойно удивления, -- пишет прп. Каллист, -- как такой маленький сосуд сердца, носимый в столь малом теле, производит, непрестанно источая, столь беспредельный Дух, что Его хватило бы для жизни бесчисленных тел".

Простые созерцания связаны с божественной любовью (огнем) и добродетелями, в которых воплощается Христос, так беспредельное становится во Христе простым, описуемым и имеющим предел. Поэтому Иосиф Хазайя пишет, что «из сердца монаха проистекает Христос, Источник жизни».

О беспредельных созерцаниях Иоанн Дальятский: «сердце это источник потоков сокровищ Святого Духа». Они, энергии-потоки, беспредельны, неописуемы и покрыты безмолвием:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его,
поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием»

Земля сердца "очищается жаром огня и орошается водой Духа".
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #5 : 26 Ноябрь 2017, 18:00:55 »

Некоторым образом суммируя написанное в предыдущих двух-трех постах. Основная цель подвижника, согласно прп. Каллисту, это обретение и созерцание в сердце источника Духа. Это истинное и конечное благо (этой ступени) подвижничества, в отличие, например, от чтения псалмов, которое, согласно нему, есть благо служебное, и которое надо немедленно прекратить, когда появляется возможность созерцания. Чтение можно умеренно совершать, когда созерцание ослабевает.

Созерцание божественного, в отличие от чтения, благо беспредельное, так как созерцается при этом не имеющее предела, но вместе с тем удивительным образом ограничиваемое пределами сердца. Созерцаемое неразличимо различается друг от друга, составляя вместе с тем единое целое, бесконечное и неописуемое по своему содержанию, но находящее свои пределы и описуемое в насаждаемых в сердце добродетелях, как вода, омывающая корни райских растений, которая неразличима по отношению к себе самой, но находящая свое различие в том, что она питает в безмолвии. Так и божественные энергии сами в себе составляют одно, но различаются по отношению к творению.

Непостижимая сама по себе вода, различающаяся в энергиях-стеблях по отношению к творению, дает в добродетелях-созерцаниях умопостигаемый плод. Такова в целом картина райских насаждений по прп. Каллисту, и это простые созерцания умопостигаемого. А беспредельные -- это когда нет плода или плод еще не проявился, "ибо, если Он почивал от дел, которые начинал творить, то ясно, что Он не почивал от тех дел, которые не начинал творить". И эти дела пока "пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием" и созерцаются подвижником в безмолвии как неразличимо различимые.

Сложные же созерцания, в отличие от простых и беспредельных, имеют форму и вид, и, будучи даже благословными, препятствуют истинному созерцанию
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #6 : 29 Ноябрь 2017, 20:01:05 »

"Он — море, Которое не разливается и не мелеет для созерцающих, вечное движение, как в течениях вод, постоянного распределения энергий"

"Посреди дождей Той сотвори молнии" (Пс. 134: 7), а посреди несотворенного сотворямое, что трактуется как видение начала творения и обустройства мира (на земле сердца подвижника и всего мироздания).

Ср. Быт. 1:2 "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий ношашеся верху воды" (как творящая сила Божества, по выражению свт. Василия Вел.).

Ср. прп. Симеон Нов. Богослов (Гимн 21): "Вижу источник всякого блага и причину всего. Вижу то безначальное Начало, от которого произошло все, через которое все оживляется и исполняется пищи. Ибо по Его желанию все приходит в бытие и делается видимым и по воле Его все исчезает и прекращается".

Трактовка видения источника Духа как сотворения мира вообще и рая в сердце подвижника близка у разных отцов-созерцателей, совпадает по своим характерным признакам и означает его рождение от Духа (в отличие его первого рождения от воды -- крещения).
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #7 : 05 Декабрь 2017, 21:37:53 »

Возвращаюсь еще раз (и еще раз) к этой цитате, Иоанн Дальятский:

«Мое сердце только что возмутилось против моего пера; я едва не сломал его, поскольку оно не может описать здесь дивные красоты. (В самом деле) я вижу реки воды живой, текущие из Источника Блаженства, и они, хотя являются предо мною, пребывают покрытыми и сокрытыми безмолвием»

Прп. Исаак Сирин пишет по схожему поводу:

"Тогда созерцатель восходит через умную деятельность выше начала существования мира, когда творение еще не существовало и не было ничего: ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из вещей, которые пришли в бытие"

И далее:

"Внезапно он (или Он, из контекста это непонятно) приводит все в бытие, причем ему (Ему) достаточно чего-либо захотеть, и все совершается перед ним (Ним). Затем он (здесь уже, наверно, человеческий ум) спускается мыслью, переходя от одного к другому по всем созданиям Божиим"

Вполне можно предположить, что эта двойственность (он, или Он) допущена прп. Исааком не случайно. Здесь человеческий ум выступает со-творцом Богу, и кто из них творит, не ясно, так как творят оба.

И все, что касается этого рода безмолвия, но более пространно описано через века свт. Игнатием Брянчаниновым, пусть и другими словами, но очень узнаваемо:

"Назову ли Его светом? Я не вижу света; но он просвещает ум мой и сердце превысшее всякаго слова, превыше всякаго земнаго учения, без слов, с несказанною быстротою, каким-то странным—так выражу невыразимое—прикосновением кь уму, толи действием внутри самаго ума. Назову ли Его огнем? - но Он не сожигает; напротив того орошает приятно, и прохлаждает. Он — некий глас хлада тонка (3 Царств. ХИХ, П2); но от Него 6ежит, как от огня, всякая страсть, всякий греховный помысл. Он не произносить никакого слова, — не произносит, и вместе глаголет, учит, воспёвает чудно, таинственно, с несказанною тихостию, тонкостию, изменяя, обновляя ум и сердце, прислушивающийся Ему в безмолвии, в душевной клети. Он не имеет никакого образа, ни вида, ничего в Нем нет чувственнаго. Он вполне невеществен, невидим, крайне тонок: внезапно, неожиданно, с несказанною тихостию является в уме, в сердце, постепенно разливается во всю душу, во все тело, овладевает ими, удаляет из них все греховное, останавливает действие плоти и крови, соединяет разсеченныя части человека во едино, являет целым наше естество, которое разсыпалось от страшнаго падения, как разсыпается от падения сосуд скудельный. Кто, видя возсозидание, не познает руки Создателя, единаго имеющаго власть созидать и возсозидать?

Доселе говорю лишь о действии, не называя, кто — действующий. Наименовать мне Его — страшно! Осмотрите меня, братия разглядите совершающееся во мне! вы скажите мне, что во мне совершается? вы скажите мне, кто — совершающий? — Чувствую, ощущаю в себе присутствие Странника. Откуда Он пришел, как во мне явился—не знаю. Явившись, Он пребывает невидимым, вполне непостижимым. Но Он присутствует: потому что действует во мне, потому что обладает мною, не уничтожая моей свободной воли, увлекая ее в Свою волю несказанною святостию Своей воли. Невидимою рукою взял Он ум мой, взял сердце, взял душу, взял тело мое. Едва они ощутили эту руку, как ожили! Явилось в них новое ощущение, новое движение, — ощущение и движение духовныя! Я не знал доселе этих ощущений и движений, даже не ведал, не предполагал существования их. Они явились, и от явлений их скрылись или сковались ощущения и движения плотския и душевныя; они явились, как жизнь, и исчезло, как смерть, прежнее состояние. От прикосновения руки ко всему существу моему, ум, сердце и тело соединились между собою, составили нечто целое, единое, потом погрузились в Бога, — пребывают там, доколе их держит там невидимая, непостижимая, всемогущая рука. Какое-ж чувство обемлет меня там? Обемлется все существо мое глубоким, таинственным молчанием, вне всякой мысли, вне всякаго мечтания, вне всякаго душевнаго движения, производимаго кровию; субботствует и вместе действует все существо мое под управлением Святаго Духа. Управление это необъяснимо словом. Пребываю как упоенный, забываю все, питаюсь недоведомою, нетленною пищею, нахожусь вне всего чувственнаго, в области невещественнаго, в области, которая превыше не только вещества, превыше всякой мысли, всякаго понятия: не чувствую самаго тела моего. Очи мои смотрят, и не смотрят,—видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы. Чаша Господня, чаша Духа упоявает державно (Псал. XXII, 5). Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!.. Молчание дивное, обемлющее ум, сердце, душу, устремившихся всею крепостию своею к Богу и потерявшихся — так сказать — в безконечном движении к безпредельному, молчание это—вместе и беседа, но без слов, без всякаго разнообразия, без мыслей, превыше мыслей." ("Странник")
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #8 : 07 Декабрь 2017, 01:37:55 »

Еще кое-что о безмолвии, которое прп. Каллист ("Главы о рае") называет исихазмом:

"Блажен муж, умное чувство которого процвело из прославленного безмолвия и, можно сказать, вернулось к самому себе и живет веянием и порывом Духа"

Блажен ум, который "не иде на совет нечестивых" помыслов, а вернулся к самому себе, то есть в сердце. Действием, которое одновременно является и веянием, и порывом, Духа. Который "дышет идеже хочет", порывом приходит, безмолвно веет и так же внезапно уходит, и не знаешь "откуда пришел и куда уходит".

Такой ум становится в Духе одновременно и (умным) чувством, процветающим бесчисленными созерцаниями в безмолвии.

"Такое [умное чувство] есть плод здравой [действием] благодати мысли. Оно исправляет все душевные расположения, совоздвигает ум и легко изменяет сердце, причем мысль воспаряет к божественным [вещам]. [Но умному чувству] воистину еще более невозможно прийти к самому себе без безмолвия, основанной на методе, и чистоты ума во благодати, чем человеку — плыть по воздуху. С этим чувством памятовать о Боге и созерцать Бога — и полезно, и благотворно . А без этого чувства памятование о Боге — как если бы кто забывал о Нем, а созерцание и ве́дение Бога — скорее неве́дение и неви́дение Его"

"Безмолвие, основанное на методе" (ἡσυχία ἐπιστημονική) -- это в традиционной аскетической терминологии «художественное безмолвие (или исихи́я)», как они описаны у отцов-исихастов.

"Тот, кто по благодати обрел это божественное чувство, тот, можно сказать, обрел Бога. Он не нуждается в словах, предстоя пред Богом и избрав служение (букв. λειτουργεῖν) [Ему]"

Это буквально безмолвная литургия и (как мы писали ранее), в определенной смысле, со-творение мира (сердца и всего мира, того, что в нем еще не сотворено).

"Он лобызает молчание, а лучше сказать, и нехотя молчит. Дух Божественный обитает в нем. Любовь, мир и радость духовная воссиявают от него. Он живет жизнью, чуждой обычной общей жизни. Веселится о Боге, и очи его — [очи] умные — зрят умный свет. Сердце его носит огнь. Простота и неизменность, беспредельность и безграничность, безначальность и вечность с изумлением сопребывают с ним. Постоянные слезы текут из очей его, и ничуть не меньше из сердца его [бьет] источник живой воды духовной. С умопостигаемыми [вещами] он единично всецело соединяется, и озаряется блистанием Единого, и наслаждается наслаждением надмирным, и восторгается, и ликует, дивится и изумляется, обращаясь окрест Бога"
Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #9 : 07 Декабрь 2017, 22:10:24 »

Евгений, спасибо за Вашу работу!
Читаем и делаем ре-посты Ваших цитат и комментариев.
Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #10 : 08 Декабрь 2017, 02:21:24 »

Рассказав нечто о воде, отдадим должное и огню. Тем более, что по прп. Каллисту эта «вода -- живая и говорящая», а «огонь -- орошающий влагой». Ср. сщмч. Игнатий Богоносец: «Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: "Иди к Отцу"".

Свт. Иоанн Златоуст: «Когда Бог создал Адама, он вложил в его сердце огненный угль, чтобы при его свете он руководился к будущей жизни действием Святого Духа. Но после преступления лучи этого угля погасли, и он не проявлял своего действия в течение жизни всех тех поколений, которые предшествовали приходу Христа».

Огонь этого угля есть «тот, о котором Господь наш сказал: “Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я желал бы, чтобы он возгорелся!” — и он (ныне) сокрыт во всех сынах таинства крещения, как сокрыт огонь во всех созданных природах».

Огнь, сокрытый "во всех созданных природах», это огнь божественной любви ко всему творению, огнь (начатков) обожения, того созерцаемого подвижником состояния, в котором будет все творение в будущем веке. С действием этого огня в сердце подвижника "соединяется нежное действие дуновения" и божественная любовь ко всему творению. И эта любовь обязательно сопровождается любовью ко всем людям, безразлично, добрым или злым, как пишет об этом прп. Исаак Сирин. Такая любовь является, в частности, показателем (одним из) правильности переживаемого опыта. Потому что есть другая любовь и другой огонь, но об этом как-нибудь в другой раз.

"Огнь из дома Господня исходит из области сердца … и с тихостью умиряет монаха во всех его действиях".

Ср. Симеон Благодатный: "Тот, кого посещает [эта] благодать во время псалмопения и молитвословия, тотчас меняется, язык умолкает, а движения души прекращаются и успокаиваются в тишине".

"Когда над всеми твоими движениями и членами неожиданно воцаряется мир и необыкновенное спокойствие, душа ликует от радости, а любое размышление или мысль от тебя отступают, знай, что в этот момент ты сподобился действия благодати".

О сокровенном характере присутствия божественного огня в природе, "где огонь скрывает блеск своего великолепия, а также внезапность, с которой он может воспламениться", пишет также
Иоанн Дальятский.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #11 : 08 Декабрь 2017, 02:22:59 »

Евгений, спасибо за Вашу работу!
Читаем и делаем ре-посты Ваших цитат и комментариев.

спасибо, я рад, что это кому-нибудь интересно
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #12 : 08 Декабрь 2017, 17:40:19 »

делаем ре-посты

а где ре-посты,  я что-то не нашел
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #13 : 08 Декабрь 2017, 19:54:01 »

Некоторый промежуточный итог. Исихазмом в собственном смысле этого слова отцы-исихасты называют рождение от Духа, у Которого в этом отношении два основных аспекта действия: огнь (свет) и вода, которые отделяются друг от друга, конечно же, не сами в себе, а относительно творения.

Поэтому эти два аспекта соотносятся с сотворением мира как свет и тьма (вода):

"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы."

Вода символизирует мир, каким он был до сотворения, а огнь -- каким он будет в будущем веке. Рожденный от воды (в крещении) подвижник рождается от Духа, когда в нем становится действующим огонь будущего века, и он сам становится способным, опытно, а не на словах, различать два основных аспекта Его действия: огнь и воду. И не только различать, но и, в определенном смысле, (священно)действовать в них и ими, так как они носят для него с той поры отчетливый литургический аспект. Как пишет прп. Каллист:

"А что по справедливости удивительнее  и больше сказанного, так это то, что именно огонь и вода, нагревание или даже сжигание и, напротив, прохлада, от одного движения сердца совершенным образом является благодаря действию этого хлеба и чаши",

имея ввиду священнодействие в сердце. В трактате "О рае" прп. Никита Стифат пишет, что вход на первое небо лежит через смирение (воду), а выход (на другие умопостигаемые небеса) через любовь (огонь).

И далее прп. Каллист пишет еще об одном практически важном свойстве этой дихотомии огнь и вода:

"И что самое в высшей степени удивительное – это что огонь сей угашает огонь греха, и поток злобы сдерживает эта вода; что световидные озарения ослабляют рассмотрение чувственных вещей, а отрада видения надолго удаляют от всякого застарелого телесного пристрастия."

Иначе говоря, огонь любви увлекает прочь от новых пристрастий, а вода лечит старые
Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #14 : 09 Декабрь 2017, 10:45:51 »

делаем ре-посты

а где ре-посты,  я что-то не нашел
Вот тут процитировал.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3882.msg200873#msg200873
Удачно легла цитата на контрасте ...
Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!