consensus patrum
23 Ноябрь 2017, 14:22:33 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Песнь огня и воды  (Прочитано 101 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 534


WWW
« : 22 Октябрь 2017, 15:03:39 »

Песнь огня и воды, или как достичь безмолвия

Если бы я еще сам знал ответ на этот вопрос:-)

Но вообще, чтобы можно было (пытаться) проходить безмолвие (на любом месте и в любых обстоятельствах), нужно то, что прп. Каллист называет в предисловии к "Исихастскому Утешению" (вслед за прп. Исааком) "силой безмолвия", "причастием Духу" или "источником Духа" . Потому что без "силы безмолвия" и (настоящее) безмолвие невозможно:-)

А прп. Исаак объясняет это состояние "сила безмолвия" в Словах 42 и 45 (непонятно, почему на них нет ссылки в тексте "Утешения"). Кому интересно, может об этом там прочесть .

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий). А вот каковы должны быть эти усилия, можно видеть из того, что у "силы безмолвия" (вообще, у любого действия Духа) два основных аспекта (два способа символического описания). Это "огонь" и "вода" ("Огнь пришел Я воврещи на землю [сердца]" и "Из чрева [сердца] потекут реки воды живой" и мн. др. подобных мест в Писании).

"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.

Соответственно, и усилия новоначального безмолвника должны быть направлены на то, чтобы отыскать в себе то, что порождают в нем начатки этих двух состояний. А отыскав, усиливаться пребывать в них, чтобы в сердце сам собой установился самодвижущийся источник Духа.

Разгорается ли сердце от чтения отцов -- надо усиливаться пребывать в этом состоянии. Устанавливается ли в сердце тишина от созерцания природы -- то же самое (у каждого это может быть что-то свое). И тогда огонь любви и вода смирения, чередуясь, постепенно очистят сердце и приготовят его к принятию самодвижущейся "силы безмолвия", так как огонь любви, по выражению прп. Каллиста, попаляет страсти, а вода смирения залечивает оставленные ими раны.

И это попеременное действие огня и воды -- как прекрасная мелодия, которую наигрывает на флейте своего сердца подвижник, желающий привлечь в него самодвижущийся источник Духа
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #1 : 26 Октябрь 2017, 14:28:31 »

Песнь огня и воды, или как достичь безмолвия

"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий).

И это попеременное действие огня и воды -- как прекрасная мелодия, которую наигрывает на флейте своего сердца подвижник, желающий привлечь в него самодвижущийся источник Духа

Прекрасная песнь у вас получилась. Только наигрывает ее не подвижник, а благодать Духа. А подвижник внимает этой песне, предоставив свое сердце, как флейту.  "Сыне, даждь Ми твое сердце". В том и состоит делание безмолвника, чтобы научиться слушать в тишине исихии и прекратить играть самому на флейте своего сердца.  
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2017, 14:33:33 от Neovitos » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!