consensus patrum
17 Декабрь 2017, 12:45:11 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Имяславие и универсалии  (Прочитано 201 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 10 Октябрь 2017, 17:36:16 »

Говорят, что на наружных вратах школы Платона было написано: «Никто из не знающих геометрию да не войдет сюда».
А на вратах ада -- "Оставь надежду всяк сюда входящий".

На вратах же рая, по утверждению прп. Каллиста:

"Рай духовный, или же божественные блистания, врата к которым — Слово Бога, а ключ, благодаря которому эти врата открываются и становится видимо то, что зрится в Раю, — Дух Святой, таинственно возводящий к двойственным видениям всякого созерцателя в Духе".

По-видимому, ключом к школе Платона является абстрактное мышление. Ключом к раю -- мышление Богом и в Боге. А ключом к аду -- отсутствие всякой надежды (и желания) все это понять:-)

А если более серьезно и более философским языком, решение проблемы универсалий, как известно, -- в так называемом умеренном реализме патристики, когда идеи не существуют сами по себе, а только в вещах. Поэтому сильный реализм, признание за платоновскими идеями самостоятельного существования, ведет (как и следовало ожидать) к платоновскому идеализму. И если не прямо в ад, то только потому, что туда ведет противоположная идея -- признание идей вообще не существующими, то есть номинализм.

Особенно остро эта ситуация проявляется в имяславческой проблематике. Прежде всего потому, что речь в ней идет не об естественных предметах, а об искусственных, о языке. Автору этой статьи "Гносеология и учение об идеях и именовании в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича)"

https://www.academia.edu/1955753/%D0%93%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%85_%D0%B8_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D1%85_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0_?auto=download

удалось, на мой взгляд, эту тему раскрыть, но многое осталось в этом смысле не договоренного
Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #1 : 11 Октябрь 2017, 00:06:33 »

У меня в этом вопросе нет перетягивания каната реализма и идеализма. Улыбающийся
Идея ("сущность") реально ЦЕЛИКОМ и во всех деталях (как"алгоритм, записанный в виде машинного кода") существует в Боге, как Его энергия-замысла. В тварной же реальности идея="сущность" существует только в ипостаси, при этом существование понимается как движение сущности в ипостаси. В Боге же идея="сущность" пребывает  не в статике, её нет рядом с Богом, но она есть только лишь движение Бога, причем, разумеется, движение вовне, хотя это и проще всего понять, как алгоритм в виде точного программного кода - замысла. Вот такой парадокс. Но без принятия парадокса, как реальности, подобного рода ситуации не "разруливаются".
При этом надо, конечно, понимать, что замысел=код, двигающийся в Боге, не детерминирует жестко движение сущности в ипостаси, оставляя этому движению широчайший простор в рамках природы, но целью этого движения есть соответствии высшему целевому логосу природы, а уж там, как получится.
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2017, 00:12:25 от Сергий » Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 11 Октябрь 2017, 16:26:50 »

У меня в этом вопросе нет перетягивания каната реализма и идеализма. Улыбающийся

Прямо как коан получилось. Перетягивание каната одной ладонью:-)

Напомню, что здесь -- в отличие от противопоставления материализма и идеализма -- другая ситуация. Здесь они на одной стороне: "сильный реализм" соответствует идеализму (существованию идей самих по себе). "Умеренный реализм патристики" (существование идей только в вещах) соответствует "умеренному идеализму". А непризнание существования идей вообще соответствует противоположности идеализма -- номинализму.

Идея ("сущность") реально ЦЕЛИКОМ и во всех деталях (как"алгоритм, записанный в виде машинного кода") существует в Боге, как Его энергия-замысла

Здесь мне пока не понятно, о каких идеях Вы говорите. Я веду речь о тварных идеях ( в вещах, естественных и искусственных, и в человеческом уме) в их сопоставлении (противопоставлении) логосам.

Общая схема универсалий в патристике, имхо,  такова. Универсалии существуют (1) как идеи в голове, (2) как роды и виды (идеи) в вещах и (3) как логосы в Боге
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!