consensus patrum
07 Декабрь 2024, 11:40:51 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Об экзегезе Пятидесятницы  (Прочитано 9591 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 22 Сентябрь 2017, 16:54:40 »

Г. И. Беневич. "Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров"

Я уже приводил отрывок из этой статьи, важный для понимания проблематики обожения. Значительное место в этой статье отводится сглаживанию (кажущегося) противоречия в экзегезе Пятидесятницы в эпоху до Паламы и после него.

Кратко говоря, свт. Николай Мефонский учит об ипостасном схождении Духа на апостолов в Пятидесятницу, а после Паламы византийцы учат о том, что ипостась не причаствуема, причаствуема только энергия.

Понятно, что неприятели византийского богословия вообще рады любой возможности раздуть в нем даже мнимые противоречия, но автор статьи пытается их всеми силами сгладить, и ему это удается. Он подходит вплотную к самому правильному здесь, на мой взгляд, доводу, но почему-то прямо его не высказывает.

Кратко говоря, в позднюю византийскую эпоху учат о причастии в Пятидесятницу "всецелой энергией Божией, соответствующей жизни Самой Святой Троицы, т. е. рождению Сына от Отца, исхождению от Отца Святого Духа и предвечному воссияванию Святого Духа через Сына". Но ведь ипостась Духа и рассматривается (Николаем Мефонским в рамках терминологии сущность-сила-энергия) как «изводительная» энергия Отца. Поэтому сказать, что сходит "всецелая энергия Божия" (включающая обоживаемых во внутритроичную жизнь), -- это все равно, что сказать, что на обоживаемых сходит ипостась Духа.

Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Дух -- изводительная,а Сын -- породительная энергия Отца (см. примечание выше), и эти три (вместе с Отцом) Света образуют один (по утверждению прпп. Максима Исп. и Симеона НБ) Трисиянный, недоведомо проявляющийся в обоживаемых, "носящих явные черты божественного образа: ум и дух и слово", чтобы "то, что по образу, стало по подобию".

Cсылки см. в https://euhenio.livejournal.com/386891.html
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2017, 17:01:36 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 25 Сентябрь 2017, 16:27:57 »

Пятидесятница -- это непрекращающееся пребывание полноты Св. Духа в Церкви от схождения всецелой энергии Духа до Его ипостасного пребывания. Или можно сказать, что первое -- это полнота обожения в нынешнем веке, а второе -- полнота обожения в будущем веке (проявляющая себя и в нынешнем). Или -- это стадии одного и того же процесса обожения от познания сверхсущественного единства Божества (схождения всецелой энергии Духа) до включения во внутритроичную жизнь (ипостасного пребывания Духа в подвижнике).

Отцы говорят о разных стадиях, а их отождествление создает путаницу в терминологии между схождением всецелой энергии и ипостасным пребыванием. Иногда это делается для краткости.

Вот например, автор упомянутой статьи отождествляет здесь "излияние вовне" с "введением внутрь":

"Слово «излияние» как будто подразумевает «излияние вовне», на самом деле речь идет о том, что ипостасное «снисшествие» Святого Духа в Пятидесятницу и «излияние» всецелой энергии Божией на апостолов означает не выход Святого Духа вовне Пресвятой Троицы, а, наоборот, введение апостолов во внутритроичную жизнь" .

На самом деле, излияние вовне всецелой энергии Духа -- это одна стадия, а ипостасное пребывание Духа -- другая. Так как сначала "приклони небеса", а потом "сниде", то есть сначала небеса спускаются на землю и на человеческую природу сходит Божество. А потом уже "взыде на херувимы и лете, лете на крылу ветреню, и мрак под ногама Его", то есть покоящаяся в Божестве человеческая природа, которую Дух возносит на небеса.

И вообще во всем этом процессе -- совершающейся в Церкви Пятидесятницы -- отцы различают даже не две, а довольно большое количество стадий.

Если кратко.

Схождение полноты Даров Духа на Церковь. Небеса сходят на землю. Евхаристический Пир на небесах (которые на земле), приобщение всецелой энергии Божией, непрекращающаяся Пятидесятница, которую символизирует чин теплоты (Николай Кавасила). Трисиянное божественное сияние и божественный мрак, как покой плоти от всех созерцаний.

Вознесение Духом на небеса. С плотию в будущем веке (иногда и в нынешнем), духом -- в нынешнем ("на крылу вѣтреню взыдутъ и полетятъ въ срѣтеніе Господне, и тако всегда съ Господем будут").

Пребывание в Господе, в "нерукотвореннѣй скиніи , во святая святых, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ". Брачные чертоги и покой, Брак, вселение Христа. Обитель Св. Троицы.
Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #2 : 04 Октябрь 2017, 23:40:28 »

Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Или можно проще сказать: Бог Святой Дух сошёл и сходит энергийно.
Записан
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #3 : 05 Октябрь 2017, 20:01:35 »

Сходит - это и есть энергия. Сказать, что ипостась действует действовательно - это сказать то же самое, что Денис пишет писательно или пиша.

Сходит всегда ипостась. На людей Святой Дух, как ипостась, сходит в крещении. Сошёл - это и есть энергия.
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #4 : 06 Октябрь 2017, 00:55:08 »

Сходит - это и есть энергия. Сказать, что ипостась действует действовательно - это сказать то же самое, что Денис пишет писательно или пиша.

Сходит всегда ипостась. На людей Святой Дух, как ипостась, сходит в крещении. Сошёл - это и есть энергия.

Думаю вы невнимательно прочитали мои слова или не поняли мою мысль. Речь идёт о Действовании Ипостаси Бога Святого Духа, о Его Явлении миру энергийно, но не сущностно. А то что ипостась действует с этим никто спорить не будет.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #5 : 06 Октябрь 2017, 16:33:19 »

Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Или можно проще сказать: Бог Святой Дух сошёл и сходит энергийно.

На мой взгляд, за стремлением византийцев утверждать, что Дух сходит (не только энергийно, но и) ипостасно, стоит желание выразить свой опыт видения ипостаси Духа (всех Лиц) именно как ипостаси (ипостасей). Понятно, что опыт трудно описуемый, но вместе с тем отчетливо ипостасный. Это желание было уже у свт. Григория Богослова:

Цитировать
"Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, почитаю Сие целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величия, чтобы к оставшемуся придать большее. Когда совокупляю в умосозерцании Трех, вижу единое Светило, не умея разделить или измерить соединенного Света."

И так во всей византийской традиции далее. Одни этот опыт так или иначе выражали (может быть, потому, что он у них был), другие -- нет, но тенденция такая в традиции присутствует. А правильней, на мой взгляд, сказать, что и то, и другое -- это разные стадии аскетического опыта. Иначе говоря, Пятидесятница в целом -- это богоявление растянутое на несколько стадий.

У католиков (в целом, как традиции) нет такого опыта (здесь я не говорю об отцах до раскола). [Это не в обиду католикам сказано, я считаю, то православие и католичество -- это, в смысле аскетического опыта, совершенно разные религии]. Поэтому за их утверждениями, все равно, сходит ли Дух ипостасно или энергийно, не стоит никакого опыта, только рассудочная схоластика. И это, с точки зрения византийцев, большой не достаток, так как с их точки зрения Бог никакими рассудочными рассуждениями не познается
« Последнее редактирование: 06 Октябрь 2017, 16:35:49 от Евгений » Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!