consensus patrum
23 Октябрь 2017, 07:16:56 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: О свободе  (Прочитано 179 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 534


WWW
« : 20 Сентябрь 2017, 16:42:21 »

Basil Lourie. A Freedom beyond Conflict: The Logic of Internal Conflict and the Free Will in Maximus the Confessor https://www.academia.edu/34581468/A_Freedom_beyond_Conflict_The_Logic_of_Internal_Conflict_and_the_Free_Will_in_Maximus_the_Confessor

Уже несколько раз читаю в статьях автора на эту тему про выбор из одной возможности (у обоженного человека), что, мол, это тоже (вопреки Аристотелю) выбор и свобода выбора. А отсутствие выбора -- это (вопреки всей западной патристике) когда нет вообще никаких возможностей.

Я с этим согласен, но, по-моему, в проблеме свободы и свободного выбора это отнюдь не главное.

Свобода только в Боге, это очевидно ("Где Дух Господень там свобода"). Но разве свобода в Боге ограничена только одним выбором? Наоборот, свобода в Боге -- это ничем не ограничиваемая свобода, так как Бог по Своей природе ограничен только Самим Собой (не может перестать быть Собой). Быть ограничиваемым только самим собой -- это и есть истинная свобода, а вовсе не свобода выбора из исчислимого множества вариантов, как всегда считали на Западе. Если выбор (обоженным человеком одного только) Бога вообще считать выбором, то это выбор целого (неисчислимого) множества, а не одного варианта. У этого выбора есть измерение, делающее его неисчислимым и ничем не ограничиваемым.

Человеческая же свобода выбора из исчислимого множества вариантов -- это, конечно, никакая не свобода (здесь, конечно, МИ радикально пересмотрел понятие свободы). В силу ограниченности человеческой природы этот выбор всегда ограничен и по определению исчислим и потому не свободен.

Изначальная данная человеку свобода выбора дана была ему для того, чтобы он свободно от нее отказался в пользу истинной свободы. Человек должен был самостоятельно сделать шаг от ограниченной свободы в сторону ничем не ограниченной, и делает этот шаг каждый раз перед тем, как подвергается обожению. Он умаляется, отказываясь от собственного мнимо-свободного выбора и взамен получает божественную свободу. Собственная жизнь становится в нем бездействующей, так как в нем возобладает и "является ему сверху" (МИ) божественная свобода
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #1 : 22 Сентябрь 2017, 15:56:11 »

тем не менее Максим подчеркивает, что самовластие не упраздняется, а лишь приводится в соответствии с природой:

Из всего этого мы рассудительно приемлем по уподоблению только будущее, а не бывшее и погубленное, причастие благости достойными, поскольку то, чего мы чаем, есть и превыше всего сего, как сущее, по написанному, за пределами [возможностей] слуха и помышления (Ср. 1Кор.2:9). И, возможно, это и есть то подчинение, о котором говорит божественный апостол, что Сын покоряет Отцу тех, кто добровольно соглашается покориться, после чего, или по причине чего «последний враг испразднится смерть» (1Кор.15:26), [покориться] насколько это от нас зависит, то есть добровольно всецело уступив Богу самовластие (посредством коего соделав вход к нам, [смерть] утвердила на нас владычество тления) и управление тем, что полностью управляет [нами], перестать хотеть чего-либо, кроме того, что хочет Бог, как Сам Спаситель говорит, принимая на Себя отпечаток свойственного нам: «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:30). И после Него божественный Павел, как бы отрицаясь самого себя и не сознавая боле, имеет ли он еще собственную жизнь: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.10:20).
   Пусть вас не потрясает сказанное. Ибо я говорю не об отмене самовластия, но скорее о расположении согласно природе, твердом и непреложном, то есть о сознательной уступке (εκχώρησιν γνωμικήν), дабы откуда имеем мы бытие, оттуда же желали бы получать и движение, подобно образу, восшедшему к своему первообразу (τό αρχέτυπον), и отпечатку печати, обыкновенно точно соответствующему оригиналу и не имеющему куда еще иным образом двигаться, да и не могущему. Точнее же и правильнее будет сказать: даже и пожелать не могущему, как восприявшему божественное действие, или, скорее, как ставшему в обожении богом и в большей степени наслаждающемуся исступлением, нежели тем, что в нем естественно пребывает или разумевается [т.е. тем, что может постигнуть благодаря природным свойствам своего ума], по причине победившей его благодати Духа, и показавшему себя имеющим одного лишь Бога действующим в себе, так чтобы во всем было одно лишь единственное действие – Бога и достойных [Его], вернее же – одного Бога, как всецелого [Себя] всецелым достойным [Его] благолепно соединившего9. Итак, настоит всяческая необходимость прекратить всякое самовольное движение по желанию чего-либо иного, когда последнее желаемое явилось и причаствуется, и невместимо, – скажем так, – вмещается сообразно силе причастников, и к которому устремляется вся жизнь и помышление возвышенного [ума]10, «и в котором останавливается всякое желание, далее же которого никуда не простирается, ибо и не имеет [куда], и к которому устремляется всякое движение [человека] ревностного, и у которого – успокоение всех бывших умозрений»11, – говорит блаженный этот учитель. Ибо тогда не будет даже ничего являемого вне Бога, или кажущегося противопоставляемым Богу, чтобы прельстило кого-нибудь уклонить к нему свое желание, поскольку все – и умом, и чувствами постигаемое – будет объято им в неизреченном Его явлении и пришествии, как не днем свет звезд и сами звезды при явлении солнца в великом и несравненном свете, от которого и то, что и они являются светом, скрывается, и что, вообще, существуют – делается непознаваемым для чувств.
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 534


WWW
« Ответ #2 : 22 Сентябрь 2017, 17:00:48 »

тем не менее Максим подчеркивает, что самовластие не упраздняется, а лишь приводится в соответствии с природой:

Да, я тоже так думаю. Самовластие не упраздняется, а становится полностью, неограниченно свободным. Поскольку Бог и те, кто в Нем, ограничены только Им Самим. Таков и был конечный замысел о человеческой природе в Боге
Записан
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 112


« Ответ #3 : 22 Сентябрь 2017, 19:06:16 »

Согласен со всем сказанным. Так и я понимаю.
Свобода не в самой возможности выбора, это не свобода, а в избрании правильного действия, а это возможно только в Боге, когда воля человека добровольно следует воле Бога. Стать Богом по благодати и значит обрести такой ум у такую волю в себе, чтобы воля человека естественным и свободным её движением всегда сама собой не принудительно следовала воле Бога. Это и есть обретение человеком самовластия Бога. Только это и означает "быть Богом по благодати". Вот как этого состояния достичь? Вот вопрос ...
Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 534


WWW
« Ответ #4 : 22 Сентябрь 2017, 19:30:52 »

Согласен со всем сказанным. Так и я понимаю.
Свобода не в самой возможности выбора, это не свобода, а в избрании правильного действия, а это возможно только в Боге, когда воля человека добровольно следует воле Бога. Стать Богом по благодати и значит обрести такой ум у такую волю в себе, чтобы воля человека естественным и свободным её движением всегда сама собой не принудительно следовала воле Бога. Это и есть обретение человеком самовластия Бога. Только это и означает "быть Богом по благодати". Вот как этого состояния достичь? Вот вопрос ...

Как Вы обычно правильно говорите, только через любовь:-)
Но вообще вопрос обширный. Вот прп. Каллист (как никто другой более эксплицитно) пишет о явном для подвижника причастии Духу как о начатке такого обожения
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!