consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:27:52 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Созерцание логосов  (Прочитано 642 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 13 Июль 2017, 13:41:27 »

Мы уже обсуждали в предыдущих темах

Есть у прп. Каллиста толкование с таким названием ("Как созерцают созерцатели") на 2 Кор. 5,7: "Мы ходим верой, а не видением (εἶδος)"
Есть два типа веры и два типа видения, пишет К., воипостасные (вера и ведение) и неипостасные.

Я предлагаю вернуться к обсуждению того, что такое воипостасная вера (рождение от Духа, начатки обожения). Так как это тема важная как в богословском, так и практическом плане для всего паламитского богословия и аскетики, к которым принадлежит, без сомнения, и прп. Каллист Ангеликуд, младший современник свт. Григория Паламы. Обсуждению этого вопроса посвящена значительная часть Триады III, 1, 6-9 и далее 18

что такое воипостасная благодать и рождение от Духа. Теперь можно попробовать обсудить созерцания, которые возникают согласно отцам у подвижника на этой стадии, и прежде всего это небезызвестное созерцание логосов. Естественное созерцание логосов, по Евагрию, как известно, бывает двух видов. Одно из них -- это созерцание, восходящее от творения и заключенных в них логосов к Предвечному Замыслу Божию о творении. Оно совершается рассудочным путем, хотя и не без содействия благодати, и соответствует неипостасной вере и первой аскетической стадии по Евагрию.

Другое созерцание, о котором мы сейчас ведем речь, соответствует воипостасной вере (и, соответственно, второй аскетической стадии по Евагрию) и совершается в Духе (при содействии человеческих усилий). В отличие от предыдущего созерцания, которое идет снизу, это начинается сверху, от воипостасного движения Духа, сопровождающегося любовью ко всему творению. Любовь Божия, как бы, "выступает" из сокровенности Божией (см. Имена Божии как "выступления" у Ареопагита), охватывая подвижника, и неразделимо разделяется по отношению к творению (как пишет где-то прп. Каллист) по подобию "огненных язык", сошедших на апостолов. Дух один, но по отношению к творению он разделяется на многие "языки", и как апостолы под действием одного и того Духа говорят на разных языках, так и все творение в этом единовидном движении Духа "возвещает (подвижнику) славу Божию"  согласно присущему каждому логосу творения, промысла и суда. Что и означает сказанное у прор. Давида: "Небеса поведают славу Божию и руку Его возвещает твердь". Дух являет подвижнику сначала логос суда "в виде огненных язык", соответствующих будущему состоянию обожения этого творения. Затем -- в том же единовидном движении Духа -- логос промысла, соответствующий бесконечной благости Божией, промышляющей о всем творении. Затем  -- соответствующий красотам Божиим -- логос творения, и все в том же единовидном движении воипостасной (в подвижнике) любви Божией ко всему творению.

Вот еще на ту же тему (воипостасной благодати)  описание видения логосов у прп. Каллиста:

Цитировать
"Ибо вижу я умно в истине и в Духе, и се, «исполнен славою дом Господень» . И таким образом созерцая, как подобает, я вижу и себя в доме славы Господней  преисполненным славы и благодати в неизреченном покое и несказанном и вечном мире . И не без оснований я прихожу в крайнее изумление и, поражаемый стрекалами божественной любви, уязвляюсь и вот уже сгораю от любовного волнения , в духовной радости и надмирном веселии и ликовании, и внутрь сердца по божественному дару исполняюсь священного света, в духовном неугасимом светоче, если так позволительно сказать. И таким образом я вникаю  в логосы сущего, и во все логосы всех [вещей], соединенные в едином та́инственном логосе, и вижу, что все [содержащееся] в Писаниях находит завершение в том логосе. И открываются мне многочисленные таинства, возводимые в одно то таинство, и одним тем становящиеся зримыми для созерцающих в истине и Духе .
Тот логос есть «великий совет» Бога и Отца, видя который, Давид воспел: «Совет же Господень вовек пребывает; помышления сердца Его — в род и род» . «Совет Господень никто не разорит» . Не от научения зрится или передается совет сей, но от воипостасной духовной благодати, в истине просвещающей ум и приуготовляющей его к ви́дению надмирного."
« Последнее редактирование: 13 Июль 2017, 15:18:15 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 14 Июль 2017, 00:17:00 »

Любовь Божия, как бы, "выступает" из сокровенности Божией (см. Имена Божии как "выступления" у Ареопагита), охватывая подвижника, и неразделимо разделяется по отношению к творению

Ср.  Ареопагит. О божественных именах 5,9:

Цитировать
"Все сущее, ввиду запредельного единства всего, подобает связывать с Ней [Причиной]: ведь начиная творящее сущность выступление вовне 802 бытием и благостью, и через все проходя, и наполняя Собой все бытие, и всему сущему радуясь, Она все в Себе 803 предымеет; единым преимуществом простоты, отвергнув всякую двойственность, все равным образом охватывает Она Своей сверхпростой бесконечностью, и всему персонально причаствует, — подобно тому как голос, будучи одним и тем же, многими ушами воспринимается как один.

802. О Ее выступлении вовне он говорит не только как о Ее созерцании Самой Себя, но и как о Ее разлитии, движении и создании Ею сущего.
803. Заметь, что он говорит, что Бог радуется всему сущему, в соответствии со словами псалма: «Возвеселится Господь о делах Своих» (Пс. 103:31) и Притч: «Я была, которой радовался» (Притч. 8:30). А «предымеет» здесь использовано вместо «предопределила и предызбрала»."

Бог в сокровенности Божией мыслит Сам Себя, и эта сокровенность Божия, преизливаясь вовне, является Причиной всего сущего и Любви Божией ко всему творению. Эти выступления Божии вовне охватывают подвижника, и он в обожении становится причастником сокровенности Божией, и мыслит в Боге Его Самого и все творение.

Этой "благодатью приснобытия", то есть обожения, как пишет прп. Максим в Главах о любви 3, 24, подвижник "познает Бога". А о том, что сокровенность Божия не является ни сущностью, ни мышлением (но мышлением Божиим в Самом Себе, см. выше), прп. Максим пишет в Главах о богословии и Домостроительстве, 1:

Цитировать
"82. Всякое мышление отражает множественность, или, по крайней мере, двойственность. Ибо оно есть посредствующая связь неких крайностей, соединенных друг с другом, то есть оно есть связь мыслящего и мыслимого. Ни одной из этих крайностей не присуще сохранять полностью простоты. Ведь мыслящий есть некий субъект, содержащий в себе способность мыслить, неотделимую от него. А мыслимое есть либо субстрат, либо то, что в субъекте; от него неотделима способность быть постигаемым мыслью или предлежащая сущность, к которой относится эта способность. Ибо ни одно из сущих не является само по себе простой сущностью или простым мышлением так, чтобы быть нераздельной единицей. А Бог, если мы назовем Его «сущностью», не содержит в Себе присущей Ему по природе способности быть познаваемым, дабы не являться сложным; если мы назовем Его «мышлением», то Он не содержит в Себе подлежащей сущности, по природе могущей вместить мысль. Но Сам Бог, Целый и Единственный, есть по сущности Мышление, а по мышлению Он, Целый и Единственный, есть Сущность. И в то же время Он весь – превыше сущности и мышления, потому что есть нераздельная, неделимая и простая Единица. А поэтому тот, кто в какой-либо мере сопричаствует мышлению, еще не выходит за пределы двойственности; тот же, кто совершенно оставляет это мышление, оказывается неким образом в Единице и отстраняет от себя способность мыслить."


Феофан III Никейский, паламит младшего поколения, ошибочно воспринял эту мысль прп. Максима в духе богословия Фомы Аквинского, утверждая, что сущность Божия и есть Его мышление, и тем подыграл антипаламитам Никифору Григоре и Прохору Кидонису. Мышление Божие о Самом Себе является не сущностью Божией, а движением сущности в Боге, которое включает в себя подвергающегося обожению
« Последнее редактирование: 14 Июль 2017, 01:44:39 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #2 : 14 Июль 2017, 23:57:08 »

У меня сложилось представление о созерании логосов сущих, которое я затрудняюсь соотнести с терминологией Каллиста, т.к. я не знаком с его главой "как созерцают созерцатели". У меня нет этого текста.

Мое представление сводится к следующему.
Созерцание есть свойство ума к единовидному и простому постижению простых логосов сущих. Созерцание ума подразумевает не множественность, а простую единовидность.
Созерцание можно разделить на два вида по Евагрию. Но собственно созерцанием является первый вид, который осуществялется при отрешении от всего чувственного и множественного и переходе ума к тропосу ангельского бытия. В этом тропосе движения ума единовидны, т.е. осуществялются вне временной изменчивости и пространственной множестенности. Такими же являются и логосы. Но при созерцании ум постигает не сами логосы, которые нетварны и выше тварного ума, а образы и подобия логосных энергий, передаваемых уму человека от высших ангелов, обладающих способностью к непосредственному восприятию нетварных энергий. Человек также может быть вознесен на третье небо и стать подобным серафимам.
При естественном созерцании логосов сущих постигаются разные образы логосов, но это не означает множественность созерцания. Иной раз дается одно ведение, другой раз иное, но каждый раз они даются единовидно. хоть и о разном. Например, иной раз постигается благость, иной - сладость, иной - бесконечность и вечность, иной раз - истинность ведения и т.д. Все эти так называемые Максимом сопричаствуемые нетварные энергии Божии постигаются единовидно, как единица, но они различаются умом именно, как сладость, бесконечность и т.д. в отличие от предыдущего опыта созерцателя. Так формируется единовидное рассуждение созерцателя. Все это. конечно, происходит по наитию Святого Духа в чистой молитве.
Чистая молитва является необходимым условием для созерцания, потому что она и называется чистой по признаку отрешения от чувственной множествености и переходу к чистоте простого единовидения.
Чистая молитва - это плод произволения человека при содействии Духа.
Созерцание - это свойство ума. Ведение - это действие Духа и ангелов при созерцании. Умопостижение ведения - это действие ума. 
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #3 : 15 Июль 2017, 00:39:14 »

В состоянии единения с Троицей (обожения) естественное созерцание ума прекращается, ум исходит из тропоса единовидного умопостижения и возносится к  тропосу существования нетварным светом. В этом состоянии созерцатель сверхъестественного становится выше ума, выше веры, выше различения, выше произволения, выше созерцания и сверхсозерцает нетварные энергии и все логосы, как простую единицу, ничего не различает, но постигает все единовидно.  Это состояние можно назвать восходом Солнца Правды или рождением духовного младенца на Свет Божий или началом истинно духовной жизни созерцателя, которая продолжается в тропосах чувственной жизни. озаряемой  незабывающим ведением Света и ведомой непоколебимой верою созерцания к совершенному обожению через возрастание в добродетели от силу в силу, просвещение светом естественного созерцания логосов сущих от славы в славу и многократные вознесения к ведению Света Святой Троицы.   
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!