Известная проблема, многократно обсуждавшаяся на форумах и у отцов (например, у свт. Игнатия Брянчанинова). Встретил у сх. Агафодора (Буданова) (1845-1920), подвизавшегося на Афоне, следующее характерное ее описание (Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве, т. 14, 2015):
Не надо думать, что при упражнении молитвой, что кровная теплота
в сердце бывает только от благодати, так как это естественно приключается
от напряжения внимания к сердцу 6 . Если такой жар усилится в сердце, тог-
да надо ослабить внимание и читать молитву по четке или переменить место
несколько подалее от сердца, чтобы не было прилива к сердцу крови (можно
вниманием своим стать пред Богом, чтобы отвлечь ее от сердца, т. е. ум был
бы в памяти Божией, весь в Боге. Это средство самое лучшее. Тогда напряже-
ние к сердцу ослабеет). А если кто считает, что эта теплота происходит только
от Божией благодати, то этот человек от доверия своей к этой мысли попадает
в прелесть. Теплота Божественная не жар причиняет, но согревает сердечные
чувства души, усиливается любовь к Богу, надежда и вера к Нему, появляется
умиление, сокрушение духа и плач, утешающий в скорби. Такие чувства бы-
вают только от благодати Божественной, их самому возбудить невозможно.
Надо только молиться, как молился мытарь в притче Евангельской, заботясь
только о прощении своих грехов, а возбуждать в себе искусственное чувство,
как выше сказано, не надо. И молитву оставлять не надо, какой бы жар ни слу-
чился, и только должно ослабить сильное напряжение к сердцу и переменить,
перевести его на другое место или предмет, как указано выше. Так же надо
поступать и в том случае, когда жар пойдет в нижнюю часть живота и в почки,
а в сердце сделается боль, и только в крайнем случае заняться чтением. Мож-
но охладить сердце и холодным компрессом, но это делают слабонервные,
у которых иногда делаются и конвульсии.