consensus patrum
16 Апрель 2024, 08:16:11 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Телесное разгорячение при молитве  (Прочитано 4227 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 13 Июль 2017, 00:13:15 »

Известная проблема, многократно обсуждавшаяся на форумах и у отцов (например, у свт. Игнатия Брянчанинова). Встретил у сх. Агафодора (Буданова) (1845-1920), подвизавшегося на Афоне, следующее характерное ее описание (Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве, т. 14, 2015):

Цитировать
Не надо думать, что при упражнении молитвой, что кровная теплота
в сердце бывает только от благодати, так как это естественно приключается
от напряжения внимания к сердцу 6 . Если такой жар усилится в сердце, тог-
да надо ослабить внимание и читать молитву по четке или переменить место
несколько подалее от сердца, чтобы не было прилива к сердцу крови (можно
вниманием своим стать пред Богом, чтобы отвлечь ее от сердца, т. е. ум был
бы в памяти Божией, весь в Боге. Это средство самое лучшее. Тогда напряже-
ние к сердцу ослабеет). А если кто считает, что эта теплота происходит только
от Божией благодати, то этот человек от доверия своей к этой мысли попадает
в прелесть. Теплота Божественная не жар причиняет, но согревает сердечные
чувства души, усиливается любовь к Богу, надежда и вера к Нему, появляется
умиление, сокрушение духа и плач, утешающий в скорби. Такие чувства бы-
вают только от благодати Божественной, их самому возбудить невозможно.
Надо только молиться, как молился мытарь в притче Евангельской, заботясь
только о прощении своих грехов, а возбуждать в себе искусственное чувство,
как выше сказано, не надо. И молитву оставлять не надо, какой бы жар ни слу-
чился, и только должно ослабить сильное напряжение к сердцу и переменить,
перевести его на другое место или предмет, как указано выше. Так же надо
поступать и в том случае, когда жар пойдет в нижнюю часть живота и в почки,
а в сердце сделается боль, и только в крайнем случае заняться чтением. Мож-
но охладить сердце и холодным компрессом, но это делают слабонервные,
у которых иногда делаются и конвульсии.
« Последнее редактирование: 13 Июль 2017, 00:16:15 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #1 : 13 Июль 2017, 00:27:41 »

А вот описание той же проблемы, сделанное 12-ю столетиями ранее у Хаззайи:

Цитировать
Это разгорячение начинает [действовать] с головы и [затем] будто бы движется вниз, возлагая на
голову сильную тяжесть и головокружение, тяжесть и сильную сонливость, — не
будучи способным, таким образом, немедленно посеять в нем семя зла и убеждая его, что при этом
действии [разгорячения] не нужны ему ни чтение [Писаний], ни псалмопение. И если человек послушает
беса, то бес настолько усилит свое разгорячение, что повредит человеку голову. Если же [человек] не
послушает его совета и начнет [совершать] псалмопение и чтение, тогда он низведет разгорячение с
головы и возжжет его вокруг сердца или в спине напротив сердца...  
И затем опять же, враг перемещается к нижним членам и начинает [действовать], возжигая распаление,
а вместе с ним — блудные помыслы, и оно поднимается до почек.

В этих двух описаниях, на мой взгляд, во-первых, много общих моментов, а во-вторых, ценных практических наблюдений и советов, по которым подвизающийся на этой стадии может, во-первых, правильно идентифицировать проблему (а это зачастую очень важно), а во-вторых, попытаться ее решить
« Последнее редактирование: 13 Июль 2017, 00:39:44 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #2 : 13 Июль 2017, 01:31:56 »

А вот описание той же проблемы, сделанное 12-ю столетиями ранее у Хаззайи:

Цитировать
Это разгорячение начинает [действовать] с головы и [затем] будто бы движется вниз, возлагая на
голову сильную тяжесть и головокружение, тяжесть и сильную сонливость, — не
будучи способным, таким образом, немедленно посеять в нем семя зла и убеждая его, что при этом
действии [разгорячения] не нужны ему ни чтение [Писаний], ни псалмопение. И если человек послушает
беса, то бес настолько усилит свое разгорячение, что повредит человеку голову. Если же [человек] не
послушает его совета и начнет [совершать] псалмопение и чтение, тогда он низведет разгорячение с
головы и возжжет его вокруг сердца или в спине напротив сердца...  
И затем опять же, враг перемещается к нижним членам и начинает [действовать], возжигая распаление,
а вместе с ним — блудные помыслы, и оно поднимается до почек.

В этих двух описаниях, на мой взгляд, во-первых, много общих моментов, а во-вторых, ценных практических наблюдений и советов, по которым подвизающийся на этой стадии может, во-первых, правильно идентифицировать проблему (а это зачастую очень важно), а во-вторых, попытаться ее решить
Ну да, было такое еще до совлечения молитвы в сердце. Теплота пошла по всему телу и разогрела, как в бане. Я остановил молитву и умалил ее пыл и на лбу выступила испарина, словно пар осел на холодное. Некоторое время сомневался от кого это было? Но потом вспомнились описания молитвенных состояний Илии, что Бог не приходит с трусом и жаром, а как глас хлада тонка. Когда проанализировал, то вспомнил, как пришла теплота сначала, как умеренное тепло непонятного происхождения то ли физического, то ли духовного. Она мне показалась благодатной и я принял этот помысел и стал усиливать молитвенное усердие, пока тепло не стало явно физическим. На следующий день я стал отсекать намеки на разгорячение в самом начале и больше такое не повторялось. Наверно, это один из уроков благодати, который надо пройти, чтобы научиться отличать лукавые подмены перед тем, как молитва совлечется в сердце. 
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!