consensus patrum
10 Декабрь 2018, 21:24:04 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
Автор Тема: Молитва умная сердечная и внешняя созерцательная, сравнительный анализ  (Прочитано 2912 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 30 Июнь 2017, 16:29:27 »

Прочел интересную статью: Andrei Orlov, Alexander Golitzin. «MANY LAMPS ARE LIGHTENED FROM THE ONE»: PARADIGMS OF THE TRANSFORMATIONAL VISION IN THE MACARIAN HOMILIES, которую можно было бы обсудить в связи с заявленной темой.

В качестве отправной точки для обсуждения в статье рассматривается два примера: внешней созерцательной молитвы в Енох, 2 (написанного, по-видимому, в первом веке н.э. и сохранившегося в восточно-христианской среде в его славянском переводе http://old-ru.ru/03-50.html):

Цитировать
"И сказал Господь Михаилу: "Возьми Еноха, и сними с него земные одежды, и умасти елеем благим, и облачи в ризы славы". И снял Михаил одежды мои с меня, и умастил меня елеем благим. И вид <этого> елея ярче света великого, и умащение им — словно росой благой, и благоухание его подобно мирре, и лучи, от него <исходящие>, — как <лучи> солнечные. Оглядел же всего себя: стал я, как один из славных, и не было различия по виду".

И умной сердечной молитвы на примере "Метода молитвы и внимания" св. Симеона Нов. Богослова (СНБ) http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Methodus.htm:

Цитировать
"Сев в безмолвной келье и наедине в <каком-либо> одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе. Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева [вар. мой: устремляя к середине чрева, то есть пупу], то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь — о чудо! — непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения".

Авторы далее замечают:

Цитировать
"Очевидно, что эти два описания относятся к очень различным символическим мирам.

В первом, адепт, в его небесном путешествии, оказывается перед славным видом Господа, в сопровождении ангелов, которые извлекают посетителя из его земных одежд и помазывают его восхитительным маслом.

Во втором он проходит сквозь тьму и «непроницаемую плотность» во внутреннем путешествии в глубину своего сердца.

Тем не менее, что-то похожее узнаваемо в этих двух видениях. В обоих описаниях провидцы в конечном итоге приходят к одному и тому же результату - они видят себя сияющими, причем «полностью» светящимися. Тем не менее, видно, что в обоих случаях источник божественного света различен. В первом случае он приходит извне, а именно из славного облика Господа, символически изображаемый как ангельское помазание сияющим маслом. Светящееся масло, «покрывающее» адепта, служит дополнительной деталью, которая подчеркивает внешнюю природу светящейся метаморфозы провидца.

Важной особенностью второго случая, которая отличает его от первого, является «внутренняя» природа светящейся метаморфозы - освещение приходит изнутри, из тьмы души, исходя из открытого пространства в сердце провидца.

Эти два описания, разделенные тысячелетием, служат важными вехами долговременного богословского путешествия от внешнего трансформационного видения до его внутреннего аналога. В этом путешествии играет большую роль выдающаяся фигура сирийского отца, известная нам как Псевдо-Макарий. Цель этой статьи - изучить некоторые из его концепций, которые, на наш взгляд, играют определяющую роль в переходе от внешнего к внутреннему в трансформационных видениях восточной христианской традиции".
Далее статья посвящена той переходной роли, которую сыграл Макарий в этом переходе от внешнего к внутреннему созерцанию. Но интересна здесь и сама тема сравнения двух видов в созерцаний в контексте практики исихазма и в частности "Метода св. молитвы и внимания" прп. Симеона НБ


« Последнее редактирование: 30 Июнь 2017, 16:31:44 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #1 : 30 Июнь 2017, 17:35:37 »

Автор отмечает различие источника света в двух описаниях молитвы в сердце. В первом случае источник внешний в виде елея. а второй внутренний в сердце. В первом случае имхо говорится о том, что созерцание Света дается внешним источником - благодатью Духа. А во втором случае имхо говорится о том,  что Свет возникает не извне, а внутри сердца, и что сам ум сияет подобно свету.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить предостережения отцов, что если во время молитвы возникает свет. который виден в уме, как внешний светящийся объект, то такой свет имеет происхождение от лукавого. При созерцании Света Святой Троицы все становится Светом и сам ум становится  Светом, так что нет субъекта и объекта созерцания, внутреннего и внешнего.   
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 30 Июнь 2017, 18:47:37 »

Автор отмечает различие источника света в двух описаниях молитвы в сердце. В первом случае источник внешний в виде елея. а второй внутренний в сердце. В первом случае имхо говорится о том, что созерцание Света дается внешним источником - благодатью Духа. А во втором случае имхо говорится о том,  что Свет возникает не извне, а внутри сердца, и что сам ум сияет подобно свету.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить предостережения отцов, что если во время молитвы возникает свет. который виден в уме, как внешний светящийся объект, то такой свет имеет происхождение от лукавого. При созерцании Света Святой Троицы все становится Светом и сам ум становится  Светом, так что нет субъекта и объекта созерцания, внутреннего и внешнего.  

Замечание, имхо, хорошее. Но в данном случае к чему его можно отнести. К описанию этого видения в Енохе?

Здесь можно еще, имхо, выделить в Методе интересный контекст, который авторы статьи, на мой взгляд, не замечают. Здесь ранее в тексте процитирован "третий способ молитвы" по СНБ, правильный, но есть еще первый, внешний, который тоже правильный, -- если он следует за третьим, а не наоборот.

Первый способ молитвы вполне соответствует видениям небес у Еноха. Так что упрек к ним в том, что это внешнее созерцание, может быть справедлив не вполне, -- если он следует у Еноха за очищением сердца. Но Енох и описывается как "муж мудрый, великий книжник". Сыновьям он советует "укрепить сердце в страхе Божием" (начало очищения сердца), что может означать, что он вполне достоин первого способа созерцания по СНБ
« Последнее редактирование: 30 Июнь 2017, 18:52:48 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #3 : 30 Июнь 2017, 23:54:20 »

Автор отмечает различие источника света в двух описаниях молитвы в сердце. В первом случае источник внешний в виде елея. а второй внутренний в сердце. В первом случае имхо говорится о том, что созерцание Света дается внешним источником - благодатью Духа. А во втором случае имхо говорится о том,  что Свет возникает не извне, а внутри сердца, и что сам ум сияет подобно свету.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить предостережения отцов, что если во время молитвы возникает свет. который виден в уме, как внешний светящийся объект, то такой свет имеет происхождение от лукавого. При созерцании Света Святой Троицы все становится Светом и сам ум становится  Светом, так что нет субъекта и объекта созерцания, внутреннего и внешнего.  

Замечание, имхо, хорошее. Но в данном случае к чему его можно отнести. К описанию этого видения в Енохе?

Здесь можно еще, имхо, выделить в Методе интересный контекст, который авторы статьи, на мой взгляд, не замечают. Здесь ранее в тексте процитирован "третий способ молитвы" по СНБ, правильный, но есть еще первый, внешний, который тоже правильный, -- если он следует за третьим, а не наоборот.

Первый способ молитвы вполне соответствует видениям небес у Еноха. Так что упрек к ним в том, что это внешнее созерцание, может быть справедлив не вполне, -- если он следует у Еноха за очищением сердца. Но Енох и описывается как "муж мудрый, великий книжник". Сыновьям он советует "укрепить сердце в страхе Божием" (начало очищения сердца), что может означать, что он вполне достоин первого способа созерцания по СНБ
Замечание о предостережении отцов я упомянул не в связи с описанием созерцания света у Еноха, а просто в связи употреблением авторов терминов внешнее и внутреннее, которые могут привести к представлению, что Енох созерцал внешний свет. Наоборот,  в тексте Еноха говорится не о внешнем свете, а о внешней причине осияния Еноха - благодати Духа.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #4 : 01 Июль 2017, 00:12:44 »

Здесь можно еще, имхо, выделить в Методе интересный контекст, который авторы статьи, на мой взгляд, не замечают. Здесь ранее в тексте процитирован "третий способ молитвы" по СНБ, правильный, но есть еще первый, внешний, который тоже правильный, -- если он следует за третьим, а не наоборот.
Трудно согласиться, что первый и второй способы правильные. ведь прп.Симеон Новый Богослов дает им отрицательные оценки:

Цитировать
Итак, поскольку мы сказали, что внимание и молитва разделяются на три [части], следует разъяснить и свойства каждой из этих [частей], чтобы хотящий достичь жизни и желающий совершить <их> /потрудиться/, из этих различенных состояний твердо избрал лучшее, дабы, держа по неведению худшее, не упустить лучшего.
...О первой молитве ... Если же кому-то удастся избежать этих напастей благодаря общежительству (с отшельниками это случается), без преуспеяния тем самым они проходят всю жизнь.
...О второй молитве ...Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать о вреде ее. Впрочем, вторая настолько превосходит первую, насколько полнолунная ночь лучше беззвездной и беспросветной.
...О третьей молитве ... Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #5 : 01 Июль 2017, 00:36:11 »

Трудно согласиться, что первый и второй способы правильные. ведь прп. Симеон Новый Богослов дает им отрицательные оценки:

После третьего там способа написано:   

Цитировать

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину...

и далее объясняется почему
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #6 : 01 Июль 2017, 00:58:52 »

Трудно согласиться, что первый и второй способы правильные. ведь прп. Симеон Новый Богослов дает им отрицательные оценки:

После третьего там способа написано:   

Цитировать

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину...

и далее объясняется почему
Объяснение не придает первым двум методам молитвы статус правильных. В объяснении говорится, что прежде, чем приступать к безмолвию и созерцанию, надо пройти этап очищения и обрести сердечное место для молитвы. Такой порядок называется порядком по чину. А если же не следовать правильному чину, а устремляться к созерцанию с помощью первого и второго методов молитвы, то это приведет к прелести и ложному созерцанию, навеянному не Духом, а лукавыми духами.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #7 : 01 Июль 2017, 12:17:18 »

В объяснении говорится, что прежде, чем приступать к безмолвию и созерцанию, надо пройти этап очищения и обрести сердечное место для молитвы. Такой порядок называется порядком по чину.

Я так и написал:

первый, внешний тоже правильный -- если он следует за третьим, а не наоборот.

Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #8 : 01 Июль 2017, 13:25:14 »

В объяснении говорится, что прежде, чем приступать к безмолвию и созерцанию, надо пройти этап очищения и обрести сердечное место для молитвы. Такой порядок называется порядком по чину.

Я так и написал:

первый, внешний тоже правильный -- если он следует за третьим, а не наоборот.


Опять не могу согласиться. Если открылось сердце для молитвы и молитва обрела третий образ, то первый (внешний) образ молитвы не приемлем. потому что он вообще никогда не приемлем.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #9 : 01 Июль 2017, 13:35:38 »

прп.Симеон НБ о первой молитве:
Цитировать
"Свойства первой молитвы таковы. Когда кто-либо стоит на молитве и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, - он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом. Значит, если таковой человек станет безмолвствовать неисходно, то невозможно ему не сойти [с ума]. Если же он случайно и не впадет в эту страсть, то стяжать добродетели или достичь бесстрастия ему невозможно. Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же [рода].

Такой образ молитвы не приемлем никогда.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #10 : 01 Июль 2017, 13:37:47 »

Опять не могу согласиться. Если открылось сердце для молитвы и молитва обрела третий образ, то первый (внешний) образ молитвы не приемлем. потому что он вообще никогда не приемлем.

Здесь Вы, на мой взгляд, возражаете СНБ, который пишет:

Цитировать
ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину...

Но не будем долго спорить, зафиксируем разногласия, и будем обсуждать статью дальше, там еще много интересного
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #11 : 01 Июль 2017, 13:51:37 »

Далее авторы, в связи с заявленной темой, начинают обсуждать важный отрывок из второй Беседы Макария о том, что "Адам и Ева перед грехопадением были покрыты (ενδεδυμένοι) Божественной славой вместо одежды". Я в издании Макария Дунаевым не нашел точно такого отрывка, нашел только похожие упоминания, напр. на стр. 274:

Цитировать
"обманул через Еву Адама, к которому не мог подойти открыто из-за облекающей его славы"

Возможно, это авторы имели ввиду? Или кто-то найдет более точный отрывок?
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #12 : 01 Июль 2017, 15:52:21 »

Далее, я пока кратко пройдусь по основным ссылкам статьи, авторы приводят параллельную цитату из "150 глав" свт. Паламы https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/sto-pjatdesjat-glav-posvjashennyh-voprosam-estestvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/:

Цитировать
"66. Сжалившись над безобразием нашего естества, обнажившегося вследствие преступления [прародителей] от этого божественного озарения и сияния, Слово Божие по благоутробию милости Своей восприняло это естество и снова явило его на Фаворе избранным из учеников облаченным в более великую славу. Он показал, какими мы были некогда и какими будем через Него в будущем веке, если только здесь изберем, насколько то возможно [для нас], жизнь, сообразную Ему, как говорит Иоанн Златоуст.
67. И Адам до преступления [заповеди], будучи причастником этого божественного озарения и сияния, словно поистине облаченный в одеяние славы, не был наг и не являлся безобразным вследствие своей наготы, ибо был более украшен, если так можно сказать, чем те, которые [в здешнем мире] облачаются во многие золотые одеяния и украшаются диадемами со сверкающими камнями. Эти божественные озарение и благодать великий Павел называет нашим небесным жилищем, говоря: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетыми не оказаться нагими» (2Кор.5:2-3)"

Здесь "одеяние славы" первозданного Адама уже сравнивается с Фаворским Светом.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #13 : 01 Июль 2017, 16:17:34 »

Далее отсылка к Беседе 9  "Изъяснение видения прор. Иезекииля" -- о душе, ставшей престолом славы Божества:

Цитировать
"Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его и светом. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся — ликом, вся — оком; нет у нее ни одной части, не исполненной духовных очей света, то есть, [нет в ней] ничего омраченного, но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей и вся есть лик, не имея никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется ликом, потому что снизошла на нее и восседает неизреченная красота славы Господнего света."
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #14 : 01 Июль 2017, 18:38:08 »

Конечные выводы авторов подробно не привожу. Их интересует (традиционная для Орлова) тема связи еврейской апокалиптической литературы и позднехристианской. В частности в этой статье их интересует тема интериоризации видения славы Господней, превращения его из внешнего, как у Еноха, во внутреннее, как в Методе СНБ.

Тема, конечно, интересная с точки зрения обсуждения того, какие причины могут лежать в основе такой интериоризации от раннехристианских источников к позднехристианским исихастским. Но, на мой взгляд, несколько надуманная. Мистикой сердца, мистикой внутреннего христианства, полнится вся ветхозаветная литература (если, конечно, ее прочитывать в соответствующем ключе), и нет, на мой взгляд, каких-то особенных причин акцентировать внимание на подобной интериоризации в позднехристианскую эпоху.

Меня здесь больше интересует другая тема, которая отчетливо выделяется из подбора ключевых цитат статьи. Сияние славы внутреннего человека в Методе -- это сияние восстановленной природы падшего Адама (а также, возможно, сияние Фаворского Света). Это довольно-таки фундаментальный вывод с точки зрения описания последовательности различных аскетических этапов, и его интересно было бы здесь обсудить
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #15 : 01 Июль 2017, 20:15:05 »

Сияние славы внутреннего человека в Методе -- это сияние восстановленной природы падшего Адама (а также, возможно, сияние Фаворского Света). Это довольно-таки фундаментальный вывод с точки зрения описания последовательности различных аскетических этапов, и его интересно было бы здесь обсудить

Макарий , по моему, отчетливо пишет о тожестве славы внутреннего человека и славы Духа (то есть Фаворского Света) в Беседе 5. 19-20:

19. Посему, в какой мере всякий из нас должен веровать, подвизаться, стараться о житии во всех отношениях добродетельном, и ожидать с упованием и великим терпением, что ныне еще сподобится приять он внутрь души своей силу с небес и славу Святого Духа, чтобы тогда, по разрушении тел, иметь нам, что облекло и оживотворило бы нас? «Аще точию» облечемся, как сказано, «не нази обрящемся», и: «оживотворит мертвенная телеса наша, живущим Духом Его в нас». Блаженный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лице его, так что ни один человек не мог взирать на оное, показал нам образ, как в воскресение праведных прославлены будут тела святых тою славою, какую души святых и верных здесь еще сподобляются иметь внутри себя – во внутреннем человеке. Ибо сказано: «мы вси откровенным лицем», то есть внутренним человеком, «славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Тот же Моисей, как написано, «четыредесять дней, и четыредесять нощей хлеба не яде, и воды не пи» (Исх. 34:28); но телесной природе невозможно было бы прожить столько времени без хлеба, если бы она не приобщалась другой духовной пищи; и сей-то пищи души святых еще ныне невидимо приобщаются от Духа.

20. Посему, блаженный Моисей в двух образах показал нам, какую славу света и какое умное услаждение Духа будут иметь истинные христиане в воскресении, еще и ныне сподобляясь оных тайн; почему, обнаружатся тогда оные и на телах их. Ибо, как сказано уже прежде, какую славу ныне еще имеют святые в душах, такою и обнаженные тела их покроются и облекутся, и будут восхищены на небеса; и тогда уже и телом и душею во веки будем упокоеваться с Господом во царствии. Бог, сотворив Адама, не устроил ему телесных крыл, как птицам, но уготовал ему крыла Святого Духа, то есть крыла, которые даст ему в воскресении, чтобы подняли и восхитили его, куда угодно Духу. Сии-то крыла еще ныне сподобляются иметь души святых, воспаряющие умом к небесному мудрствованию. Ибо у христиан другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение, иной образ мыслей; почему и лучше они всех людей. Силу же всего этого еще ныне сподобляются они во внутренность души своей принимать чрез Духа Святого; почему, в воскресение и тела их сподобятся вечных оных духовных благ, и причастны будут той славы, каковой опыты еще ныне изведали души их.


« Последнее редактирование: 01 Июль 2017, 20:17:08 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #16 : 01 Июль 2017, 21:12:00 »

Вот, еще из Бесед, 15. 36 (тут практически прямо о Фаворском Свете):

Как тело Господа, когда восшел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божескую славу и в бесконечный свет: так и тела Святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла на теле Христовом: так, подобно сему, и во Святых внутри сущая сила Христова в оный день будет преизливаться во вне – на тела их; потому что еще ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и Святяй, и освящаемии от единаго» (Евр. 2:11); и: «славу, юже дал еси Мне, дах им» (Иоан. 17:22). Как одним огнем зажигаются многие светильники: так необходимо и телам Святых – сим членам Христовым соделаться одним и тем же с Самим Христом.



Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #17 : 01 Июль 2017, 21:44:24 »

Макарий , по моему, отчетливо пишет о тожестве славы внутреннего человека и славы Духа (то есть Фаворского Света)

Да, вроде все правильно, но если Фаворский Свет -- это сияние восстановленной природы падшего Адама, то это еще не обожение (так и у МИ тоже, который восстановление-обожение связывает с диадой спасение-обожение). Так как восстановление и обожение -- это разные стадии. После восстановления еще много разных стадий. Воостановление прп. Каллист называет Духом обновления и так пишет о нем в 5 Слове:

Цитировать
"Так обновляется человек Духом обновления , благодать Духа, вдунутую в Адама , и из-за непослушания и неверия оставившую его, получающий снова через веру и повиновение Богу Слову и в прошлом оставляющую неразумное его побуждение, чтобы не было необходимости [человеку], имеющему природу [страждущую] оставлением Святого Духа, снова обновляться пришествием и вдуновением Его и через это возвращаться к бесстрастию и богообщению. С этого времени совершаются подобающие Богу служения и поклонения в Святом Духе..."
и т. д., далее еще много стадий.

Значит, между Фаворским Светом и обожением далее еще вполне определенная большая дистанция (хотя опять можно вернуться к той логике, что обожение и начатки обожения -- это в определенном смысле одно и то же, что отчасти приведенная ранее цитата из Паламы и подтверждает). Такой вывод здесь напрашивается, и он достаточно ответственный.

Кроме того, и описание третьего способа в Методе наводит на мысль, что если о Фаворском Свете здесь уже можно пытаться говорить, то об обожении говорить еще совсем рано
« Последнее редактирование: 01 Июль 2017, 21:54:05 от Евгений » Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #18 : 01 Июль 2017, 22:13:41 »

вот ещё о внутреннем человеке цитата из Григория Нисского толкование на Мф.5.8 (О блаженствах, Слово 6 ):

Но смысл сказанного о блаженстве не ограничивается только тем, что по какому либо действию можно делать подобные заключения о действующем. Ибо и мудрым века сего доступно, может быть по устройству мира, постижение превысшей премудрости и силы. Но величие блаженства, кажется мне, иное преподает в совет способному сие принять, чтобы увидеть желаемое. Представившаяся же мне мысль объяснится примерами. В человеческой телесной жизни здоровье есть некое благо, но блаженно не то, чтобы знать только, что такое здоровье, но чтобы жить в здравии. Ибо если кто, слагая похвалу здоровью, приметь в себя доставляющую худые соки и вредную для здоровья пищу, то, угнетаемый недугами, какую пользу получит он от похвал здоровью? Посему так будем разуметь и предложенное слово, а именно, что Господь, не знать что либо о Боге, но иметь в себе Бога, называет блаженством, ибо «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят». Но не как зрелище какое, кажется мне. пред лице очистившему душевное око, предлагается Бог; напротив того высота сего изречения, может быть, представляет нам тоже, что открытее изложило Слово, другим сказав: «царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21), чтобы научились мы из сего, что очистивший сердце свое от всякой твари и от страстного расположения, в собственной своей лепоте усматриваете» образ Божия естества. И мне кажется, что в немногом, что изрекло, такой совет заключает Слово: все вы, о человеки, в ком только есть какое либо вожделение воззреть на истинно благое, когда слышите, что Божие велелепие превыше небес и слава Божия неизъяснима, и лепота неизглаголанна, и естество невместимо, не впадайте в безнадежность, будто бы невозможно увидеть желаемое. Ибо в тебе вместимая для тебя мера постижения Бога, Который так тебя создал, немедленно осуществив в естестве таковое благо; потому что в составе твоем отпечатлел подобия благ собственного Своего естества, как будто на каком воску напечатлел резные изображения. Но порок, смыв боговидные черты, бесполезным соделал благо, закрытое гнусными покровами. Посему, если рачительною жизнью опять смоешь нечистоту, налегшую на твоем сердце, то воссияет в тебе боговидная лепота. Как это бывает с железом, когда точильным камнем сведена с него ржавчина; недавно быв черным, при солнце мещет оно от себя какие-то лучи, и издает блеск: так и внутренний человек, которого Господь именует сердцем, когда очищена будет ржавчина нечистоты, появившаяся на его образе от дурной любви, снова восприимет на себя подобие первообраза, и будет добрым; потому что подобное добру, без сомнения, добро. Посему, кто видит себя, тот в себе видит и вожделеваемое; и таким образом чистый сердцем делается блажен, потому что, смотря на собственную чистоту, в этом образе усматривает первообраз. Ибо как те, которые видят солнце в зеркале, хотя не устремляют взора на самое небо, однако же усматривают солнце в сиянии зеркала не меньше тех, которые смотрят и на самый круг солнца; так и вы, говорит Господь, хотя не имеете сил усмотреть света, но, если возвратитесь к той благодати образа, какая сообщена была вам в начале, то в себе имеете искомое. Ибо чистота, бесстрастие, отчуждение от всякого зла есть Божество. Посему, ежели есть в тебе это, то, без сомнения, в тебе Бог, когда помысел твой чист от всякого порока, свободен от страстей и далек от всякого осквернения, ты блажен по своей острозрительности; потому что, очистившись, усмотрел незримое для не очистившихся, и отъяв вещественную мглу от душевных очей, в чистом небе сердца ясно видишь блаженное зрелище. Что же именно? Чистоту, святость, простоту и все подобные светоносные отблески Божия естества, в которых видим Бог.



Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #19 : 01 Июль 2017, 23:27:25 »



Бог, сотворив Адама, не устроил ему телесных крыл, как птицам, но уготовал ему крыла Святого Духа, то есть крыла, которые даст ему в воскресении, чтобы подняли и восхитили его, куда угодно Духу. Сии-то крыла еще ныне сподобляются иметь души святых, воспаряющие умом к небесному мудрствованию.

Интересно, что Макарий Великий не говорит, как Палама, что Адаму было ведомо созерцание славы Света Святой Троицы, но говорит что Бог уготовил для него крылья Святого Духа, на которых Адам мог взлететь к Богу, но не взлетел.  И Григорий Богослов также полагает, что  древом познания добра и зла было созерцание невидимого мира, которого Адаму не следовало вкушать прежде времени. Подобно тому, как нам отцы запрещают вкушать созерцание прежде очищения от страстей, так и Адаму было сказано не вкушать созерцание прежде достижения меры познания других деревьев райского сада. И поскольку Адам по методу первой молитвы (по Симеону НБ) начал воображать в уме Бога и плоды созерцания, то он и попался на лукавые помыслы дьявола. Потому отцы и запрещают созерцать прежде обретения молитвы в сердце, которая дается благодатью не ранее умаления страстей и меры добродетели.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #20 : 02 Июль 2017, 00:10:12 »

Цитировать
Макарий , по моему, отчетливо пишет о тожестве славы внутреннего человека и славы Духа (то есть Фаворского Света)
Значит, между Фаворским Светом и обожением далее еще вполне определенная большая дистанция (хотя опять можно вернуться к той логике, что обожение и начатки обожения -- это в определенном смысле одно и то же, что отчасти приведенная ранее цитата из Паламы и подтверждает). Такой вывод здесь напрашивается, и он достаточно ответственный.

Согласен с вашим выводом. Между ступенью первого вкушения Света и ступенью совершенства  исихаст пребывает в круговых движениях ума между естественным и сверхъестественным созерцаниями подобно ангелам и как бы водит хоровод вокруг Бога (Ареопагит):

"Круговым же это движение представляется потому, что оно возвратное и совершается около Него. Так, мышлением самого себя и Того, Кто прежде него, от Кого он воссиял, поскольку Богом ведь, захотевшим это, он был произведен, он будет вращаться вокруг Него, чтобы не сказать вокруг стремления и любви к Богу, словно около центра. ... Итак, существует и в природе каждого из умов двоякое движение — стремление к Богу и круговой около Него, как около центра, хоровод, — как бы по окружности вокруг точки, то есть центра, от которого она образовалась. ... А что он сказал, что первые небесные силы хороводят непосредственно вокруг Бога, как не имеющие перед собой ничего иного, показывает, что вторые и третьи, то есть воспринимаемые чувствами, водят хороводы, как сказано, по своей мере, имея посредниками тех, кто перед ними около Бога".
 (схолия)
« Последнее редактирование: 02 Июль 2017, 00:13:14 от Neovitos » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #21 : 02 Июль 2017, 12:12:44 »

Интересно, что Макарий Великий не говорит, как Палама, что Адаму было ведомо созерцание славы Света Святой Троицы, но говорит что Бог уготовил для него крылья Святого Духа, на которых Адам мог взлететь к Богу, но не взлетел.  И Григорий Богослов также полагает, что  древом познания добра и зла было созерцание невидимого мира, которого Адаму не следовало вкушать прежде времени. Подобно тому, как нам отцы запрещают вкушать созерцание прежде очищения от страстей, так и Адаму было сказано не вкушать созерцание прежде достижения меры познания других деревьев райского сада. И поскольку Адам по методу первой молитвы (по Симеону НБ) начал воображать в уме Бога и плоды созерцания, то он и попался на лукавые помыслы дьявола. Потому отцы и запрещают созерцать прежде обретения молитвы в сердце, которая дается благодатью не ранее умаления страстей и меры добродетели.

Имхо, в этом рассуждении имплицитно присутствует сравнение ситуации первозданного Адама с ситуацией подвижника прежде очищения его от страстей. Но это совсем иная ситуация, так как у Адама до падения никаких страстей не было.

Подвижнику по причине страстей, действительно, не следует переходить к созерцанию божественного прежде их очищения. Следует заниматься естественным созерцанием (в молитве) и ждать предочищения от Духа. Таков для него -- после грехопадения -- естественный порядок духовного роста.

А Адаму, наоборот, по причине его чистоты следовало приступать именно к созерцанию божественного прежде естественного созерцания тварного, а вместо этого он устремился в тварное и пал, нарушив свой, естественный до грехопадения, порядок.

Но это все прямо не относится к нашему обсуждению. Просто замечания по ходу
« Последнее редактирование: 02 Июль 2017, 12:22:39 от Евгений » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #22 : 02 Июль 2017, 12:21:56 »

Цитировать
Макарий , по моему, отчетливо пишет о тожестве славы внутреннего человека и славы Духа (то есть Фаворского Света)
Значит, между Фаворским Светом и обожением далее еще вполне определенная большая дистанция (хотя опять можно вернуться к той логике, что обожение и начатки обожения -- это в определенном смысле одно и то же, что отчасти приведенная ранее цитата из Паламы и подтверждает). Такой вывод здесь напрашивается, и он достаточно ответственный.

Согласен с вашим выводом. Между ступенью первого вкушения Света и ступенью совершенства  исихаст пребывает в круговых движениях ума между естественным и сверхъестественным созерцаниями подобно ангелам и как бы водит хоровод вокруг Бога (Ареопагит):

"Круговым же это движение представляется потому, что оно возвратное и совершается около Него. Так, мышлением самого себя и Того, Кто прежде него, от Кого он воссиял, поскольку Богом ведь, захотевшим это, он был произведен, он будет вращаться вокруг Него, чтобы не сказать вокруг стремления и любви к Богу, словно около центра. ... Итак, существует и в природе каждого из умов двоякое движение — стремление к Богу и круговой около Него, как около центра, хоровод, — как бы по окружности вокруг точки, то есть центра, от которого она образовалась. ... А что он сказал, что первые небесные силы хороводят непосредственно вокруг Бога, как не имеющие перед собой ничего иного, показывает, что вторые и третьи, то есть воспринимаемые чувствами, водят хороводы, как сказано, по своей мере, имея посредниками тех, кто перед ними около Бога".
 (схолия)


Да, хорошая цитата по теме. Вкушение от Света -- это, наверно, стадия рождения от Духа. А Фаворский Свет (как слава первозданного Адама) где-то посередине между этой стадией и вхождением во внутритроичную жизнь
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #23 : 02 Июль 2017, 19:57:06 »

отделил обсуждения моего вопроса о присном движении окрест Бога в отдельную ветку http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1327.0

PS возвратил в исходную ветку два сообщения Евгения, которые по ошибке отделил в новую ветку. теперь всё в порядке, прошу простить за беспокойство
« Последнее редактирование: 02 Июль 2017, 20:17:03 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #24 : 02 Июль 2017, 20:14:40 »

Интересно, что Макарий Великий не говорит, как Палама, что Адаму было ведомо созерцание славы Света Святой Троицы, но говорит что Бог уготовил для него крылья Святого Духа, на которых Адам мог взлететь к Богу, но не взлетел.  И Григорий Богослов также полагает, что  древом познания добра и зла было созерцание невидимого мира, которого Адаму не следовало вкушать прежде времени. Подобно тому, как нам отцы запрещают вкушать созерцание прежде очищения от страстей, так и Адаму было сказано не вкушать созерцание прежде достижения меры познания других деревьев райского сада. И поскольку Адам по методу первой молитвы (по Симеону НБ) начал воображать в уме Бога и плоды созерцания, то он и попался на лукавые помыслы дьявола. Потому отцы и запрещают созерцать прежде обретения молитвы в сердце, которая дается благодатью не ранее умаления страстей и меры добродетели.

Имхо, в этом рассуждении имплицитно присутствует сравнение ситуации первозданного Адама с ситуацией подвижника прежде очищения его от страстей. Но это совсем иная ситуация, так как у Адама до падения никаких страстей не было.

Подвижнику по причине страстей, действительно, не следует переходить к созерцанию божественного прежде их очищения. Следует заниматься естественным созерцанием (в молитве) и ждать предочищения от Духа. Таков для него -- после грехопадения -- естественный порядок духовного роста.

А Адаму, наоборот, по причине его чистоты следовало приступать именно к созерцанию божественного прежде естественного созерцания тварного, а вместо этого он устремился в тварное и пал, нарушив свой, естественный до грехопадения, порядок.

Но это все прямо не относится к нашему обсуждению. Просто замечания по ходу
Евгений, согласен. что между состоянием Адама и состоянием подвижника до очищения есть разница. Один уже чист. а другому предстоит очищение. Но общим для них является отсутствие навыка в добродетели. А без этого навыка приступать к созерцанию умопостигаемого запрещено. Адаму предстояло обрести навык в доброделании, а подвижнику - в борьбе со страстями и тоже в доброделании. Кроме этого обоим необходимо обрести начальное ведение о Боге и начальное духовное рассуждение, без которых легко стать жертвой лукавых помыслов. Чистота Адама не была навыком чистоты, а всего лишь неустойчивым исходным  состоянием. И это не мое мнение, а Григория Богослова и Григория Паламы (150 глав):

"49. То, что прародителям [нашим] было совсем не полезно вкушать от того древа, показывает говорящий: «Древо сие, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно могут приступать только наиболее совершенные в навыке [доброделания], но не хорошо оно для еще простых и неумеренных в своем желании; подобно тому как и совершенная пища неполезна для слабых и нуждающихся в молоке» [152].  Впрочем, если кто не желает толковать это древо и вкушение от него в духовном смысле [153], то есть как созерца{стр. 101}ние, то, я думаю, не очень тяжело понять, что такая пища не была полезна для них, еще несовершенных. Ибо мне кажется, что это древо и соответственно чувству было приятнейшим на вид из [всех] тех райских деревьев, а [плод его] — сладчайшим на вкус. А сладчайшая по ощущению пища не является подлинно и во всех отношениях хорошей, она — не всегда и не для всех хороша. Но для тех, которые умеют ею пользоваться так, чтобы не быть ею порабощенными, [вкушать ее] тогда, когда необходимо, насколько необходимо и во славу Создавшего ее, она хороша; для тех же, которые не умеют ею так пользоваться, она не идет во благо. Поэтому, как я полагаю, это древо и названо было деревом познания добра и зла (Быт. 2, 17) [154]. 

В этой связи. полагаю. надо уточнить, что имел ввиду Григорий Палама, когда говорил о светоносных одеждах прародителей. Согласно двум Григориям Адам и Ева не были вонесены к единению и не были одеты в те крылья Духа, о которых говорит Макарий. Они могли видеть Славу Господа со стороны, как видели ее апостолы на Фаворе. не будучи сами возенесены к Свету. Также видел Славу и Мотовилов, когда Серафим Саровский возносился Духом к единению со Светом. И это видение Света Господа со стороны тоже есть благодатный дар, которым Господь одевал Адама и Еву.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #25 : 02 Июль 2017, 20:39:42 »


Цитировать
Вкушение от Света -- это, наверно, стадия рождения от Духа. А Фаворский Свет (как слава первозданного Адама) где-то посередине между этой стадией и вхождением во внутритроичную жизнь
Пожалуй, прежде надо уточнить, что понимается под словами "Фаворский Свет". Имхо надо различать видение Света в состоянии бытия Светом в единении со Светом Святой Троицы от состояния видения Света подобно апостолам на Фаворе. Природа Света одна и таже, но ее проявление разное, В первом случае видение Света как Он есть, а во втором - видение отражения Света  в тех. кто становится Светом. И второе видение соответствует видению Света ангелами средних и низших чинов, которые по иерархии Ареопагита не способны видеть Свет непосредственно, но видят его как вторичное отражение от Серафимов. Для человека это соответсствует чистой молитве. в которой Божественный свет может созерцаться не как простая единица, а как единовидное, но сложное созерцание образов пророков Илии и Моисея и образа Господа во Славе.    

Что такое рождение от Духа? Это имхо и Крещение, и обретение сердченой молитвы и Христа в сердце, и восхождение к созерцанию умопостигаемого в Духе, и вознесение к созерцанию Света. И каждое из этих знаменательных действий Духа отцы называют рождением заново от Духа. И имхо давайте уточним, что именно вы имеется ввиду под рождением от Духа?
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2334



« Ответ #26 : 02 Июль 2017, 20:50:30 »

Имхо надо различать видение Света в состоянии бытия Светом в единении со Светом Святой Троицы от состояния видения Света подобно апостолам на Фаворе. Природа Света одна и таже, но ее проявление разное, В первом случае видение Света как Он есть, а во втором - видение отражения Света  в тех. кто становится Светом. И второе видение соответствует видению Света ангелами средних и низших чинов, которые по иерархии Ареопагита не способны видеть Свет непосредственно, но видят его как вторичное отражение от Серафимов. Для человека это соответсствует чистой молитве. в которой Божественный свет может созерцаться не как простая единица, а как единовидное, но сложное созерцание образов пророков Илии и Моисея и образа Господа во Славе.    

похоже, именно это (второе) состояние описывал Григорий Нисский в цитате, которую я приводил выше http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1326.msg19860#msg19860
« Последнее редактирование: 02 Июль 2017, 20:56:21 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Сергий
Постоялец
***
Offline Offline

Сообщений: 114


« Ответ #27 : 04 Июль 2017, 19:07:01 »

Опять разговор о Фаворском свете, как о некой "таинственной" энергии от Бога по типу электромагнитной, Которую можно "видеть", и Которая может воздействовать иным образом.

Поймите, святые говорят об этом иносказательно и прикровенно, и при этом скромно и смиренно, чтобы не возвыситься над братьями, как если бы они изложили суть простым языком и реально все называя своими именами. Поэтому и выбран иносказательный, возвышенный и смиренный стиль прикровенного изложения, понятный только для опытных и посвященных, которые наверняка прошли длительный этап устного обучения.
Ну, вот всем известный текст.

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, Мар.9,2; Лук.9,28
2 и преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
Это начало помысла-посыла от Бога об Иисусе.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
Это продолжение помысла-посыла от Бога об Иисусе.
4 При этом Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Это неприятие апостолами в их уме помысла-посыла Бога об Иисусе.
5 Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Втор.18,15; Мат.3,17; Лук.3,22
Это усиление и разъяснение новым и явным помыслом-посылом Бога об Иисусе.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Все вместе это явление Бога уму в виде Фаворского света УМА, а не очей.

О чем это? Это иносказательное описание ПРОЦЕССА ОЗАРЕНИЯ ИСТИНОЙ о Боге ума человека.
Фаворский свет - это свет истины о Боге в уме человека, то есть истины его веры.
Но истина всегда конкретна. Нет просто абстрактной истины, и нет абстрактного Фаворского света. Истина, явленная Богом на Фаворе апостолам - это вполне конкретная истина, озарившая их ум из СИЯЮЩЕГО мрака облака, разрывающего неведение словами внезапного помысла истины, о том что Иисус есть Сын Божий. Эта истина, возникающая в уме от Бога и о Боге, и есть видение Фаворского света ИСТИНЫ умом.
Все. Более ничего.

Понятно, что святые, явно не возгордясь, не могут писать о подобном своем опыте ОТКРЫТО, и поэтому для описания такого своего состояния ума, познающего истины от Бога приходящие, выбирают иносказательное выражение этого процесса в виде слов о видимом ими Фаворском свете.

Да, кстати, в от Луки есть замечательный ключ к Фаворскому чуду:
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двоих мужчин, стоявших с Ним. 2 Пет.1,16
Именно, что озарения ума человека от Бога, то есть Фаворский свет, приходят в тонком сне и в момент пробуждения ...
« Последнее редактирование: 04 Июль 2017, 19:11:14 от Сергий » Записан

Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно существует… Х.А. Миних
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #28 : 04 Июль 2017, 22:10:10 »

Опять разговор о Фаворском свете, как о некой "таинственной" энергии от Бога по типу электромагнитной, Которую можно "видеть", и Которая может воздействовать иным образом.

Поймите, святые говорят об этом иносказательно и прикровенно, и при этом скромно и смиренно, чтобы не возвыситься над братьями, как если бы они изложили суть простым языком и реально все называя своими именами. Поэтому и выбран иносказательный, возвышенный и смиренный стиль прикровенного изложения, понятный только для опытных и посвященных, которые наверняка прошли длительный этап устного обучения.
Ну, вот всем известный текст.

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, Мар.9,2; Лук.9,28
2 и преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
Это начало помысла-посыла от Бога об Иисусе.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
Это продолжение помысла-посыла от Бога об Иисусе.
4 При этом Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Это неприятие апостолами в их уме помысла-посыла Бога об Иисусе.
5 Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Втор.18,15; Мат.3,17; Лук.3,22
Это усиление и разъяснение новым и явным помыслом-посылом Бога об Иисусе.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Все вместе это явление Бога уму в виде Фаворского света УМА, а не очей.

О чем это? Это иносказательное описание ПРОЦЕССА ОЗАРЕНИЯ ИСТИНОЙ о Боге ума человека.
Фаворский свет - это свет истины о Боге в уме человека, то есть истины его веры.
Но истина всегда конкретна. Нет просто абстрактной истины, и нет абстрактного Фаворского света. Истина, явленная Богом на Фаворе апостолам - это вполне конкретная истина, озарившая их ум из СИЯЮЩЕГО мрака облака, разрывающего неведение словами внезапного помысла истины, о том что Иисус есть Сын Божий. Эта истина, возникающая в уме от Бога и о Боге, и есть видение Фаворского света ИСТИНЫ умом.
Все. Более ничего.

Понятно, что святые, явно не возгордясь, не могут писать о подобном своем опыте ОТКРЫТО, и поэтому для описания такого своего состояния ума, познающего истины от Бога приходящие, выбирают иносказательное выражение этого процесса в виде слов о видимом ими Фаворском свете.

Да, кстати, в от Луки есть замечательный ключ к Фаворскому чуду:
32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двоих мужчин, стоявших с Ним. 2 Пет.1,16
Именно, что озарения ума человека от Бога, то есть Фаворский свет, приходят в тонком сне и в момент пробуждения ...
Сергий, здесь я с вами не соглашусь. В Евангелии описывается видение апостолами славы Господа подобно видению славы прп.Серафима Саровского Мотовиловым. Тонкий сон, туман, образы Илии и Моисея - это все созерцание в тропосе чистой молитвы. Да, Свет - это не электромагнитые волны и когда человек созерцает Свет, то другой не может видеть преображение созерцающего. Но Господь может восхитить ум стороннего наблюдателя к видению сияния славы как бы со стороны. Это подробно комментирует Палама. Об этом также пишет и Антоний Сурожский, который тоже поначалу полагал, что Свет можно видеть только во Свете, но потом убедился опытно в обратном.
Ваше предположение о смирении апостолов  и символическом описании видения ими Света весьма интересно, но маловероятно. Максим, комментируя в богословских главах фаворское явление Света во Господе  и слова апостола о трех кущах для Илии, Моисея и Господа, говорит о кущах, как о трех необходимых навыках для спасения, которые предстоит всем обрести - ведение, добродетель и богословская мудрость. Этому Господь хотел научить апостолов на Фаворе и они восприняли Его посыл. Вы же говорите об обратном и теряется смысл Евангельского благовестия.
Записан
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!