consensus patrum
19 Март 2024, 09:11:33 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
Автор Тема: Молитва умная сердечная и внешняя созерцательная, сравнительный анализ  (Прочитано 15982 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« : 30 Июнь 2017, 16:29:27 »

Прочел интересную статью: Andrei Orlov, Alexander Golitzin. «MANY LAMPS ARE LIGHTENED FROM THE ONE»: PARADIGMS OF THE TRANSFORMATIONAL VISION IN THE MACARIAN HOMILIES, которую можно было бы обсудить в связи с заявленной темой.

В качестве отправной точки для обсуждения в статье рассматривается два примера: внешней созерцательной молитвы в Енох, 2 (написанного, по-видимому, в первом веке н.э. и сохранившегося в восточно-христианской среде в его славянском переводе http://old-ru.ru/03-50.html):

Цитировать
"И сказал Господь Михаилу: "Возьми Еноха, и сними с него земные одежды, и умасти елеем благим, и облачи в ризы славы". И снял Михаил одежды мои с меня, и умастил меня елеем благим. И вид <этого> елея ярче света великого, и умащение им — словно росой благой, и благоухание его подобно мирре, и лучи, от него <исходящие>, — как <лучи> солнечные. Оглядел же всего себя: стал я, как один из славных, и не было различия по виду".

И умной сердечной молитвы на примере "Метода молитвы и внимания" св. Симеона Нов. Богослова (СНБ) http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Methodus.htm:

Цитировать
"Сев в безмолвной келье и наедине в <каком-либо> одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе. Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева [вар. мой: устремляя к середине чрева, то есть пупу], то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь — о чудо! — непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения".

Авторы далее замечают:

Цитировать
"Очевидно, что эти два описания относятся к очень различным символическим мирам.

В первом, адепт, в его небесном путешествии, оказывается перед славным видом Господа, в сопровождении ангелов, которые извлекают посетителя из его земных одежд и помазывают его восхитительным маслом.

Во втором он проходит сквозь тьму и «непроницаемую плотность» во внутреннем путешествии в глубину своего сердца.

Тем не менее, что-то похожее узнаваемо в этих двух видениях. В обоих описаниях провидцы в конечном итоге приходят к одному и тому же результату - они видят себя сияющими, причем «полностью» светящимися. Тем не менее, видно, что в обоих случаях источник божественного света различен. В первом случае он приходит извне, а именно из славного облика Господа, символически изображаемый как ангельское помазание сияющим маслом. Светящееся масло, «покрывающее» адепта, служит дополнительной деталью, которая подчеркивает внешнюю природу светящейся метаморфозы провидца.

Важной особенностью второго случая, которая отличает его от первого, является «внутренняя» природа светящейся метаморфозы - освещение приходит изнутри, из тьмы души, исходя из открытого пространства в сердце провидца.

Эти два описания, разделенные тысячелетием, служат важными вехами долговременного богословского путешествия от внешнего трансформационного видения до его внутреннего аналога. В этом путешествии играет большую роль выдающаяся фигура сирийского отца, известная нам как Псевдо-Макарий. Цель этой статьи - изучить некоторые из его концепций, которые, на наш взгляд, играют определяющую роль в переходе от внешнего к внутреннему в трансформационных видениях восточной христианской традиции".
Далее статья посвящена той переходной роли, которую сыграл Макарий в этом переходе от внешнего к внутреннему созерцанию. Но интересна здесь и сама тема сравнения двух видов в созерцаний в контексте практики исихазма и в частности "Метода св. молитвы и внимания" прп. Симеона НБ


« Последнее редактирование: 30 Июнь 2017, 16:31:44 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #1 : 30 Июнь 2017, 17:35:37 »

Автор отмечает различие источника света в двух описаниях молитвы в сердце. В первом случае источник внешний в виде елея. а второй внутренний в сердце. В первом случае имхо говорится о том, что созерцание Света дается внешним источником - благодатью Духа. А во втором случае имхо говорится о том,  что Свет возникает не извне, а внутри сердца, и что сам ум сияет подобно свету.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить предостережения отцов, что если во время молитвы возникает свет. который виден в уме, как внешний светящийся объект, то такой свет имеет происхождение от лукавого. При созерцании Света Святой Троицы все становится Светом и сам ум становится  Светом, так что нет субъекта и объекта созерцания, внутреннего и внешнего.   
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #2 : 30 Июнь 2017, 18:47:37 »

Автор отмечает различие источника света в двух описаниях молитвы в сердце. В первом случае источник внешний в виде елея. а второй внутренний в сердце. В первом случае имхо говорится о том, что созерцание Света дается внешним источником - благодатью Духа. А во втором случае имхо говорится о том,  что Свет возникает не извне, а внутри сердца, и что сам ум сияет подобно свету.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить предостережения отцов, что если во время молитвы возникает свет. который виден в уме, как внешний светящийся объект, то такой свет имеет происхождение от лукавого. При созерцании Света Святой Троицы все становится Светом и сам ум становится  Светом, так что нет субъекта и объекта созерцания, внутреннего и внешнего.  

Замечание, имхо, хорошее. Но в данном случае к чему его можно отнести. К описанию этого видения в Енохе?

Здесь можно еще, имхо, выделить в Методе интересный контекст, который авторы статьи, на мой взгляд, не замечают. Здесь ранее в тексте процитирован "третий способ молитвы" по СНБ, правильный, но есть еще первый, внешний, который тоже правильный, -- если он следует за третьим, а не наоборот.

Первый способ молитвы вполне соответствует видениям небес у Еноха. Так что упрек к ним в том, что это внешнее созерцание, может быть справедлив не вполне, -- если он следует у Еноха за очищением сердца. Но Енох и описывается как "муж мудрый, великий книжник". Сыновьям он советует "укрепить сердце в страхе Божием" (начало очищения сердца), что может означать, что он вполне достоин первого способа созерцания по СНБ
« Последнее редактирование: 30 Июнь 2017, 18:52:48 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #3 : 30 Июнь 2017, 23:54:20 »

Автор отмечает различие источника света в двух описаниях молитвы в сердце. В первом случае источник внешний в виде елея. а второй внутренний в сердце. В первом случае имхо говорится о том, что созерцание Света дается внешним источником - благодатью Духа. А во втором случае имхо говорится о том,  что Свет возникает не извне, а внутри сердца, и что сам ум сияет подобно свету.
Здесь, пожалуй, уместно напомнить предостережения отцов, что если во время молитвы возникает свет. который виден в уме, как внешний светящийся объект, то такой свет имеет происхождение от лукавого. При созерцании Света Святой Троицы все становится Светом и сам ум становится  Светом, так что нет субъекта и объекта созерцания, внутреннего и внешнего.  

Замечание, имхо, хорошее. Но в данном случае к чему его можно отнести. К описанию этого видения в Енохе?

Здесь можно еще, имхо, выделить в Методе интересный контекст, который авторы статьи, на мой взгляд, не замечают. Здесь ранее в тексте процитирован "третий способ молитвы" по СНБ, правильный, но есть еще первый, внешний, который тоже правильный, -- если он следует за третьим, а не наоборот.

Первый способ молитвы вполне соответствует видениям небес у Еноха. Так что упрек к ним в том, что это внешнее созерцание, может быть справедлив не вполне, -- если он следует у Еноха за очищением сердца. Но Енох и описывается как "муж мудрый, великий книжник". Сыновьям он советует "укрепить сердце в страхе Божием" (начало очищения сердца), что может означать, что он вполне достоин первого способа созерцания по СНБ
Замечание о предостережении отцов я упомянул не в связи с описанием созерцания света у Еноха, а просто в связи употреблением авторов терминов внешнее и внутреннее, которые могут привести к представлению, что Енох созерцал внешний свет. Наоборот,  в тексте Еноха говорится не о внешнем свете, а о внешней причине осияния Еноха - благодати Духа.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #4 : 01 Июль 2017, 00:12:44 »

Здесь можно еще, имхо, выделить в Методе интересный контекст, который авторы статьи, на мой взгляд, не замечают. Здесь ранее в тексте процитирован "третий способ молитвы" по СНБ, правильный, но есть еще первый, внешний, который тоже правильный, -- если он следует за третьим, а не наоборот.
Трудно согласиться, что первый и второй способы правильные. ведь прп.Симеон Новый Богослов дает им отрицательные оценки:

Цитировать
Итак, поскольку мы сказали, что внимание и молитва разделяются на три [части], следует разъяснить и свойства каждой из этих [частей], чтобы хотящий достичь жизни и желающий совершить <их> /потрудиться/, из этих различенных состояний твердо избрал лучшее, дабы, держа по неведению худшее, не упустить лучшего.
...О первой молитве ... Если же кому-то удастся избежать этих напастей благодаря общежительству (с отшельниками это случается), без преуспеяния тем самым они проходят всю жизнь.
...О второй молитве ...Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать о вреде ее. Впрочем, вторая настолько превосходит первую, насколько полнолунная ночь лучше беззвездной и беспросветной.
...О третьей молитве ... Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #5 : 01 Июль 2017, 00:36:11 »

Трудно согласиться, что первый и второй способы правильные. ведь прп. Симеон Новый Богослов дает им отрицательные оценки:

После третьего там способа написано:   

Цитировать

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину...

и далее объясняется почему
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #6 : 01 Июль 2017, 00:58:52 »

Трудно согласиться, что первый и второй способы правильные. ведь прп. Симеон Новый Богослов дает им отрицательные оценки:

После третьего там способа написано:   

Цитировать

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину...

и далее объясняется почему
Объяснение не придает первым двум методам молитвы статус правильных. В объяснении говорится, что прежде, чем приступать к безмолвию и созерцанию, надо пройти этап очищения и обрести сердечное место для молитвы. Такой порядок называется порядком по чину. А если же не следовать правильному чину, а устремляться к созерцанию с помощью первого и второго методов молитвы, то это приведет к прелести и ложному созерцанию, навеянному не Духом, а лукавыми духами.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #7 : 01 Июль 2017, 12:17:18 »

В объяснении говорится, что прежде, чем приступать к безмолвию и созерцанию, надо пройти этап очищения и обрести сердечное место для молитвы. Такой порядок называется порядком по чину.

Я так и написал:

первый, внешний тоже правильный -- если он следует за третьим, а не наоборот.

Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #8 : 01 Июль 2017, 13:25:14 »

В объяснении говорится, что прежде, чем приступать к безмолвию и созерцанию, надо пройти этап очищения и обрести сердечное место для молитвы. Такой порядок называется порядком по чину.

Я так и написал:

первый, внешний тоже правильный -- если он следует за третьим, а не наоборот.


Опять не могу согласиться. Если открылось сердце для молитвы и молитва обрела третий образ, то первый (внешний) образ молитвы не приемлем. потому что он вообще никогда не приемлем.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #9 : 01 Июль 2017, 13:35:38 »

прп.Симеон НБ о первой молитве:
Цитировать
"Свойства первой молитвы таковы. Когда кто-либо стоит на молитве и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, - он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом. Значит, если таковой человек станет безмолвствовать неисходно, то невозможно ему не сойти [с ума]. Если же он случайно и не впадет в эту страсть, то стяжать добродетели или достичь бесстрастия ему невозможно. Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же [рода].

Такой образ молитвы не приемлем никогда.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #10 : 01 Июль 2017, 13:37:47 »

Опять не могу согласиться. Если открылось сердце для молитвы и молитва обрела третий образ, то первый (внешний) образ молитвы не приемлем. потому что он вообще никогда не приемлем.

Здесь Вы, на мой взгляд, возражаете СНБ, который пишет:

Цитировать
ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?
ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину...

Но не будем долго спорить, зафиксируем разногласия, и будем обсуждать статью дальше, там еще много интересного
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #11 : 01 Июль 2017, 13:51:37 »

Далее авторы, в связи с заявленной темой, начинают обсуждать важный отрывок из второй Беседы Макария о том, что "Адам и Ева перед грехопадением были покрыты (ενδεδυμένοι) Божественной славой вместо одежды". Я в издании Макария Дунаевым не нашел точно такого отрывка, нашел только похожие упоминания, напр. на стр. 274:

Цитировать
"обманул через Еву Адама, к которому не мог подойти открыто из-за облекающей его славы"

Возможно, это авторы имели ввиду? Или кто-то найдет более точный отрывок?
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #12 : 01 Июль 2017, 15:52:21 »

Далее, я пока кратко пройдусь по основным ссылкам статьи, авторы приводят параллельную цитату из "150 глав" свт. Паламы https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/sto-pjatdesjat-glav-posvjashennyh-voprosam-estestvennonauchnym-bogoslovskim-i-nravstvennym/:

Цитировать
"66. Сжалившись над безобразием нашего естества, обнажившегося вследствие преступления [прародителей] от этого божественного озарения и сияния, Слово Божие по благоутробию милости Своей восприняло это естество и снова явило его на Фаворе избранным из учеников облаченным в более великую славу. Он показал, какими мы были некогда и какими будем через Него в будущем веке, если только здесь изберем, насколько то возможно [для нас], жизнь, сообразную Ему, как говорит Иоанн Златоуст.
67. И Адам до преступления [заповеди], будучи причастником этого божественного озарения и сияния, словно поистине облаченный в одеяние славы, не был наг и не являлся безобразным вследствие своей наготы, ибо был более украшен, если так можно сказать, чем те, которые [в здешнем мире] облачаются во многие золотые одеяния и украшаются диадемами со сверкающими камнями. Эти божественные озарение и благодать великий Павел называет нашим небесным жилищем, говоря: «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетыми не оказаться нагими» (2Кор.5:2-3)"

Здесь "одеяние славы" первозданного Адама уже сравнивается с Фаворским Светом.
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #13 : 01 Июль 2017, 16:17:34 »

Далее отсылка к Беседе 9  "Изъяснение видения прор. Иезекииля" -- о душе, ставшей престолом славы Божества:

Цитировать
"Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его и светом. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся — ликом, вся — оком; нет у нее ни одной части, не исполненной духовных очей света, то есть, [нет в ней] ничего омраченного, но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей и вся есть лик, не имея никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется ликом, потому что снизошла на нее и восседает неизреченная красота славы Господнего света."
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #14 : 01 Июль 2017, 18:38:08 »

Конечные выводы авторов подробно не привожу. Их интересует (традиционная для Орлова) тема связи еврейской апокалиптической литературы и позднехристианской. В частности в этой статье их интересует тема интериоризации видения славы Господней, превращения его из внешнего, как у Еноха, во внутреннее, как в Методе СНБ.

Тема, конечно, интересная с точки зрения обсуждения того, какие причины могут лежать в основе такой интериоризации от раннехристианских источников к позднехристианским исихастским. Но, на мой взгляд, несколько надуманная. Мистикой сердца, мистикой внутреннего христианства, полнится вся ветхозаветная литература (если, конечно, ее прочитывать в соответствующем ключе), и нет, на мой взгляд, каких-то особенных причин акцентировать внимание на подобной интериоризации в позднехристианскую эпоху.

Меня здесь больше интересует другая тема, которая отчетливо выделяется из подбора ключевых цитат статьи. Сияние славы внутреннего человека в Методе -- это сияние восстановленной природы падшего Адама (а также, возможно, сияние Фаворского Света). Это довольно-таки фундаментальный вывод с точки зрения описания последовательности различных аскетических этапов, и его интересно было бы здесь обсудить
Записан
Страниц: [1] 2  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!