consensus patrum
27 Май 2022, 05:56:51 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
Автор Тема: к вопросу о непадательность обожения  (Прочитано 6433 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #15 : 28 Июнь 2017, 17:22:41 »

У прп. Максима в обожении, насколько я читал (сейчас, правда, не могу найти этот текст), падение невозможно (и это один из пунктов его критики на Западе). Так же как связанная с этим его концепция антропологического моноэнергизма (в отличие от христологического диэнергизма). Иначе говоря, невозможность падения следует из концепции прп. Максима о единой энергии Бога и святых. Подвижник передает себя целиком в волю Божию, человеческое произволение при этом покоится, субботствует, во всем действует только божественная энергия. То есть теоретически он мог бы совершить грех (проявив собственное произволение), а практически это невозможно (так как у него нет никакого желания этого делать). Прп. Максима критиковали за это, видя в такой концепции подавление человеческой свободы, но для прп. Максима истинная свобода только в Боге ("где Дух Господень там свобода"). Подвижник в таком состоянии, наоборот, наслаждается свободой и не имеет никакого желания возвращаться к рабству, которым, на самом деле, является человеческая свобода вне Бога

Можно перевести эти рассуждения и в более формальную плоскость. Свобода в Боге -- это выбор из одной возможности. Такой выбор и есть истинная свобода выбора. Это  (такое сравнение я повстречал недавно) своего рода "хлопок одной ладонью". "Свобода" вне Бога -- это вообще отсутствие выбора. К этой логике патристики надо просто привыкнуть. Она отличается от аристотелевой (зато приближается к восточной:-).

В этой связи может возникнуть вопрос, а что же такое тогда свобода выбора из многих возможностей. А это и есть тот самый переходный этап между обычным состоянием человека и обожением. Свобода в Боге уже актуализировалась как вариант, но человеку еще предстоит выбрать между ним и другими
Интересно.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #16 : 28 Июнь 2017, 23:19:36 »


4. Человеку надобно, так сказать, пройти двенадцать ступеней, и потом достигнуть совершенства. Потом благодать снова начинает действовать слабее, и человек нисходит на одну ступень, и стоит уже на одиннадцатой. А иной, богатый благодатью, всегда день и ночь стоит на высшей мере, будучи свободен и чист, всегда пленен и выспрен. И теперь человек, которому показаны оные чудеса, и который изведал их опытно, если бы так было с ним всегда, не мог бы уже принять на себя домостроительства слова или иного какого бремени, не согласился бы ни слышать, ни позаботиться, по обыкновению, о себе и об утрешнем дне, но только стал бы сидеть в одном углу, в восхищении и как бы в упоении. Посему-то совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением о братии и служением слову, разве только разорено уже средостение ограды и смерть препобеждена.

О каких 12 ступенях говорит Макарий? Макарий упоминает о них, как о чем-то уже известном для читателя  либо из его сочинений, либо из известных  источников. Но другого известного источника нет. Если бы он был и был широко известен, то  о нем бы упоминал не только Макарий, но и другие отцы. Остается предположить, что  Макарий уже ранее описывал 12 ступеней в другом своем сочинении. И таким сочинением скорее всего является известное Первое послание Макария (Послание к чадам), на которое ссылается прп.Исаак Сирин в "Словах подвижнеческих":

Цитировать
"И сие-то святой Макарий с великою предусмотрительностию и рачительностию явственно написал на память и в наставление братиям, чтобы, во время изменения в противное, не впадали в отчаяние, потому что и со стоящими на степени чистоты, как с воздухом охлаждение, приключаются всегда падения, между тем как нет в них нерадения или послабления себе; напротив же того, даже когда соблюдают они чин свой, случаются с ними падения, противные намерению собственной их воли.

 ...Авва Макарий пишет ко всем своим чадам возлюбленным и ясно научает, какое о них Божие Домостроительство во время браней и благодатной помощи"

Я знаком с предисловием Дунаева к Макариевскому корпусу, в котором он подробно исследует это Послание да и сам корпус на предмет авторства и на этом основании исключил Послание к чадам из Макариевского корпуса. Конечно, он прав с точки зрения логики современного научного богословия. Но нас интересует на авторство текстов, а их внутреннее духовное содержание и вазаимосвязь по духу, а не по букве.

Если посмотреть Послание к чадам, то там первые 12 ступеней относятся с точки зрения отцов-исихастов к этапу очищения. И в Духовных беседах Макарий также пишет о 12 ступенях,  которые предшествуют достижению совершенства - "Человеку надобно, так сказать, пройти двенадцать ступеней, и потом достигнуть совершенства". Не сказано, что для достижения совершенства надо пройти 12 ступеней, а сказано, что надо сначала пройти 12 ступеней и после этого достигнуть совершенства. И в Послании к чадам тоже говориться, что  после 12 ступеней очищения в духовной брани с лукавыми помыслами человеку открывается путь к молитвенному созерцанию и стяжанию совершенства

Цитировать
"После этого [Святая] Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. Она также являет будущие почести, [ожидающие] тех, кто стойко выдержал [все испытания ... После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются [вечному] наказанию, и многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся [обязательно] познает на опыте ... Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов. Он [дарует иноку] великое смирение души, ... хранение уст, исцеление ног, чтобы прямо [ходил он стезями своими], праведность рук, служение молитв, умерщвление тела и бдения. [Все] это [Утешитель] преподает с мерой и различением, без всякого смятения и в [полном] покое.".

Послание к чадам содержит 17 пунктов, из которых 12 описывают ступени возрастания инока в духовной брани, а следующие описывают уже не ступени а перечисляют те откровения Духа, которые даются подвижнику, преодолевшему 12 ступеней и ступившему на путь созерцания. В 15-ом пункте гворится о том, что даже после всех даров Духа возможно падение:
 
Цитировать
"Если же [человек начинает] в мысли своей пренебрегать [благими] устроениями [Святого] Духа, тогда Сила [Божия] вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые [внутренними] волнениями, посеянными в нем врагами, приводят его в смятение".

Это соотвествует упоминанию Макария в духовных беседах - "Потом благодать снова начинает действовать слабее, и человек нисходит на одну ступень, и стоит уже на одиннадцатой".

Преподобный Иссак ссылается на Послание к чадам, чтобы показать, что даже те, кто стяжал высокие дары Духа, продолжают искушаться по промыслу Божьему и могуть падать.

А для темы о ступенях аскетики у Каллиста можно сделать вывод. что 12 ступеней Макария описывают ступени очищения подвижника, предшествующие ступеням созерцания.
Записан
Страниц: 1 [2]  Все
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!