Иначе говоря, как это я понимаю, нет (и не может быть) никаких определений относительно того, что такое целое или единое, как называют целое философы и богословы. Целостность той или иной системы определяет только человек трансцендентным для внешнего мышления образом. Богословы написали бы по этому поводу: созерцая логосы творения. И я бы даже сказал, не только созерцая таким образом объект, но и влияя тем самым на него. Созерцание логоса творения (именование того или иного объекта целым) меняет и сам объект созерцания. Таким образом (и) ученый (в редких своих прозрениях) является сотворцом мира.
За примером далеко ходить не надо (хотя он всем порядком и наскучил). Это квантовая механика с ее принципом неопределенности, в которой простое наблюдение за объектом (как целым) принципиально(!) меняет и сам объект наблюдения
А мне представлется обратная связь созерцателя и созерцаемого - объект созерцания меняет ум созерцателя. Известное выражение Брянчанинова "где внимание, там и ум" можно расширить и сказать - "чему внимает ум, тем и становится". Восприятие целого - это интересная тема, которую. наверно, лучше продолжить в теме об уме и разуме.