consensus patrum
28 Март 2024, 12:09:42 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 4 5 [6]
  Печать  
Автор Тема: Последовательность аскетических стадий у прп. Каллиста Ангеликуда  (Прочитано 34638 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #75 : 29 Июль 2017, 16:40:17 »


А вообще, наверно, надо вернуться еще лет на 700 раньше, к Ареопагиту и посмотреть у него, какие реалии у него (видимо, с приставкой "сверх") относятся к внутрибожественной жизни, а какие к выступлениям Божества вовне.


А еще лучше, надо серьезно заняться триадологией, а то мы спорим об аскетике в этой области, а триадологию, как науку напрочь оставили. А триадология могла бы дать единую терминологию, без которой наше обсуждение весьма страдает. Есть статьи на эту тему, предлагаю их начать не спеша обсуждать. Как показывает опыт этих последних пары месяцев, спешка ни к чему (то есть к какому-нибудь совпадению в терминологии и во взглядах) хорошему не приводит
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #76 : 30 Июль 2017, 13:44:11 »


А вообще, наверно, надо вернуться еще лет на 700 раньше, к Ареопагиту и посмотреть у него, какие реалии у него (видимо, с приставкой "сверх") относятся к внутрибожественной жизни, а какие к выступлениям Божества вовне.


А еще лучше, надо серьезно заняться триадологией, а то мы спорим об аскетике в этой области, а триадологию, как науку напрочь оставили. А триадология могла бы дать единую терминологию, без которой наше обсуждение весьма страдает. Есть статьи на эту тему, предлагаю их начать не спеша обсуждать. Как показывает опыт этих последних пары месяцев, спешка ни к чему (то есть к какому-нибудь совпадению в терминологии и во взглядах) хорошему не приводит
Предлагаю в этой теме ограничттся рассмотрнием терминов единение и единое. А триадология - это совершено иная тема..
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #77 : 31 Июль 2017, 00:11:22 »




Вы сводите, как я понял, "созерцание в Духе Божественной Троицы" к "естественному созерцанию" к тому же еще и "сущего окрест Бога" (см. все выделенное жирным выше).

Во-первых, каким образом созерцание Троицы может быть созерцанием сущего окрест Бога? Троица находится окрест Бога? Это вроде бы бессмыслица.

Во-вторых, Вы вводите еще один, не известный отцам, вид естественного созерцания. В дополнение к (двум видам естественного созерцания по Евагрию, то есть ) естественному созерцанию логосов сущности, промысла и суда, а также ангельского мира и имен Божиих (иначе говоря всего умопостигаемого мира), Вы вводите еще один вид естественного созерцания -- естественное созерцание Св. Троицы. Заодно еще и причисляя таким образом Св. Троицу к умопостигаемому миру. Сразу же возникает вопрос, где, у каких отцов Вы прочли о естественном созерцании Св. Троицы?

Евгений наши разногласия упираются в интерпретацию следующего текста Каллиста:

"И после этого ум созерцает в Духе Божественную Троицу и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: Каким образом Отец — есть Отец? Каким [образом] Сын — Сын? Те, у Которых, насколько познали мы, ни Отец не является отцом, ни Сын - сыном? Поскольку, конечно же, выше всякого отца Сущий Отец и выше [всякого] сына — Сын. Ибо Отец есть Отец образом преестественным, и Сын есть Сын, также, совершенно непостижимый. Каким же образом и Дух исходит из одного Отца — причем, именно, не по образу рождения, как Сын имеет Он существование, а по образу исхождения, и чего объяснить невозможно — то есть, что есть рождение и что — исхождение, и что — личностное различие между этих единосущных? Каким образом произош¬ли, по всесвященному Дионисию, в [наших] сердцах от невещественного и неделимого Отца  осияния [Его], противоречащие, упомянутому мною, различию Лиц?"

Вы полагаете, как я понял, что здесь Каллист ведет речь о сверхъестественном созерцании Святой Троицы и перечисляет этапы  возрастания в созерцании. Я же уверен, что здесь Каллист описывает естественное созерцание догматов о Святой Троице после вознесения ума к сверхъестесвтенному созерцанию Святой Троицы.
Обратите внимание на фразу  "ум созерцает в Духе Божественную Троицу и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: "
В этой фразе, возможно, допущена неточность перевода. Точнее было бы перевести так -  "ум созерцает в Духе [догматы] о Божественной Троице и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: ". После этой фразы следует двоеточие и перечисление догматов. Почему я уверен, что Каллист говорит о естественном созерцании? Да потому, что ум не может созерцать и размышлять, когда возносится в состояние сверхъестественное, превышающее ум и лишающее его способности размышлять. В состоянии единения "созерцает" уже не ум, а дается сверхъестевенно видение Света Святой Троицы, которое лишь условно Каллист называет "созерцанием".  Каллист об этом многократно говорит в "Уцелевших главах". Однако, здесь Каллист показывает последовательность этапа созерцания догматов - сначала сверхъестественное созерцание Света Святой Троицы, при котором ум ничего не постигает, кроме мрака неведения, а затем следует естественное просвещение Божесвтенным светом о нетварных энергиях окрест Бога и догматах о Святой Троице. То-есть без опыта единения с нетварными энергиями окрест Бога (которые следовало называть не во множественном числе, а в единственном, т.е. говорить об опыте единения с единовидной нетварной энергией окрест Бога, называемой отцами Светом Святой Троицы), без такого опыта сверхъестесвтеннго видения Единицы не дается при естественном созерцании  множественное умопостигаемое ведение о единой и неделимой Святой Троице.
Кстати, у Диониссия, на которого ссылается Каллист, приводится такая же последовательность - сначала ум возносится к единице, а потом нисходит к множественному ведению о единице. И там в схолиях перчисляются почти дословно теже самые догматы о Святой Троице:

"В «Богословских очерках»1 мы раскрыли, что принадлежит собственно катафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется единственной, почему тройственной, что в ней именуется Отцовством и Сыновством, прояснению чего служит богословие Духа ...
Схолия 1:  Что содержит книга «Богословских очерков». Вот богословские принципы и отправные положения, касающиеся всякого божественного просвещенного знания и православия, необходимые, чтобы понимать, почему единственна божественная природа, которую позднейшие 318 отцов назвали единосущной; почему тройственна природа, которую мы называем триипостасной; что означают свойства лиц, т. е. Отцовство и Сыновство; каковы освящающая сила и богословие божественного Духа; почему сказано «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44:2), почему о почитаемом Духе сказано, что он от Отца исходит; и почему Сын и Дух в Отце, в Себе и Друг в Друге находятся вечно, нерасторжимо и нераздельно в пребывании неисходном. Подобает также знать, что пребывание и стояние одно и то же, движение же — оборотная сторона пребывания. Он говорит, что божественная природа, всегда пребывающая в неподвижности, представляется
движущейся перемещением друг в друга".
« Последнее редактирование: 31 Июль 2017, 00:15:45 от Neovitos » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #78 : 31 Июль 2017, 01:22:42 »

здесь Каллист описывает естественное созерцание догматов о Святой Троице после вознесения ума к сверхъестесвтенному созерцанию Святой Троицы.
Обратите внимание на фразу  "ум созерцает в Духе Божественную Троицу и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: "
В этой фразе, возможно, допущена неточность перевода. Точнее было бы перевести так -  "ум созерцает в Духе [догматы] о Божественной Троице и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: ". После этой фразы следует двоеточие и перечисление догматов. Почему я уверен, что Каллист говорит о естественном созерцании? Да потому, что ум не может созерцать и размышлять, когда возносится в состояние сверхъестественное

Все может быть, но пока мне это кажется сомнительным. Получается, что после единения подвижник возвращается даже не к естественному созерцанию, а вообще на самый первый этап, к рассудочному постижению истин веры. Он что их не знает?

Вы пишете: "ум не может созерцать и размышлять, когда возносится в состояние сверхъестественное". Конечно, не может -- собственными усилиями. Но Бог-то мыслит Сам в Себе и о Самом Себе и это Мышление составляет Его (внутритроичную) Жизнь. Вот сдается мне, что и подвижник после единения не начинает сам собою рассудочно размышлять  о внутритроичной жизни, а присоединяется к тому самому Мышлению Бога о ней, в чем его (дальнейшее) обожение и состоит (и где-то даже есть у Ареопагита схолия на эту тему: об умах как "научных теоремах"  в Мышлении Божием о Самом Себе). Но это тоже все в предположительном ключе.

Но я считаю, что чтобы вернуться к этой тематике (про стадии у К.) нам надо обновить наши познания в поздневизантийской триадологии (так как тематика стадий единения-обожения напрямую касается триадологии), иначе наше обсуждение будет в терминологическом смысле хромать на обе ноги. Вот я уже начал обсуждать в этом направлении похожие вопросы, относительно экзегезы Пятидесятницы: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1343.msg20233#msg20233
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #79 : 31 Июль 2017, 11:27:10 »

здесь Каллист описывает естественное созерцание догматов о Святой Троице после вознесения ума к сверхъестесвтенному созерцанию Святой Троицы.
Обратите внимание на фразу  "ум созерцает в Духе Божественную Троицу и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: "
В этой фразе, возможно, допущена неточность перевода. Точнее было бы перевести так -  "ум созерцает в Духе [догматы] о Божественной Троице и по поводу лиц размышляет и поражается Троице: ". После этой фразы следует двоеточие и перечисление догматов. Почему я уверен, что Каллист говорит о естественном созерцании? Да потому, что ум не может созерцать и размышлять, когда возносится в состояние сверхъестественное
Все может быть, но пока мне это кажется сомнительным. Получается, что после единения подвижник возвращается даже не к естественному созерцанию, а вообще на самый первый этап, к рассудочному постижению истин веры. Он что их не знает?

Вы пишете: "ум не может созерцать и размышлять, когда возносится в состояние сверхъестественное". Конечно, не может -- собственными усилиями. Но Бог-то мыслит Сам в Себе и о Самом Себе и это Мышление составляет Его (внутритроичную) Жизнь. Вот сдается мне, что и подвижник после единения не начинает сам собою рассудочно размышлять  о внутритроичной жизни, а присоединяется к тому самому Мышлению Бога о ней, в чем его (дальнейшее) обожение и состоит (и где-то даже есть у Ареопагита схолия на эту тему: об умах как "научных теоремах"  в Мышлении Божием о Самом Себе). Но это тоже все в предположительном ключе.

Но я считаю, что чтобы вернуться к этой тематике (про стадии у К.) нам надо обновить наши познания в поздневизантийской триадологии (так как тематика стадий единения-обожения напрямую касается триадологии), иначе наше обсуждение будет в терминологическом смысле хромать на обе ноги. Вот я уже начал обсуждать в этом направлении похожие вопросы, относительно экзегезы Пятидесятницы: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1343.msg20233#msg20233
Дионисий поясняет процесс познания Бога тварным умом:
 "Ибо, по мере нашего восхождения вверх, речи вследствие сокращения умозрений сокращаются8.Так что и ныне, входя в сущий выше ума мрак, мы обретаем не малословие, но совершенную бессловесность и неразумение9. А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере нисхождения10 соответствующим образом распространяется. Но теперь, восходя от нижнего к высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения будет вовсе беззвучным и полностью соединится с невыразимым.
Схолия 9 -  Бессловесностью он называет неспособность представить словом то, что выше слова; неразумением же — неспособность составить понятие и помыслить о том, что выше ума.
Схолия 10 - Поскольку существуют умственные и превышающие ум Божьи единицы,един и Бог, а скорее, и выше единого. Естественным образом слово сокращается, поскольку Он неделим и неумножаем. После же восхождения к Богу, по мере нисхождения к чувственному, слово все больше входит в связь с делимым, рассеивающимся и множественным и соумножается в соответствии с делимостью и многообразием чувственного.».

Евгений, все, что вы читаете у отцов своим умом о Боге, включая размышления о догматах - это результат нисхождения их ума после восхождения к соединению с полностью невыразимым словами.А после опыта единения с Неделимым дается уму ведение о догоматах Троицы в виде умопостигаемых логосов во время естественного созерцания в чистой молитве. Такое созерцание выше того, что вы просто читаете словами, ибо постигаются энергии нетварных логосов, но уже в тропосе единовидного мышления ума.
« Последнее редактирование: 31 Июль 2017, 11:58:32 от Neovitos » Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #80 : 31 Июль 2017, 12:51:21 »

Цитировать
все, что вы читаете у отцов своим умом о Боге, включая размышления о догматах - это результат нисхождения их ума после восхождения к соединению с полностью невыразимым словами.А после опыта единения с Неделимым дается уму ведение о догоматах Троицы в виде умопостигаемых логосов во время естественного созерцания в чистой молитве. Такое созерцание выше того, что вы просто читаете словами, ибо постигаются энергии нетварных логосов, но уже в тропосе единовидного мышления ума.

может быть и так, но все равно картина у прп. К. в целом сложнее, если судить по другим Словам
там есть и возвраты назад, но есть и описания чего-то другого
и уж точно что есть, кроме единения, это созерцание Иисуса, которое признается в каком-то смысле более высоким

но это все не издано, поэтому придется, по-видимому) довольствоваться малым и подходить к проблеме с другой стороны -- богословской, а не аскетической (от триадологии)
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #81 : 31 Июль 2017, 15:16:47 »

Цитировать
все, что вы читаете у отцов своим умом о Боге, включая размышления о догматах - это результат нисхождения их ума после восхождения к соединению с полностью невыразимым словами.А после опыта единения с Неделимым дается уму ведение о догоматах Троицы в виде умопостигаемых логосов во время естественного созерцания в чистой молитве. Такое созерцание выше того, что вы просто читаете словами, ибо постигаются энергии нетварных логосов, но уже в тропосе единовидного мышления ума.

может быть и так, но все равно картина у прп. К. в целом сложнее, если судить по другим Словам
там есть и возвраты назад, но есть и описания чего-то другого
и уж точно что есть, кроме единения, это созерцание Иисуса, которое признается в каком-то смысле более высоким

но это все не издано, поэтому придется, по-видимому) довольствоваться малым и подходить к проблеме с другой стороны -- богословской, а не аскетической (от триадологии)
Согласен, что Каллист говорит о единении, как о высшем состоянии, но не последнем на пути обожения человека. Этот путь включает нисхождение к естественному созерцанию  и повторные вознесения к единению. Это он выразил словами:
"И, таким образом, созерцает душа, животворясь Духом, будучи возносима и ниспосылаема, радуясь и любя Бога и Божии [создания] и, [то] жгучее и любовное наслаждение получая, [то] снова стесняясь от трудных обстоя¬тельств и унывая, до тех пор, пока не взойдет [она] в совершенство любви Божией Христовой благодатью и в бесстрастии истинно и твердо упокое¬на будет в невыразимом мире"

В этих словах Каллист также говорит о том, что и после вознесения к опыту единения подвижник вновь подвергается искушениям в трудных обстоятельствах и что он впадает в уныние от того, что лишается наслаждения бытия богом. И такие круговые вознесения и ниспадения и составляют этап обожения, как процесса, который приводит подвижника к совершенству и бесстрастию.

В "Утешении исихаста" давайте отметим терминологию, которая используется Каллистом для описания этапов вознесения и нисхождения. Я имею ввиду 5-ую главу.

1-ое описание вознесения. "и тогда увидит ум [твой] от сердца сверхъестественно бьющий [некий] водопад или поток или струю Духа, — то самое, что животворящей и освящающей энергией Святого Духа названо святыми Отцами".
Здесь о единении свидетелсвуют слова - "сверхъестесвтенно" и "освящающая энергия". Освящение - это и есть бытие Богом, ибо только Бог свят. Чуть выше по тексту Каллист говорит об освящении - "Таким образом, столь необходимо видеть Бога и обоживаться единением с животворя¬щим и освящающим Духом".

Описание нисхождение после вознесения. "—   Так вот, с того [времени] счастливо укрывшись в безмолвном месте, позволь уму исследовать знание сущих и этим как книгой и законом Божиим упражняться, стяжая [через это], а наиболее через большее попечение о преждесказанном и Божию милость, [то есть] приснодвижную или присносияющую Божию или энергию, [как] желает сказать некто, или наитие. И оттуда отправляясь, будешь ты естественно возведен в ясные созерцания [сущего] окрест Бога"
Здесь Каллист прямо говорит о естественном созерцании сущего окрест Бога после опыта единения. И далее следует фраза, которую я поначалу ошибочно принял за описание повторного вознесения к единению - "Затем, таким образом, в свете познания увидит он невыразимо Бога невидимого, [который] если и назван [кем-то] постижимым, [то постижим Он] бесформенно". Однако, здесь речь идет об умопостижении в свете познания, а не о мраке неведения при единении. Поэтому эта фраза может означать высшее состояние чистой молитвы, при котором ум отрешается от всего тварного (от постижения логосов сущих чувсвтенных и умопостигаемых) и предстает Богу единовидно, видя Его со стороны. как созерцатель созерцаемое. Это состояние Максим описывает в амб.41, как постижение логоса тварного мира. Но это еще умопостижение, а не вознесение выше ума. И после этого Каллист описывает уже рассмотренное нами естественное созерцание догматов о Святой Троице -   "И после этого ум созерцает в Духе [догматы о] Божественной Троице и по поводу лиц размышляет и поражается Троице". Слово "размышляет" свидетельствует о естественом созерцании.

2-ое описание вознесения. Этап естественного созерцания логосов сущих и умопостижения логосов о Святой Троице завершается повторным  вознесением к единению - "И кроме этих [вещей] созерцая «Трех бесконечных бесконечную соестественность»37, по Григорию Богослову, вне себя самого оказывается ум и полностью вне всяческих умопостигаемых [вещей] и умозрений [о них]. Ибо не могут три божественные ипостаси быть постигнуты мысленно, когда выше любых отца и сына и духа, что и сказал я уже, те Три Лица. И сообразные с Ними Отечество, Сыновство и, конечно, Исхождение — выше всякого отечества, сыновства и исхождения. Поэтому, итак, видит он этот неприступный свет [исходящий] от Троицы, вне себя в невыразимом восторге воспевая божественную сверхсущность".
Здесь Каллист подчеркивает, что ум оказывается вне себя - становится Богом в невыразимом словами восторге. В этом состоянии человек оказывается в единении со сверхъсущностью Святой Троицы, но не становится сверхъсущим, а "воспевает" Ее.  

На этом заканчивается 5-ая глава, в которой Каллист описывает вознесение к единению, нисхождение к созерцанию логосов сущих и догматов о Троице и повторное вознесение к единению

В 6-ой главе Калиист рассказывает о том, что вознесение и нисхождение - это процесс обожения. Временами дается другое ведение для ума, кроме перечисленного в главе 5 - "В другие же времена переходит он к другой божественной необъят¬ной триаде, созерцая беспредельную Силу и Мудрость и Благость Троицы. Иногда же в иную Божественную триаду всматривается он, изучая Mip и соответствующие ему творения, полное страха домостроительство Сына и в течение животворящего Духа в сердцах всех верных, причину обожения и тьмачисленных благих Божиих даров душам"

А временами человек вновь возносится к единению - " В другой раз ум, снова про¬светившись Духом, восходит в апофатическое богословие, как в зеркале созерцая четвертую триаду — безначальность, неописуемость и беспредельность всякое мышление превосходящего триипостасного Бога".

И как итог,  Каллист завершает 6-ую главу словами о пути обожения, как о последовательном круговом вознесении и нисхождении, о чем я уже сказал в самом начале.
« Последнее редактирование: 31 Июль 2017, 15:21:21 от Neovitos » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #82 : 31 Июль 2017, 16:19:33 »

Итак, в "Утешении исихаста" Каллист выделяет следующие ступени восхождения к Богу:
1. Глава 1 - описание анахоретства, как образа жизни - "Нет покаяния вне исихии и нет, каким-либо образом, ни прикосно-вения к чистоте без анахоретства ни возможности вместе с беседами и лицезрениями человеческими  общения и созерцания удостоиться Божиих".
2. Глава 2 - описание дерзновения к Богу в молитве. Это и есть фактически переход к умному деланию в смирении, сокрушении и надежде - "Молись, итак, с дерзновенным нравом, во смирен¬ном образе мыслей, добрыми надеждами поддерживаемый на предстоя¬щее в Боге, как сказано уже, во Христе Иисусе, Господе нашем".
3. Глава 3 - Калист описывает другие добродетели, которые необходимо соблюдать, чтобы прийти к созерцанию - "умеренная пища, небольшое питие, сон короткий, стояние по силе, преклонение колен для [стяжания состояния] достижимого внешним смирением, дешевая одежда, словно крайне малое [и лишь] вынужденное, долулежание ((Долулежание или великий поклон, то есть голова преклоняется к рукам на подручнике)) - и ... умеренное чтение Священных Писаний и их святых толкователей, псалмопение внятное, наставление от того, что говорится в Писаниях и от удивительных [вещей] созерцаемых в твари; и молитва устами".
Все это есть и у других отцов - необходимость равномерного соблюдения добродетелей безмолвия, смирения, поста, чтения, молитвы.
Первые 3 главы можно отнести к этапу устной молитвы.
Завершается 3-я глава переходом к этапу сердечной молитвы - "до тех пор, пока из сердца [Сама] святая благодать Духа не исторгнет ее отчетливо. Ибо тогда другой праздник и другому торжеству время — не от уст произносимой [молитвы], но из сердца совершаемой Духом".
Здесь можно отметить, что переход к сердечной молитве сопровождается самодвижной молитвой в сердце, которая отчетливо слышна подвижником в сердечном месте. Эта молитва творится сама благодатью Духа без усилий человека. Ум как бы слушает со стороны и удивляется ощущению Христа в сердце и Его любви. Эта самодвижность дается на время и затем от подвижника требуется молиться и молиться самому, как описано в завершении 3-ей главы.
4-ая глава. Увещание хранить сердечную молитву и даваемое ей ощущение рая - " Однако, когда явится в душе умиление и благодать Духа, как от источника некоего, обильно изольет из сердца [твоего] молитву, тогда от всего удержав себя, лишь молитвой и созерцанием наслаждайся в рае любви Божией".
5-ая глава. Описание вознесения к сверхъестественному единению и затем естественного созерцания и умопостижения логосов сущих и логосов о Святой Троице и далее снова вознесение к единению.
6-я глава. Описание пути подвижника как кругового процесса вознесения и нисхождения.

Таким образом, можно выделить у Каллиста следующие аскетические ступени:
1. анахоретство, как образ жизни
2. Умное делание при соблюдении добродетелей - безмолвие, смирение, терпение, пост, чтение, устная молитва
3. обретение сердечной молитвы
4. естественное созерцание
5. сверхъестественное единение со Святой Троицей
6. естественное созерцание и умопостижение логосов сущих и логосов о Святой Троице
7. круговое движение ума от созерцания к единению и обратно при испытании трудными обстоятельствами жизни
8. совершенство в любви и бесстрастии - обожение, как итог возрастания в богоподобии.
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #83 : 31 Июль 2017, 16:30:15 »

Цитировать
и уж точно что есть, кроме единения, это созерцание Иисуса, которое признается в каком-то смысле более высоким

О созерцании Иисуса Каллист говорит, как о созерцании Его вочеловечивания, но не как о более высоком созерцании, чем единение.
"И в самом деле, те, в ком действует и кого просве¬щает животворящий и просвещающий Дух из некой реки божественного промысла, главным образом явственно созерцают в умном сосредоточе¬нии два видения Божиих: в твари и в Иисусе, — а именно, славу, [созерца¬емую] во всецелом творении, и благодать, и милость — непосредственно в вочеловечении Иисуса"
Записан
Евгений
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 547


WWW
« Ответ #84 : 31 Июль 2017, 17:17:27 »

Цитировать
и уж точно что есть, кроме единения, это созерцание Иисуса, которое признается в каком-то смысле более высоким

О созерцании Иисуса Каллист говорит, как о созерцании Его вочеловечивания, но не как о более высоком созерцании, чем единение.

В качестве высшей стадии К. обычно ставит божественный эрос (достигаемый через Иисуса, естественно).

Это совпадает с тем, что в поздневизантийской триадологии называется внутрибожественной жизнью, пределом обожения: Любовь как ипостасное движение Духа. В каком это состоит отношению к единению не совсем ясно.

Возможно, единение -- это вхождение во внутритроичную жизнь (и потому это восхищение и невозможность что-либо делать во времени). А Любовь -- это выхождение внутритроичной жизни вовне (что подразумевает возможность подвижнику, находящемуся в вечности внутритроичной жизни, действовать и во времени). А вечность, пребывающая во времени, становится -- отчасти и символически -- описуемой.

Кроме того, Любовь -- это ипостасное схождение Духа. Апостолы после ипостасного схождения Духа (Пятидесятницы) не находились (постоянно) в состоянии единения, но пребывали в состоянии обожения по ипостасному пребыванию с ними Духа.  Хотя Дух и не пребывал в них неотделимо и в такой полноте как в Сыне.

Ср. Кол. 3
1.   Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2.   о горнем помышляйте, а не о земном.
3.   Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
4.   Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Непостижимая внутритроичная жизнь становится постижимой через причастие ей (а если постижимой, то и отчасти описуемой в символическом виде -- как Царствие Божие). Об этом пишет и прп. СНБ в Гимне 47:

Цитировать
"Ипостасная же любовь есть несколько постижимое в Нем. Ибо любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская. Сообщимое постижимо, а что выше его, то - никоим образом. Поэтому я и сказал тебе, что та любовь постижима и что она ипостасна, как сообщимая и постижимая. Ибо все постижимое и сообщимое есть, конечно, сущность ипостасно сообщимая и точно так же постижимая, так как не имеющее сущности и есть ничто и называется ничем. Божественное же и несозданное естество пресущественно, так как оно превосходит сущность всего тварного; называясь пресущественным, оно, однако, имеет сущность и Ипостась, будучи мыслимо превыше всякой сущности и совершенно несравнимо с тварной ипостасью, ибо оно все неограниченно по природе. Неограничиваемое же как ты назовешь ипостасью? а не имеющее ипостаси есть ничто; как же оно сообщимо мне?"

В какой мере непостижимое сообщимо, в такой мере и описуемо, а пребывает непостижимое в Ипостаси Логоса во всей полноте. В такой же мере оно и сообщимо. А описуемо в той мере, в какой творение способно эту полноту вместить.

Итак, неописуемая божественная жизнь становится (отчасти) описуемой через воплощение Иисуса. Отсюда понятно, как в непостижимой внутрибожественной жизни может иметь место различие стадий и вообще описаний того, что составляет Царство Божие
« Последнее редактирование: 31 Июль 2017, 19:30:52 от Евгений » Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #85 : 31 Июль 2017, 21:42:13 »

Цитировать
и уж точно что есть, кроме единения, это созерцание Иисуса, которое признается в каком-то смысле более высоким

О созерцании Иисуса Каллист говорит, как о созерцании Его вочеловечивания, но не как о более высоком созерцании, чем единение.
В качестве высшей стадии К. обычно ставит божественный эрос (достигаемый через Иисуса, естественно).

Это совпадает с тем, что в поздневизантийской триадологии называется внутрибожественной жизнью, пределом обожения: Любовь как ипостасное движение Духа. В каком это состоит отношению к единению не совсем ясно.

Возможно, единение -- это вхождение во внутритроичную жизнь (и потому это восхищение и невозможность что-либо делать во времени). А Любовь -- это выхождение внутритроичной жизни вовне (что подразумевает возможность подвижнику, находящемуся в вечности внутритроичной жизни, действовать и во времени). А вечность, пребывающая во времени, становится -- отчасти и символически -- описуемой.

Кроме того, Любовь -- это ипостасное схождение Духа. Апостолы после ипостасного схождения Духа (Пятидесятницы) не находились (постоянно) в состоянии единения, но пребывали в состоянии обожения по ипостасному пребыванию с ними Духа.  Хотя Дух и не пребывал в них неотделимо и в такой полноте как в Сыне.

Ср. Кол. 3
1.   Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2.   о горнем помышляйте, а не о земном.
3.   Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
4.   Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Непостижимая внутритроичная жизнь становится постижимой через причастие ей (а если постижимой, то и отчасти описуемой в символическом виде -- как Царствие Божие). Об этом пишет и прп. СНБ в Гимне 47:

Цитировать
"Ипостасная же любовь есть несколько постижимое в Нем. Ибо любовь есть не имя, но Божественная сущность, сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская. Сообщимое постижимо, а что выше его, то - никоим образом. Поэтому я и сказал тебе, что та любовь постижима и что она ипостасна, как сообщимая и постижимая. Ибо все постижимое и сообщимое есть, конечно, сущность ипостасно сообщимая и точно так же постижимая, так как не имеющее сущности и есть ничто и называется ничем. Божественное же и несозданное естество пресущественно, так как оно превосходит сущность всего тварного; называясь пресущественным, оно, однако, имеет сущность и Ипостась, будучи мыслимо превыше всякой сущности и совершенно несравнимо с тварной ипостасью, ибо оно все неограниченно по природе. Неограничиваемое же как ты назовешь ипостасью? а не имеющее ипостаси есть ничто; как же оно сообщимо мне?"

В какой мере непостижимое сообщимо, в такой мере и описуемо, а пребывает непостижимое в Ипостаси Логоса во всей полноте. В такой же мере оно и сообщимо. А описуемо в той мере, в какой творение способно эту полноту вместить.

Итак, неописуемая божественная жизнь становится (отчасти) описуемой через воплощение Иисуса. Отсюда понятно, как в непостижимой внутрибожественной жизни может иметь место различие стадий и вообще описаний того, что составляет Царство Божие

Об эросе я не нашел что-либо у Каллиста. А вот о единении Каллист говорит, как о венце всех желаний:
"19. Венец всех желаний есть единение Бога с душою, превосходящее ум ... И отсюда [от единовидного созерцания] он поднимается к концу всех желаний, к божественному, превосходящему ум, и неизреченному единению, которое именно и является крайнею целью по Бозе".
 
Записан
Neovitos
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 340


« Ответ #86 : 01 Август 2017, 21:52:04 »


Таким образом, можно выделить у Каллиста следующие аскетические ступени:
1. анахоретство, как образ жизни
2. Умное делание при соблюдении добродетелей - безмолвие, смирение, терпение, пост, чтение, устная молитва
3. обретение сердечной молитвы
4. естественное созерцание
5. сверхъестественное единение со Святой Троицей
6. естественное созерцание и умопостижение логосов сущих и логосов о Святой Троице
7. круговое движение ума от созерцания к единению и обратно при испытании трудными обстоятельствами жизни
8. совершенство в любви и бесстрастии - обожение, как итог возрастания в богоподобии.


В этом перечислении ступеней "Утешений исихаста" надо уточнить некоторые термины.

В пункте 4 имеется ввиду естественное созерцание сущих, которое отличается от 6-го пункта тем, что при естественном созерцании видимых и невидимых вещей до единения с Богом ум еще не способен постигать логосы сущих.  Ум созерцает логосы сущих, рассуждает о  них, но не постигает. Постижение становится возможным после вознесения души к единению с Логосом, в Котором предсуществуют все логосы [1] .  При единении с Логосом душа единовидно постигает все логосы, но ум пребывает вне возможности осмысления полученного сверхъестественного божественного ведения, которое выше способности ума и потому называется отцами неведением или мраком. Но после ниспослания [2] души к естественному тропосу ум снова созерцает  логосы сущих, но обладая божественным ведением логосов сущих и опытом единовидения становится способен постигать непостижимое для ума – единовидные логосы сущих и логосы о Святой Троице. 

О такой же последовательности  созерцания и умопостижения логосов сущих говорит не только Каллист, но и Максим в Трудности 46 (1352С), где он сравнивает ведение святых (т.е. сподобившихся обожения) и ведение тех, кто еще стоит на пути к мраку неведения (единению с Логосом):

«Что же этим тайно открывает великий сей учитель, — я полагаю, знают лишь те, кто приял равное с ним дарование мудрости и ведения, кто ради отложения от мысленных очес всякого бельма, [бывающего] от страстей и всякого пристрастия к вещественному, смогли вместить луч [сокровенного] во всех [сущих] истинного ведения, согласно которому оградив, по мере возможности, [свой] ум простым и единовидным логосом от многих [помышлений], они простым разумом восприяли все сведения, относящиеся к познанию сущих (πάσαν την έπιστημονικην τών όντων άπλή συνέσει περιέλαβον εϊδησιν). Мы же, у которых мрак неведения еще стоит на пути к пониманию истинного [ведения] по причине вращения ума вокруг одного лишь непостоянного, подобны слепому»

Аналогичное высказывание о последовательности созерцания можно найти и у А.С.Позова (Позидиса) , где он поясняет, что после созерцания Божества (единения с Логосом) ум обретает божественное свойство простоты и способность созерцать простое в множественном:

«Разнообразный и многообразный ум не может приблизиться к Богу, он должен стать простым и единичным, как Бог, и он становится таким, отрешившись от космического созерцания. Упрощенный и унифицировнный в созерцании Божетства ум легко созерцает множественность вещей и существ, сам при этом не разнообразясь и не разбрасываясь. Благодаря созерцанию Божества он стабилизируется в своей простоте, не теряет своего божественного свойства даже тогда, когда он от созерацания Божества переходит впоследствии к созерцанию вещей. Поэтому в умной медитации созерцание Божества предшествует всякому другому созерцанию». (глава «Созерцание»).
_______________________________
 1.  Мистагогия 5 . «Когда душа станет единовидной и соединится с собой и с Богом, то уже не останется помысла, по примышлению разделяющего ее на многое; она увенчает главу первым, единственным и единым Логосом и Богом, в Котором, как в Создателе и Творце сущих в соответствии с единой и непомыслимой простотой единообразно существуют и пребывают все логосы сущего. Всматриваясь в [сей] Логос, пребывающий уже не вне ее, но как Целый в целой, сама душа в простом схватывании будет знать логосы и причины сущих, благодаря которым, вероятно, она до  своего обручения с Логосом и Богом медленно продвигалась посредством диэретических методов. И посредством них [логосов] она теперь бережно и гармонично приводится к Нему — Содержителю и Творцу всякого логоса и всякой причины» (Перевод В.В.Петрова)»

 2.  именно «ниспослания», потому что душа не по своей воле возвращается к естественному тропосу, а посылается Богом. Ранее я употреблял слово «нисхождение», которое неверно, если вспомнить комментарии Максима к словам хождение (исхождение), восхождение и вознесение в Трудности 20 (1237С-1240D). Первые два термина относятся к произволению человека, а последний – к действию благодати. Точно также и «ниспослание» - это действие благодати. 

 3.  Позов А.С. Логос-медитация Древней Церкви. (Умное делание) [Сокровище ума и сердца. Молитвенно-аскетический опыт древней церкви] Репринт изд. Мюнхен, 1964 г. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 184 с. http://www.logoslovo.ru/media/all_1_2_1/type_4_1_2_1/item_47403/
Записан
Страниц: 1 ... 4 5 [6]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!