consensus patrum
27 Апрель 2024, 12:30:20 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
Автор Тема: Пётр "был избранным из всех и был устами всего лика апостолов"  (Прочитано 14663 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 16 Февраль 2009, 06:16:42 »

Когда же они обедали, Иисус, говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так. Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.

"Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его заглажено. Об отречении не воспоминает, не порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов и умереть за Меня. Трижды спрашивает его частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словами исправляет падение, бывшее на словах. Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания. После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: "Ты знаешь". Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: "Господи! Ты все знаешь", и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне я люблю Тебя, как мне кажется, но пребудет ли моя любовь на последующее время, это Ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замучен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братиях. Как же предвещает ему мученичество? Слушай. "Когда ты был молод, то препоясывался сам", и прочее. Так как, говорит, ты любишь Меня и не раз обещался в опасностях за Меня положить душу свою, то будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в молодости, то потерпишь в старости. Напоминает ему о прежней жизни, дабы показать, что духовное с плотским находятся в обратном отношении. В житейских делах полезен молодой, а состарившийся бесполезен; в духовных делах, напротив, подвиг блистательнее тогда, когда наступит старость. Говорит это с целью возбудить его любовь и воспламенить к мученичеству. Намекает ему и на то, что и он будет распят. Ибо слова: "прострешь руки твои, и другой препояшет", указывают не на иное что, как на простертие на кресте и на узы. Словами: "когда ты был молод" и опять: "а когда состаришься" показывает, что Петр тогда был ни молод, ни стар, а совершенный муж. Для чего Господь сказал ему, что "другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь"? Хотя Петр желал мученичества, и желал его пламенно, но слова Господа указывают на сочувствие нашего естества к жизни и на то, что душа неохотно разлучается с телом. Ибо Бог так устроил, и устроил на пользу, чтобы мы не убивали сами себя. Посему-то никто, хотя бы и свят был, не отлагает тела бесстрастно. Евангелист, по обычаю своему, в объяснение слов присовокупляет: "сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога". Иисус, говорит, сказал Петру: "прострешь руки твои" и прочее, давая разуметь, что он потерпит за Него мучение. Смерть Петрову называет славою Божиею, потому что страдание за Него до смерти поистине есть слава Божия. Ибо, если душа не убеждена вполне, что Он есть истинный Бог, то человек и не умрет за Него. А посему смерть святых есть подтверждение славы Божией. Иной, может быть, будет находить различие между названиями: "агнцы" и "овцы", между словами: "питать" и "паси". Под "агнцами", может быть, разумеются начинающие, а под "овцами" - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен "питать" агнцев, то есть иметь над ними надзор более простой, и "пасти" овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. "Пасти" выражает надзор более строгий, а "питать" - более нежный. Что же мы воздадим Господу, который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?"
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #1 : 16 Февраль 2009, 06:22:59 »

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет; но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?

"Господь вручил Петру попечение о всех верующих. Ибо, если Иаков и получил престол в Иерусалиме, то Петр - во всей вселенной. После сего Господь говорит ему: "иди за Мною", показывая попечение о нем и Свое великое расположение к нему. Под следованием разумей здесь и исполнительность во всех делах и словах. Ибо те следуют за Ним, которые идут по следам Его жизни и подражают Его исправности во всем. Может быть, повелевает Петру и чувственно следовать за Собою, являя, как я сказал, Свое особенное расположение к нему. Ибо мы делаем последователями своими тех, кои близки к нам. Когда Петр услышал это и удостоился того, что и вселенная ему будет вручена и что он увенчается мученичеством; то, по сильной любви к Иоанну, спрашивает и о нем: "а он что?" не пойдет ли и он тем же путем, которым и мы? не будет ли и он общником в попечении об овцах и заботе о них? Ибо слова: "иди за Мною", почти то же значат, что ступай, принимай овец, выступай во вселенную. Зная, что Петр заботится об Иоанне и не желает разлучиться с ним, Господь, чтобы прекратить неблаговременный их союз и привязанность друг к другу, говорит: тебе поручено дело; совершай его и следуй за Мною, когда Я вывожу тебя на проповедь, вручаю тебе всю вселенную. Если же Я хочу, чтобы он оставался здесь, в окрестностях Галилеи, и не хочу послать его вместе с тобою: что тебе до того? - Слова: "пока прииду", некоторые понимали так: пока Я не приду на распявших Меня иудеев, чтобы наказать их посредством римлян и разрушить город их. Ибо говорят, что апостол сей (Иоанн) почти до правления Веспасиана находился в нагорных местах, проповедовал и пребывал там, а перед взятием Иерусалима удалился оттуда. Итак, поелику им вручалось великое дело - проповедь, им уже не следовало быть вместе друг с другом, но раздельно пойти одному к тем, другому к другим. - Для чего евангелист упоминает о том, что он преклонялся к груди и спрашивал, кто предаст Тебя? Не просто и не случайно, но чтобы показать, что Петр и после отречения своего имел дерзновение пред Господом. Ибо тот (Пётр-прим.моё), кто прежде Креста не смел спросить о предателе, но поручал вопрос другому, именно Иоанну, тому теперь вручается попечение о всех, и он не только вопроса о самом себе не поручает другому, но и о том самом ученике, который пользовался особенною пред всеми любовью, спрашивает Господа и становится как бы ходатаем пред Ним..."
« Последнее редактирование: 16 Февраль 2009, 06:24:35 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 19 Февраль 2009, 18:59:30 »

А откуда цитата? Кто автор?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #3 : 19 Февраль 2009, 19:58:35 »

А откуда цитата? Кто автор?

Простите,оказывается,забыл написать.

Это блж.Феофилакт Болгарский.

Толкование на Евангелие от Иоанна.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #4 : 19 Февраль 2009, 20:00:41 »

Удивительно то,что его не признают католики ни святым,ни тем более кем-то авторитетным.

А он ведь прямо пишет о том,что вселенная дана именно Петру,а не другим апостолам.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #5 : 19 Февраль 2009, 22:38:48 »

Вообще, честно говоря, странно, что блаж. Феофилакт высказал такие мысли насчет апостола Петра. Ведь он ориентировался, насколько мне известно, главным образом на св. Иоанна Златоуста, и фактически заимствовал из творений Златоуста очень много информации для своего толкования. Но Златоуст как-то не ставил Петра выше других апостолов.
Еще более странно, что Феофилакт написал это, если учесть, что в те времена, когда он жил, великий раскол между Востоком и Западом уже произошел.
Может быть, под тем, что Петру вручена вселенная, подразумевается вручение ключей от рая ему?
Но вообще, я когда узнал, что это Феофилакт, крайне удивился. Можно было бы еще ожидать такого толкования от блаженного Августина, Иеронима Стридонского, папы Григория Двоеслова и др. западных отцов, но чтобы восточный отец такое написал...Я не могу адекватно оценить это.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #6 : 19 Февраль 2009, 23:56:14 »

Надо учитывать, что апостол Петр в византийской традиции обозначает не столько кафедру Римской Церкви, сколько любую епископскую кафедру, право хранящую веру, вот здесь Мейендорф об этом пишет:

http://ao.orthodoxy.ru/arch/014/014-mejend.htm#_ftn10


А вот, например, что пишет свщмч. Киприан Карфагенский


"Это бывает оттого, возлюбленнейшие братья, что не обращаются к началу истины, не ищут главы, не сохраняют учения небесного Учителя. Тут нет надобности в пространных рассуждениях и доказательствах: стоит только вникнуть в дело и исследовать его, тогда легко удостовериться в том и кратким изложением истины. Господь говорит Петру: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Мф. 16, 18-19). И опять Он говорит ему же по воскресении своем: паси овцы Моя (Ин. 21, 16). Таким образом основывает Церковь Свою на одном. И хотя по воскресении своем Он наделяет равной властью всех апостолов, говоря: Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы... Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Ин. 20, 21-23); однако, чтобы показать единство [Церкви], Ему угодно было с одного же и предначать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, и — имели равное с ним достоинство и власть; но вначале указывается один, для обозначения единой Церкви. Эту единую Церковь обозначает и Дух Святой в Песни Песней, говоря от лица Господня: едина есть голубица Моя, совершенная Моя; едина есть матери своей, избрана, есть родившей ю (6, 8  )." ("О единстве Церкви")

http://mystudies.narod.ru/library/c/cyprian/unity.htm

Из контекста всего сочинения св.Киприана видно, что здесь речь идет о вселенской Церкви вообще, которую и обозначает ап. Петр как символ единства епископства Церкви.
« Последнее редактирование: 20 Февраль 2009, 01:45:47 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #7 : 20 Февраль 2009, 00:09:44 »

Андрей, но ведь св. Киприан - это тоже западный отец. Поэтому для него Петр - это особая фигура. Хотя вот эти слова кажутся более подходящими для согласия между точками зрения восточных и западных отцов:
"Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, и — имели равное с ним достоинство и власть".
Что касается Феофилакта, то может быть превознесение им апостола Петра - это следствие каких-то реликтовых традиций Болгарской Церкви, сохранившихся от того времени, когда в ней господствовали латиняне (в середине 9 века).
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #8 : 20 Февраль 2009, 00:25:00 »

Андрей, но ведь св. Киприан - это тоже западный отец. Поэтому для него Петр - это особая фигура.

я не об этом, а о том, что Киприан не делает какой-то особой привязки Петра к именно Римской кафедре, по крайней мере из сочинения "О единстве Церкви" этого не заметно.. Вы почитайте статью Мейендорфа, это интересно Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #9 : 20 Февраль 2009, 01:33:01 »

Еще более странно, что Феофилакт написал это, если учесть, что в те времена, когда он жил, великий раскол между Востоком и Западом уже произошел.

в этом-то и объективность св.Феофилакта!

он писал как бы вопреки своей "конфессии".

сразу видно,что это он писал не от себя,а движимый Святым Духом.

кстати,о Петре как высшем из апостолов писали все святые отцы.

чего стоят только слова величайшего богослова св.Феодора Студита.

да и в иконописи у нас до сих пор сохранилась традиция рисовать ключи в руках апостола Петра.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
юрий
Гость
« Ответ #10 : 20 Февраль 2009, 14:41:36 »

Вообще, честно говоря, странно, что блаж. Феофилакт высказал такие мысли насчет апостола Петра. Ведь он ориентировался, насколько мне известно, главным образом на св. Иоанна Златоуста, и фактически заимствовал из творений Златоуста очень много информации для своего толкования. Но Златоуст как-то не ставил Петра выше других апостолов.

Вы правы в том, что блаж. Феофилакт Болгарский «ориентировался» на свт. Иоанна Златоуста, не очень правы в том, что «Златоуст как-то не ставил Петра выше других апостолов».

Вот сравните:

«Здесь Христос опять указывает на Свое попечение о нем и на Свое великое расположение к нему. Если же кто спросит: почему же престол иерусалимский получил Иаков? — то я отвечу, что Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной».
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 88


«Господь вручил Петру попечение о всех верующих. Ибо, если Иаков и получил престол в Иерусалиме, то Петр — во всей вселенной. После сего Господь говорит ему: “иди за Мною”, показывая попечение о нем и Свое великое расположение к нему».
Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

Поэтому римо-католики для своих обоснований любят приводить в пример и говорить, что по учению Златоуста апостол Петр не только был первым, верховным из апостолов, но что он был поставлен Христом, как их глава, как возглавитель вселенского христианства, как верховный настоятель всей Церкви Христовой.

http://catholic.at.ua/index/0-40
Записан
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #11 : 20 Февраль 2009, 16:15:37 »

Нет, ну в конце концов, было же у Римской Церкви в дораскольные времена "первенство чести", поэтому и святые отцы, и св. Феодор Студит в том числе обращались к Римским папам с особой уважительностью и почтением. Это первенство чести основывалось не на каких-то богословских соображениях, а просто потому, что Римская Церковь располагалась в царствующем граде Риме. Впоследствии честь по Римскому епископу получил и епископ Константинополя, потому что Константинополь есть Новый Рим. Но вся проблема в том, что католики решили прихватизировать себе помимо первенства чести еще и первенство власти в Церкви. И пошли по пути денницы: как и он был источающим свет херувимом, и пал по причине своей гордыни и властолюбия и превратился в сатану, так и Римская Церковь из сияющей светом Христовым первой по чести Поместной Церкви стала раскольнической и еретической организацией.
Кстати, с таким же успехом может претендовать на преемство от Петра и Антиохийская Церковь. Он ее тоже основал.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 20 Февраль 2009, 16:27:36 »

согласен.
но власть тоже атрибутируется Риму.

Св. Феодор Студит Константинопольский (759-826), из послания к Императору Михаилу:

"Пусть он (Патриарх Никифор Константинопольский) соберет Собор тех, с кем он разнится в мнениях, и, если невозможно присутствие представителей других Патриархов, непременно могло бы, если бы изволил Император, быть так, чтобы присутствовал Патриарх Запада (Римский Папа), которому дана власть над вселенским собором; но пусть они сотворят мир и единство, послав соборные послания прелату Первого Престола."

(Theodore the Studite, Patr. Graec. 99, 1420)
« Последнее редактирование: 16 Ноябрь 2009, 07:31:48 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #13 : 20 Февраль 2009, 16:38:08 »

которому дана власть над вселенским собором

Я не уверен, но это могло быть личное мнение св. Феодора, поскольку в Православии никогда епископ не стоял выше собора. Да и возможно, эти слова были обычным византийским лукавством, и были сказаны, чтобы не портить и без того шаткие тогда уже отношения Восточной и Западной Церкви. Кроме того, уж кто-кто, а византийский император Михаил был точно уверен, что никому другому, кроме него, власть над собором не принадлежит. Подмигивающий
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #14 : 20 Февраль 2009, 17:39:49 »

сюда скоро перенесут (в Архив) сообщения из группы консенсус патрум в контакте.
там была тема о первенстве Петра с многочисленными цитатами отцов.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #15 : 20 Февраль 2009, 17:42:48 »

Если бы папе была дана власть над собором, то он бы и председательствовал на каждом из вселенских соборов.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #16 : 20 Февраль 2009, 17:43:56 »

В конце концов, у нас в Православии Петр тоже называется "первоверховным", но вместе с апостолом Павлом.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #17 : 20 Февраль 2009, 17:49:01 »

здесь тоже есть интересные нюансы.

Павел говорит,что ему даны язычники,а Петру-иудеи.

о Павле говорится как об особом избранном сосуде.

он был прав в споре с первоверховным Петром.

об Иоанне говорится у блж.Феофилакта,что у него будет особая апостольская миссия в конце времён.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #18 : 20 Февраль 2009, 17:51:06 »

об Иоанне говорится у блж.Феофилакта,что у него будет особая апостольская миссия в конце времён.

А можно цитату?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #19 : 20 Февраль 2009, 18:03:28 »

И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же обратившись видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет; но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, что тебе до того?

Господь вручил Петру попечение о всех верующих. Ибо, если Иаков и получил престол в Иерусалиме, то Петр - во всей вселенной. После сего Господь говорит ему: "иди за Мною", показывая попечение о нем и Свое великое расположение к нему. Под следованием разумей здесь и исполнительность во всех делах и словах. Ибо те следуют за Ним, которые идут по следам Его жизни и подражают Его исправности во всем. Может быть, повелевает Петру и чувственно следовать за Собою, являя, как я сказал, Свое особенное расположение к нему. Ибо мы делаем последователями своими тех, кои близки к нам. Когда Петр услышал это и удостоился того, что и вселенная ему будет вручена и что он увенчается мученичеством; то, по сильной любви к Иоанну, спрашивает и о нем: "а он что?" не пойдет ли и он тем же путем, которым и мы? не будет ли и он общником в попечении об овцах и заботе о них? Ибо слова: "иди за Мною", почти то же значат, что ступай, принимай овец, выступай во вселенную. Зная, что Петр заботится об Иоанне и не желает разлучиться с ним, Господь, чтобы прекратить неблаговременный их союз и привязанность друг к другу, говорит: тебе поручено дело; совершай его и следуй за Мною, когда Я вывожу тебя на проповедь, вручаю тебе всю вселенную. Если же Я хочу, чтобы он оставался здесь, в окрестностях Галилеи, и не хочу послать его вместе с тобою: что тебе до того? - Слова: "пока прииду", некоторые понимали так: пока Я не приду на распявших Меня иудеев, чтобы наказать их посредством римлян и разрушить город их. Ибо говорят, что апостол сей (Иоанн) почти до правления Веспасиана находился в нагорных местах, проповедовал и пребывал там, а перед взятием Иерусалима удалился оттуда. Итак, поелику им вручалось великое дело - проповедь, им уже не следовало быть вместе друг с другом, но раздельно пойти одному к тем, другому к другим. - Для чего евангелист упоминает о том, что он преклонялся к груди и спрашивал, кто предаст Тебя? Не просто и не случайно, но чтобы показать, что Петр и после отречения своего имел дерзновение пред Господом. Ибо тот, кто прежде Креста не смел спросить о предателе, но поручал вопрос другому, именно Иоанну, тому теперь вручается попечение о всех, и он не только вопроса о самом себе не поручает другому, но и о том самом ученике, который пользовался особенною пред всеми любовью, спрашивает Господа и становится как бы ходатаем пред Ним. Подивись, пожалуй, скромности евангелиста, с какою он исправляет ошибочное понимание многих, которые не уразумели сказанного о нем Господом, но подумали, что он не умрет. Этого не было, Господь сказал не то, что он не умрет, но что он не будет проповедовать в одно время с Петром, а останется после него. "Пока прииду", то есть пока Я не захочу вывесть и его на проповедь. Тебя Я ныне вывожу на попечение о вселенной, и ты следуй за Мною, а он пусть останется здесь, пока Я опять приду и выведу и его, как тебя. - Некоторые же так понимают: Петр, услышав, что он умрет за Христа, сказал: что же Иоанн? не умрет ли и он? Христос не отверг этого, ибо всяк, кто родился, тот и умрет, а сказал: если Я хочу, чтобы он пребыл, то есть жил до кончины мира и тогда соделался мучеником за Меня. Отселе и говорят, что он жив, а будет умерщвлен антихристом, когда вместе с Илиею станет проповедовать Христа. Если указывают гроб его, что до того? он вошел в него живой, а потом преставлен, как Енох и Илия. Итак, евангелист опровергает ложное мнение тех, кои подумали, что ученик сей не умрет, а будет бессмертен: ибо сущая ложь, чтобы человек был бессмертен. Хотя Енох и Илия не умирали, однако же они смертны. Так и он, хотя не умер, но умрет. Посему понимание слова: не "умрет" в том смысле, что будет бессмертен, ложно. Иные утверждают, что он умер, а слова: "если Я хочу, чтобы он пребыл" понимают так, как мы выше изъяснили. Мы высказали все мнения, чтобы для любопытных ни одно не было безызвестно. По нашему мнению, слова: "чтобы он пребыл, пока прииду" лучше понимать не о жизни, а о разлуке с Петром, как понимал это достославный и златоустый Иоанн.
« Последнее редактирование: 20 Февраль 2009, 18:06:55 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #20 : 20 Февраль 2009, 18:08:20 »

То есть получается, что апостол Иоанн пребывает сейчас в таком же положении как Енох и Илия?
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #21 : 20 Февраль 2009, 18:18:11 »

да.

есть иконы,где они втроём проповедуют в конце времён.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #22 : 20 Февраль 2009, 18:21:21 »

Любопытно, очень любопытно!
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #23 : 22 Февраль 2009, 21:22:09 »

Павел говорит,что ему даны язычники, а Петру-иудеи.
о Павле говорится как об особом избранном сосуде.
он был прав в споре с первоверховным Петром.


"Мнение Петра о Павле говорит, о Петре больше, чем о Павле".
(с) Спиноза  Улыбающийся

Это интересный вопрос. Павел был прав в отношении доктрины о проповеди язычникам, и мнение Павла было одобрено всеми апостолами, постановившими: "написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе".

Между тем, ради иудеев, и их мнения о Павле, последний дал понять, что не все так однозначно в отношении него: "Тогда Павел, взяв тех мужчин и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение".
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #24 : 26 Февраль 2009, 02:02:55 »

Павлу приходилось снисходить несмелости мысли своих современников,чтобы размежеваться от безблагодатной отныне синагоги ("отныне Дом ваш пуст").

потому он (как и Церковь) мог медленно перекраивать мысли иудеев.

сам же он мыслил куда дальше и выше даже Петра.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #25 : 26 Февраль 2009, 02:50:25 »

Павлу приходилось снисходить несмелости мысли своих современников,чтобы размежеваться от безблагодатной отныне синагоги ("отныне Дом ваш пуст").

потому он (как и Церковь) мог медленно перекраивать мысли иудеев.

сам же он мыслил куда дальше и выше даже Петра.

Не совсем так, если вспомнить Деяния, то Павел прежде всего шел проповедовать иудеям, в синагоги. Его послание к Римлянам изобилует пониманием очередности в приобщении благодати: "во-первых иудею, а потом и эллину...". Конотация проповеди Павла стремится объяснить, что отказ иудеев от принятия Иисуса - вполне соответствует замыслу Божьему - "Они враги благовестию ради вас", стоит пересмотреть три главы к Римлянам, с 9-й по 11-ю включительно. А его интеллект и образованность, признавал и Петр, говоря про Павла: "По данной ему премудрости...".
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!