Neovitos
|
 |
« Ответ #105 : 16 Февраль 2016, 23:52:21 » |
|
Интересно было бы посмотреть, что пишет прот. Вадим Леонов — кандидат богословия, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской Духовной семинарии. - автор учебного пособия "Основы православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013". В инете я нашел только оглавление и введение http://www.rop.ru/d/3000/d/210-78792.pdfМожет, на этом форуме есть выпускники духовных семинарий или академий? Поясните, пжл, как у нас преподаются вопросы антропологии?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
 |
« Ответ #106 : 17 Февраль 2016, 00:03:37 » |
|
Олег, может у вас есть греческий текст аввы Исаии? Вопрос возник в связи с аудиолекцией Дунаева "История Иисусовой молитвы". Я задал ему вопрос в ЖЖ: //В начале лекции, говоря об истории формулы МИ, вы упоминаете об авве Исаии и говорите, что в 12-ом веке им было внесено изменение в формулу молитвы. Не понятно о каком авве вы говорите? У аввы Исаии (4-ый век) читаем: "Много мятутся и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, т.-е. молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя// и получил ответ: //Это другой Исаия: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/slovnik1.htm № 395 А если Вас интересует текст Исаии 5 в. ( http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB/4/Isaias.htm), то это взято Феофаном из апофтегм (алфавитный патерик?), а не подлинных слов, причем именно по данной формуле видна неподлинность апофтегм. В греч. собрании апофтегм в TLG ничего такого, кстати, нет. ПОдобного рода позднейшие вставки -- обычное дело, надо пользоваться только надежными критическими изданиями. ... Если Вы дадите точную ссылку на "подлинник" (греч. текст), я посмотрю. Но суть проблемы я Вам объяснил.// Олег, может у вас есть текст подлинника?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
AlexanderS
Новичок
Offline
Сообщений: 15
|
 |
« Ответ #107 : 17 Февраль 2016, 00:10:02 » |
|
Пожалуй, в обсуждении стоит задействовать еще один источник -- "Увещевательное руководство" прп. Никодима Святогорца -- один из немногих текстов, где излагается исихастская антропология. Русский перевод этого сочинения до сих пор не издан, хотя и готовится, а потому выкладываю греческий текст ( https://yadi.sk/i/1dmR44b9otex9) и английский перевод ( https://yadi.sk/d/7DEOPb2rotjE5).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Олегъ
Новичок
Offline
Сообщений: 25
|
 |
« Ответ #108 : 17 Февраль 2016, 00:22:29 » |
|
Олег, может у вас есть греческий текст аввы Исаии? Вопрос возник в связи с аудиолекцией Дунаева "История Иисусовой молитвы". Я задал ему вопрос в ЖЖ: //В начале лекции, говоря об истории формулы МИ, вы упоминаете об авве Исаии и говорите, что в 12-ом веке им было внесено изменение в формулу молитвы. Не понятно о каком авве вы говорите? У аввы Исаии (4-ый век) читаем: "Много мятутся и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, т.-е. молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя// и получил ответ: //Это другой Исаия: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/slovnik1.htm № 395 А если Вас интересует текст Исаии 5 в. ( http://www.danuvius.orthodoxy.ru/IAB/4/Isaias.htm), то это взято Феофаном из апофтегм (алфавитный патерик?), а не подлинных слов, причем именно по данной формуле видна неподлинность апофтегм. В греч. собрании апофтегм в TLG ничего такого, кстати, нет. ПОдобного рода позднейшие вставки -- обычное дело, надо пользоваться только надежными критическими изданиями. ... Если Вы дадите точную ссылку на "подлинник" (греч. текст), я посмотрю. Но суть проблемы я Вам объяснил.// Олег, может у вас есть текст подлинника? Где-то было у меня издание греч. текста. Поищу. Да только что такое "подлинник" применительно к такому тексту, как Слова аввы Исаии? Неизвестно ведь, какие и когда в него вносились изменения... Рукописей-то пятого столетия в нашем распоряжении, увы, нет.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
 |
« Ответ #109 : 17 Февраль 2016, 13:13:01 » |
|
Пожалуй, в обсуждении стоит задействовать еще один источник -- "Увещевательное руководство" прп. Никодима Святогорца -- один из немногих текстов, где излагается исихастская антропология. Русский перевод этого сочинения до сих пор не издан, хотя и готовится, а потому выкладываю греческий текст ( https://yadi.sk/i/1dmR44b9otex9) и английский перевод ( https://yadi.sk/d/7DEOPb2rotjE5). Да, спасибо, очень интересный текст. Я слышал, что русский перевод скоро выйдет. Английский, конечно, тоже неплохо. Буду постепенно просматривать на предмет полезных вещей для нашего обсуждения
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Виктор Шипилов
Новичок
Offline
Сообщений: 23
|
 |
« Ответ #111 : 17 Февраль 2016, 20:13:07 » |
|
2) Далее Новиков смело утверждает, что ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ прародителей ум, как духовный элемент, находился в сердце и служил связью с Богом. Есть ли подобные мысли у святых отцов? Я не встречал подобного пока. 3) Далее он утверждает, что после грехопадения прародителей ум потерял связь с Богом и нашел ему замену, связавшись с рассудком в голове. Если подобные мысли у кого-то из святых отцов? Аналогично подобных мыслей у святых не встречал пока. 4) Все это служит обоснованием у Новикова для его аскетической техники молитвы, "о возвращении ума в сердце". Есть ли подобные идеи у святых отцов? Лично я не встречал ничего подобного для обоснования техники внимания при молитве у святых отцов.
Добрый вечер! Прошу всех вас простить меня за природную безграмотность и ошибки в набираемых текстах - не имею никакого образования (всю жизнь почти рабочий). Поэтому прошу вашего ко мне снисхождения. Читал последнюю книгу Новикова "Начало молитвы" и с первой страницы до последней набирался уму разуму. Я не только читал, а шаг за шагом впитывал в себя написанное и сверял со своей практикой. Молодец Новиков - все здорово написал и это говорит о его личном опыте как созерцателя. Я практикую Иисусову молитву 11 лет, поэтому многое знакомо на личной практике из того, о чем пишут святые отцы в Добротолюбии. Учился практике молитвы по свт. Игнатию Брянчанинову, именно из его "Аскетические опыты" взял изначально практику держания ума в левой стороне груди на два пальца выше соска. Первое время внимание скользило вниз, но накладыванием ладони под сосок груди возвращал внимание на исходную позицию. Вот уже 10 лет ум находится в области соска левой груди. Все мы хорошо знаем о том, что где наше внимание, там и наш ум. Вот здесь Новиков полностью прав, когда пишет о том, что ум необходимо вывести из головы где расположен разум телесный. Приведу вам пример из практики дней сегодняшних. Мне приходится по работе писать и во время этого мероприятия мой ум произносит слова молитвы в сердце, а разум в голове контролирует само написание.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
 |
« Ответ #112 : 17 Февраль 2016, 20:32:47 » |
|
2) Далее Новиков смело утверждает, что ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ прародителей ум, как духовный элемент, находился в сердце и служил связью с Богом. Есть ли подобные мысли у святых отцов? Я не встречал подобного пока. 3) Далее он утверждает, что после грехопадения прародителей ум потерял связь с Богом и нашел ему замену, связавшись с рассудком в голове. Если подобные мысли у кого-то из святых отцов? Аналогично подобных мыслей у святых не встречал пока. 4) Все это служит обоснованием у Новикова для его аскетической техники молитвы, "о возвращении ума в сердце". Есть ли подобные идеи у святых отцов? Лично я не встречал ничего подобного для обоснования техники внимания при молитве у святых отцов.
Добрый вечер! Прошу всех вас простить меня за природную безграмотность и ошибки в набираемых текстах - не имею никакого образования (всю жизнь почти рабочий). Поэтому прошу вашего ко мне снисхождения. Читал последнюю книгу Новикова "Начало молитвы" и с первой страницы до последней набирался уму разуму. Я не только читал, а шаг за шагом впитывал в себя написанное и сверял со своей практикой. Молодец Новиков - все здорово написал и это говорит о его личном опыте как созерцателя. Я практикую Иисусову молитву 11 лет, поэтому многое знакомо на личной практике из того, о чем пишут святые отцы в Добротолюбии. Учился практике молитвы по свт. Игнатию Брянчанинову, именно из его "Аскетические опыты" взял изначально практику держания ума в левой стороне груди на два пальца выше соска. Первое время внимание скользило вниз, но накладыванием ладони под сосок груди возвращал внимание на исходную позицию. Вот уже 10 лет ум находится в области соска левой груди. Все мы хорошо знаем о том, что где наше внимание, там и наш ум. Вот здесь Новиков полностью прав, когда пишет о том, что ум необходимо вывести из головы где расположен разум телесный. Приведу вам пример из практики дней сегодняшних. Мне приходится по работе писать и во время этого мероприятия мой ум произносит слова молитвы в сердце, а разум в голове контролирует само написание. Мне тоже "Начало молитвы" нравится с практической стороны и знакомо состояние, когда ум находится в сердце, а разум занят умственной работой. Но антропология Новикова оставляет желать лучшего. Похоже, что свой правильный опыт он не может сформулировать на внятном богословском языке
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктор Шипилов
Новичок
Offline
Сообщений: 23
|
 |
« Ответ #113 : 17 Февраль 2016, 20:38:09 » |
|
Мне тоже "Начало молитвы" нравится с практической стороны и знакомо состояние, когда ум находится в сердце, а разум занят умственной работой.Но антропология Новикова оставляет желать лучшего. Похоже, что свой правильный опыт он не может сформулировать на внятном богословском языке. Все мы разные, поэтому каждому что то свое.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктор Шипилов
Новичок
Offline
Сообщений: 23
|
 |
« Ответ #114 : 23 Февраль 2016, 13:34:33 » |
|
В сети довольно популярны аудио лекции и книги Новикова о молитве Иисусовой. Сергий! Первый раз познакомился с книгой Новикова "Меч воина" имея 10 летний опыт молитвы. И с первых страниц проникся написанным. Прочитал книгу на одном дыхании. По прочтении данной книги написал Новикову и он мне порекомендовал его новую "Начало молитвы". Когда я приступил к ее чтению, то понял что это именно то, что мне не доставало все эти годы. Судя по написанию Новиков Н.М. сам практик, имеющий опытного духовника, поэтому выходящее из под его пера говорит о высокой степени самого делателя. В книгах Новикова конкретные советы, он не выдумывает, а делится не только с личного опыта, вся практика его основана на святоотеческом. Удивительно то, что ранее для мирян многое было прикровенно, но благодаря Новикову стало доступно для понимания того или иного практического делания. И это все объяснимо по причине отсутствия опытных старцев внутреннего делания, которых сегодня фактически нет.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктор Шипилов
Новичок
Offline
Сообщений: 23
|
 |
« Ответ #115 : 23 Февраль 2016, 13:35:31 » |
|
Похоже, что свой правильный опыт он не может сформулировать на внятном богословском языке Евгений! Новиков практик а не богослов.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Виктор Шипилов
Новичок
Offline
Сообщений: 23
|
 |
« Ответ #116 : 23 Февраль 2016, 13:36:19 » |
|
2) Далее Новиков смело утверждает, что ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ прародителей ум, как духовный элемент, находился в сердце и служил связью с Богом. Есть ли подобные мысли у святых отцов? Я не встречал подобного пока. 3) Далее он утверждает, что после грехопадения прародителей ум потерял связь с Богом и нашел ему замену, связавшись с рассудком в голове. Если подобные мысли у кого-то из святых отцов? Аналогично подобных мыслей у святых не встречал пока. 4) Все это служит обоснованием у Новикова для его аскетической техники молитвы, "о возвращении ума в сердце". Есть ли подобные идеи у святых отцов? Лично я не встречал ничего подобного для обоснования техники внимания при молитве у святых отцов.
Читал последнюю книгу Новикова "Начало молитвы" и с первой страницы до последней набирался уму разуму. Я не только читал, а шаг за шагом впитывал в себя написанное и сверял со своей практикой. Молодец Новиков - все здорово написал и это говорит о его личном опыте как созерцателя. Я практикую Иисусову молитву 11 лет, поэтому многое знакомо на личной практике из того, о чем пишут святые отцы в Добротолюбии. Учился практике молитвы по свт. Игнатию Брянчанинову, именно из его "Аскетические опыты" взял изначально практику держания ума в левой стороне груди на два пальца выше соска. Первое время внимание скользило вниз, но накладыванием ладони под сосок груди возвращал внимание на исходную позицию. Вот уже 10 лет ум находится в области соска левой груди. Все мы хорошо знаем о том, что где наше внимание, там и наш ум. Вот здесь Новиков полностью прав, когда пишет о том, что ум необходимо вывести из головы где расположен разум телесный. Приведу вам пример из практики дней сегодняшних. Мне приходится по работе писать и во время этого мероприятия мой ум произносит слова молитвы в сердце, а разум в голове контролирует само написание. Мне тоже "Начало молитвы" нравится с практической стороны и знакомо состояние, когда ум находится в сердце, а разум занят умственной работой. Но антропология Новикова оставляет желать лучшего. Похоже, что свой правильный опыт он не может сформулировать на внятном богословском языке
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|