consensus patrum
30 Июнь 2022, 12:38:32 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Предикабилии и предикаменты  (Прочитано 4757 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« : 07 Январь 2013, 04:08:26 »

Общее унивокальное понятие* иногда просто называется "общим" или "универ­салией" (universale).

"Общее", или "уни­версалия", определяется как "одно, при­способленное к тому, чтобы быть прису­щим многим и сказываться о них унивокально и по отдельности" (unum aptum inesse multis et praedicari de illis univoce et distributive). В качестве такового универ­салия подразделяется на метафизическую универсалию и логическую универсалию.

Метафизическая универсалия (universale metaphysicum) есть природа вещи, воспри­нятая в разуме без индивидуальных харак­теристик (например, "человек" или "ло­шадь").
Логическая универсалия (univer­sale logicum) есть само общее рассмотрен­ное в аспекте его общности.

Метафизиче­ская универсалия подразделяется на десять предикаментов (категорий);
логическая универсалия подразделяется на пять преди­кабилий.
----------------
* Общее унивокальное понятие (conceptus universalis univocus) есть то, которое сказывается о многих объектах в одном и том же смысле (напри­мер, "животное" — о человеке и собаке).
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #1 : 07 Январь 2013, 04:09:16 »

ПРЕДИКАБИЛИИ

Любая универсалия как "нечто одно" может сказываться о многом сообразно пяти модусам: т.е.
1) как род,
2) как вид,
3) как отличие,
4) как собственный признак и
5) как ак­циденция.

1) Род (genus) есть "одно, приспособлен­ное к тому, чтобы быть присущим многим, различным по виду, и сказываться о них в смысле "что" незавершенно" (unum aptum inesse pluribus specie differentibus et praedi­ cari de illis in quid incomplete). Иначе гово­ря, "животное" есть род, поскольку "быть животным" присуще многим различным по виду живым существам (например, о лоша­дях и людях), сказывается о них в смысле "что" (т.е. отвечает на вопрос "что есть это?", по способу существительного), но при том не обозначает их сущность полно­стью (поскольку человек по своей сущно­сти есть не просто животное, но "разумное смертное животное").

2) Вид (species) есть "одно, приспособлен­ное к тому, чтобы быть присущим многим, различным по числу, и сказываться о них в смысле "что" завершенно" (unum aptum inesse pluribus numéro differentibus et praedi- cari de illis in quid complete). Иначе говоря, "человек" есть вид, поскольку "быть чело­веком" присуще всем человеческим инди­видам (например, Сократу, Платону и т.д.), различным только по числу, сказывается о них в смысле "что" (т.е. отвечает на во­прос "что есть это?", по способу существительного), и при этом обозначает их сущ­ность полностью (поскольку всякий чело­век по своей сущности есть человек).

3) Отличие (differentia) есть "одно, при­способленное к тому, чтобы быть прису­щим многим и сказываться о них в смысле "какое по сущности"" (unum aptum inesse pluribus et praedicari de illis in quale quid). Иначе говоря, "разумное" есть отличие, ибо сказывается о части сущности (входит в определение сущности человека, по­скольку он есть "разумное животное"), од­нако обозначает эту часть сущности, отве­чая на вопрос "какое?", т.е. по способу прилагательного.

4) Собственный признак (proprium, proprietas, attributum) есть "одно, приспособлен­ное к тому, чтобы быть присущим многим и сказываться о них в смысле "какое" и не­обходимым образом" (unum aptum inesse pluribus et praedicari de illis in quale neces- sario). Так, "способное смеяться" есть соб­ственный признак человека, поскольку хо­тя и не сказывается о сущности человека (ибо "способное смеяться" не включено в его определение), тем не менее, является неотъемлемой характеристикой человека, будучи обусловленным его сущностью, и потому сказывается о человеке в смысле "какое" необходимо (всякий человек спо­собен смеяться: это обусловлено его при­родой). Собственный признак подобает всем индивидам того вида, собственным признаком которого он является, сказывается только о них и всегда. Поэтому мож­но сказать, что собственный признак обра­тим с тем, чему он принадлежит: всякий человек способен смеяться и всякое спо­собное смеяться есть человек.

5) Акциденция (accidens) есть "одно, при­способленное к тому, чтобы быть прису­щим многим и сказываться о них в смысле "какое" и не-необходимым образом" (unum aptum inesse pluribus et praedicari de illis in quale contingenter). Иначе говоря, акциденцией является все то, что сказыва­ется о многом в смысле "какое", но нико­им образом не обусловлено сущностью то­го, о чем сказывается, и может быть как присуще ему, так и не присуще (например, "белый" является акциденцией по отноше­нию к цвету кожи человека).
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #2 : 07 Январь 2013, 04:10:06 »

Предикабилия "род" подразделяется на высший род (genus supremum), низший род (genus infimum) и подчиненный род (genus subaltemum).
Так, в роде субстанции выс­шим родом является "субстанция", подчи­ненным родом — "тело" и "одушевлен­ное", а низшим родом — "животное".

Роды различаются друг с другом посредством отличий, благодаря добавлению которых из более высокого рода образуется более низкий род: например, при добавление от­личия "составное" из рода "субстанция" образуется род "тело", а при добавлении к нему отличия "живое" образуется род "одушевленное".

Подчиненные и низшие роды могут — в несобственном смысле слова — именоваться также и "видами", поскольку являются как бы видами для бо­лее высоких родов. Однако в собственном смысле слова — сообразно представленно­му выше определению — "видом" может быть назван только низший, или "наибо­лее видовой" вид (species specialissima), в котором род получает окончательное за­вершение. Таков, например, вид "человек" или "лошадь".

Отличие, благодаря которому из низшего рода образуется "наибо­лее видовой" вид называется поэтому ви­довым, или видообразующим отличием (differentia specifica): таково в случае чело­века видовое отличие "разумный".

Что касается индивидов, которые при­надлежат к одному виду (например, раз­личные люди, принадлежащие к виду "че­ловек"), то они различаются между собой по числу (ибо они не есть нечто одно, но многое), а также благодаря различным ак­циденциям (например, в случае человека таковыми могут быть рост, вес, цвет волос и т.д.).
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Iohannes
Старожил
****
Offline Offline

Сообщений: 298



« Ответ #3 : 07 Январь 2013, 04:10:57 »

ПРЕДИКАМЕНТЫ (КАТЕГОРИИ)

Метафизическая универсалия подразде­ляется посредством десяти предикаментов, или категории.
Св. Фома полностью при­нимает традиционное учение Аристотеля о категориях, согласно которому к числу ка­тегорий относятся следующие:
1) субстанция (substantia),
2) количество (quantitas),
3) отно­шение (relatio),
4) качество (qualitas),
5) дейст­вие (actio),
6) претерпевание (passio),
7) когда (quando),
8 ) где (ubi),
9) положение (situs),
10) об­ладание (habitus).

Всё из указанного явля­ется высшими родами в своей категории, поэтому можно сказать, что категория в целом есть некий порядок родов, видов и индивидов, упорядоченных по отношению к высшему роду, название которого явля­ется названием всей категории.

Св. Фома дедуцирует указанные десять категорий следующим образом:

"Предикат может относится к субъекту трояко.

Во-первых, когда он тождествен субъекту, на­пример: "Сократ есть живое существо". В самом деле, Сократ есть то, что есть жи­вое существо. И об этом предикате гово­рится, что он обозначает первую субстан­цию, которая является частной, и о кото­рой сказывается всё [остальное].

Во-вто­рых, предикат берется сообразно тому, что присуще субъекту. При этом таковое или присуще субъекту само по себе и безотно­сительно (либо как сопутствующее мате­рии — и тогда оно является количеством; либо таким образом, что сопутствует фор­ме — и тогда оно является качеством), или же оно присуще не безотносительно, но в соотнесении с чем-то (и тогда оно яв­ляется отношением).

В-третьих, преди­кат берется от того, что вне субъекта. И это происходит двояким образом.
а) Одним способом — когда таковое [отчего берет­ся предикат] всецело вне субъекта. И тог­да если таковое не является мерой субъек­та, предикат сказывается по способу обла­дания (например, "Сократ обут" или "Со­крат одет"); а если оно является мерой субъекта, то (поскольку внешняя мера есть либо время, либо место), предикат сказывается по способу времени и есть "когда" или по способу места и есть "где" (в случае, если не рассматривается порядок частей в месте; если же он рассматривает­ся, то предикат сказывается по способу по­ложения).
б) Вторым способом — когда та­ковое [т.е. то, отчего берется предикат] некоторым образом пребывает в субъекте, о котором сказывается предикат. И если это — начало, то предикат сказывается как действие: постольку, поскольку нача­ло действия пребывает в субъекте. А если же это — завершение, то предикат сказы­вается как претерпевание: постольку, по­скольку действие завершается в претерпе­вающем субъекте" (In V Metaph., lect. 9).

Все существующие в реальности вещи подпадают под ту или иную категорию. Од­нако логические сущности (entia rationis), такие как, например, предикабилии, ни к одной из категорий не относятся, посколь­ку не существуют вне человеческого разу­ма. Кроме того, ни к одной из категорий не относится то, что не является целым су­щим (например, части), а также бесконеч­ное (например, Бог), поскольку оно как та­ковое не состоит из рода и отличительного признака, а также некие собрания сущих, не образующих нечто единое по сущности (например, груда камней).
Записан

"при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделён от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом" (c) Libellus Hormisdae
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!