consensus patrum
29 Март 2024, 13:58:08 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ложь и Божий Промысел  (Прочитано 2940 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Stanislav
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 17


« : 05 Октябрь 2012, 23:09:55 »

Как можно увидеть наши святые (св. Иоанн Кассиан Римлянин, свт. Иоанн Златоуст, прп. Иоанн Лествичник, в качестве извинительного греха свт. Августин Аврелий, под видом хитрости свт. Василий Великий(?) и др. ) одобряли или считали извинительной ложь или, как некоторые называют, хитрость(хотя имеется ли под этими словами в данном контексте какое-либо различие понять лично затрудняюсь, потому что приводится одинаковые случаи, например, с благословением Иакова). У св. Иоанна Кассиана мы находим кратко такой перечень целей лжи "кто может перечислить почти всех патриархов и бесчисленных святых, из коих иные для сохранения жизни, другие по желанию благословения, иные для сокрытия какой-либо тайны, иные по ревности к Богу, другие для испытания истины прибегали, так сказать, под покровительство лжи". Но почему же нельзя в случаях опасности говорить правду или просто молчать, говорить, "не хочу говорить", а результат оставить на Промысел Божий? Почему нельзя доверить всецело свою жизнь Богу, чтобы не врать для ее сохранения?
Ведь, если святые говорят, что главное это здоровье души, то разве не вредим мы ей, когда начинаем врать?
Записан
иеромонах Дионисий
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 42


В Дмитриевском храме


WWW
« Ответ #1 : 26 Апрель 2013, 10:17:40 »

Как можно увидеть наши святые (св. Иоанн Кассиан Римлянин, свт. Иоанн Златоуст, прп. Иоанн Лествичник, в качестве извинительного греха свт. Августин Аврелий, под видом хитрости свт. Василий Великий(?) и др. ) одобряли или считали извинительной ложь или, как некоторые называют, хитрость(хотя имеется ли под этими словами в данном контексте какое-либо различие понять лично затрудняюсь, потому что приводится одинаковые случаи, например, с благословением Иакова). У св. Иоанна Кассиана мы находим кратко такой перечень целей лжи "кто может перечислить почти всех патриархов и бесчисленных святых, из коих иные для сохранения жизни, другие по желанию благословения, иные для сокрытия какой-либо тайны, иные по ревности к Богу, другие для испытания истины прибегали, так сказать, под покровительство лжи". Но почему же нельзя в случаях опасности говорить правду или просто молчать, говорить, "не хочу говорить", а результат оставить на Промысел Божий? Почему нельзя доверить всецело свою жизнь Богу, чтобы не врать для ее сохранения?
Ведь, если святые говорят, что главное это здоровье души, то разве не вредим мы ей, когда начинаем врать?

Такие случаи, думаю, есть следствие буквального понимания смысла Писания.

Привожу размышления о том, что, начиная с некоторого уровня духовной жизни, такое понимание должно быть отвергнуто.

Быт.13. Покрывало

1 Изыде же аврам от египта сам и жена его, и вся, елика его, и лот с ним в пустыню.
2 Аврам же бяше богат зело скоты и сребром и златом.
3 И иде отнюдуже прииде, в пустыню до вефила, до места, идеже бе ему куща первее, между вефилем и между агге,
4 на место жертвенника, идеже сотвори его первее: и призва тамо аврам имя Господне.
5 И лоту ходящу со аврамом бяху овцы, и волы, и кущы.
6 И не вмещаше их земля жити вкупе, яко имения их бяху многа: и не можаху жити вкупе.
7 И бысть распря между пастухи скота аврамля и между пастухи скота лотова: хананее же и ферезее тогда живяху на земли (той).
8 Рече же аврам лоту: да не будет распря между мною и тобою, и между пастухи твоими и между пастухи моими, яко человецы братия мы есмы:
9 не се ли вся земля пред тобою есть? Отлучися ты от мене: аще ты на лево, аз на десно: аще же ты на десно, аз на лево.
10 И возвед лот очи свои, виде всю окрестную страну иорданскую, яко вся напаяема бяше водою, прежде неже низвратити Богу содом и гоморр, яко рай Божий, и яко земля египетска, даже приити до зогора:
11 и избра себе лот всю окрестную страну иорданскую, и отиде лот от востока: и разлучистася кийждо от брата своего.
12 Аврам же вселися в земли ханаанстей, лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в содоме.
13 Человецы же сущии в содоме зли и грешни пред Богом зело.
14 Бог же рече авраму, повнегда разлучитися лоту от него: воззри очима твоима и виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу, и ливе, и к востоку, и морю:
15 яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю и семени твоему во веки,
16 и сотворю семя твое, яко песок земный: аще кто может исчести песок земный, то и семя твое изочтет:
17 востав проиди землю в долготу ея и в широту: яко тебе дам ю и семени твоему во век.

18 И отселився аврам, пришед вселися у дуба мамврийскаго, иже бяше в хевроне: и созда ту жертвенник Господу.


***

В Сихеме (междурамие) был дуб высокий, а в Хевроне (связь, соединение) – дуб твердый (мамврийский).

Первый показывал нашу неисправность в разумении, а второй – в соединении.

Разумения чего и соединения с чем?

Думаю, речь идет о ханаанской земле. О том, чтобы разуметь и быть: уничиженным, покорным и подвластным.

Для того чтобы «быть», следует прежде разлучиться с лотом (покрывалом).

Видеть не образы буквального, покрывающие сущее, но их смыслы.

Если этого не сделать, то мы всегда будем увлекаться в сочувствие образов буквального и действовать в их интересах.

Когда же разлучимся, то будем помогать ближнему не потому, что он родственник (племянник), но потому, что Бог велел приходить на помощь ближнему.

Если не так, то мы никогда не научимся равно относиться ко всем.

***

Богу нашему слава. Аминь.
Записан

Прошу ваших молитв
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!