consensus patrum
25 Июнь 2019, 23:28:38 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
Автор Тема: Непадательное состояние в Благовещенье,в котором Марией достигнута равнобожность  (Прочитано 11030 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« : 05 Апрель 2009, 00:42:23 »

через усердные труды человек мог достигнуть покоя (стасиса),стать безгрешным,победить падшее естество и в награду стяжать от Бога непадательное состояние,когда прекращается борьба с законом греха в естестве,когда человек уже не может согрешить,и более того,уже не может хотеть согрешить.

Богу нужен был человек,который бы мог согрешить,но не согрешил бы,чтобы соединившись с ним даровать ему непадательность,покой от борьбы,поскольку Сам Бог во плоти согрешить не может и не может вести борьбу в Своём человеческом естестве.

на земле после многих тысячелетий,наконец,явился,открылся первый подлинный человек:Мария,Которая согласно замыслу осуществила цель ради которой всё было сотворено.

и взошла Она настолько высоко,что в соединении не было разницы между Ней и Богом,кроме разницы в естестве.

именно поэтому было возможно воплощение,т.к.,наконец,появился человек,который бы смог так взойти на небо,что вытянул оттуда Творца,ухватившись за протянутую Им руку.

сделав Единого Бога Своим собственным родным Сыном,Мария достигла такого состояния,которое равночестно существованию человеческого естества в нетварной ипостаси Сына.

а это существование равнобожно.

Р15:
"поскольку было необходимо, чтобы один какой-то человек ясно явил человеческую природу, чем она собственно является, все же прочие люди не смогли подъять этой ноши, то сей жребий достался Пренепорочной. Бог вложил в нас силу через трезвение и усердие, о чем было сказано выше, брать верх над грехом, и вознамерился украсить победивших непадательным пребыванием в добре. И то, и другое было доставлено человеческому естеству Одной лишь Девой: одно, посредством того, что Она Сама по Себе успешно совершила, другое, через Того, Кому стала Матерью."

"именно Она породила [соделала так], чтобы после усердных трудов можно было стать безгрешными и совершенно непадательно пребывать в добре."


16:
"Итак первую, по ходу времени, чистоту человеческому роду представила Мать; Сын же вторую и прекраснейшую. И, конечно, приличествовало, чтобы это досталось прежде всего Блаженной Матери, то есть, чтобы то, что относится к Сыну, по Его же молитве, стало бы и принадлежащим Ей, чтобы Она уступила добродетели Сына и еще больше смогла через Него и прибавила Себе благодаря полученному от Него еще более прекрасную, чем прежде, славу. И как в этом мире, так и в раю, Она явила чистого и совершенного человека, каким в начале он был создан и каким должен был пребывать, и каким мог бы стать позднее, сразившись за Свое благородство. Поскольку надлежало человеческой природе встретиться с Божественной и так крепко соединиться, чтобы в двух природах стала Одна Ипостась, то следовало прежде каждой природе показать себя в незамутненной чистоте. И Бог явил Себя насколько только возможно было Ему явиться. Дева же Одна показала человека; и сим образом, будучи Богом и став человеком, показался Иисус, не прежде чем были отдельно явлены оба [естества], из которых Он. И как Бог, прежде положив в основание разум, а затем создав чувственное начало, в-третьих, творит из обоих соединение, то есть человека, так и, будучи Богом от начала, и явившись человеком едва ли к концу веков, Он стал Богочеловеком в последние сии дни. Поэтому, как я думаю, не в начале, но спустя много веков Бог приобщился человеческой природе в рассуждении того, что тогда она еще истинно не явилась, а теперь впервые открылась."

17:
"Когда же пришла в бытие Дева, тогда Он стал повсюду виден подобно тому, как из всех тел только через воздух мы ясно видим солнце, - ибо воздух не имеет ничего такого чтобы составило препятствие глазам для восприятия света. Таким же образом Она не имела ничего кроме чистоты и это было то, что исключительно сродно Первому Свету."

Б2:
"божественная любовь, поправшая собою все страстное начало в душе; отдание (Себя) Богу; общение с Богом, не допускающее никакого помышления о тварном. Украсив всем названным и тело, и душу, Она обратила к Себе взор Божий; Своей красотой Она явила прекрасным и общее (человеческое) естество, так что Тот, Кто по причине греха оказался во враждебных отношениях с людьми, по причине Девы стал человеком."

3:
"Средостение вражды (ср. Еф.2:14) и преграда оказалась для Нее ничем, все отделявшее род (человеческий) от Бога в том, что касается Ее, было упразднено, так что еще перед всеобщим примирением Она одна заключила с Богом мир, не имея никакой нужды в заключении мира для Себя Самой. Но для других людей Она стала причиной великих благ. Прежде Ходатая Она явилась Ходатаицей за нас пред Богом - если употребить речение Павла (ср. Рим.8:34), - не руки воздымая к Нему за людей, но Жизнь предлагая вместо моления. И добродетель одной души оказалась достаточной, чтобы препобедить злобу всех от века живших людей. Как ковчег, который спас человека при общем для всей обитаемой вселенной кораблекрушении, и сам не явился жертвой общих несчастий, и для рода человеческого сохранил средства (спасения), так произошло и со Святой Девой. Она сохраняла Свой разум столь целомудренным, как будто никакой грех не был испытан людьми, но все пребыли, в чем и были должны, ветхое свое сохраняя обиталище. Пресвятая Дева и представления не имела о разлитой, если так можно сказать, повсюду греховности. Все охватившее наводнение злобы и небо затворило, и ад отверзло, и людей вовлекло в войну с Богом, и изгнало с земли Благого, и поставило на Его место лукавого, но против Блаженной Девы оказалось совершенно бессильным. Хотя оно правило всей вселенной и все привело в смешение, потрясло и разрушило, однако перед одним разумом и одной душой потерпело поражение; и не только перед Ней, но, благодаря Ей, и перед всем человеческим родом отступило."

"Что может сравниться с таким благоразумием? Можно тогда спросить: кем бы Она была, если бы обо всем с ясностью знала заранее и имела бы крылья надежды? Так почему же Дева не была научена всему предварительно? (Ответ) достаточно ясен: не оставалось ничего, в чем бы Она должна была усовершенствоваться, - Она, взошедшая на вершину святости; не было ничего такого, что бы Она могла, добавить к уже имеющемуся у Нее. Не могла стать еще большей в любомудрии Та, Которая обладала его вершиной. Ведь если бы это и было возможно и существовал какой-нибудь вид добродетели, восходящий выше Ее святости, то Она не пренебрегла бы им, так как Она для того и вошла в жизнь, чтобы, имея учителем Бога, протечь (путь добродетели) и быть вполне подготовленной к таинству."

9:
"Ведь если Пренепорочная сохранила все, что должна была соблюсти по отношению к Богу, если Она явилась человеком в высшей степени благоразумным и не пропустила ничего из требовавшегося, возможно ли, чтобы Бог не воздал (Ей должное)? И если ничто из того, что может сделать Матерью Бога, не ускользнуло от Девы, и Она столь сильную к Нему стяжала любовь, едва ли мог Бог не ответить равносильным воздаянием и не сделаться Ее Сыном. И если Он дал вождя лукавым по сердцам их, как бы Он не взял в Матери Ту, Которая во всем и истинно оказалась по сердцу Ему? Так что дар (Богоматеринства) был для Блаженной Девы самым подходящим и приличествующим. Поэтому, когда Гавриил ясно Ей сказал, что Она родит Самого Бога: И будет (Он) царствовать над домом Иакова во века, и Царству Его не будет конца (Лк.1:33), - Дева с радостью приняла его слово, как будто узнала о чем-то обыкновенном, нисколько не странном и не отклоняющемся от привычного порядка вещей. И Она сказала блаженным языком, свободной от тревоги душой и исполненным спокойствия разумом: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему."

10:
"Она сказала, и дело последовало за словами; Слово стало плотию и обитало с нами (Ин.1:14) . Как только Дева дала ответ Богу, Она принимает Духа, созидающего эту единобожную плоть. Подлинно был глас Ее гласом силы (Пс.67:34), как сказал Давид: и по слову Матери образуется Слово Отчее, и по гласу создания созидается Творец. Подобно тому, как при словах Божиих: да будет свет (Быт.1:8 ), тотчас стал свет, так и вместе с гласом Девы воссиял Свет истинный. И стал единым с плотию и был носим во чреве Тот, Который просвещает всякого человека,, приходящего в мир (Ин.1:9).
О, священный глас! О, многомощные глаголы! О, блаженный язык, сразу всю вселенную вызывающий из бездны! О, сокровище сердца, в немногих словах изливающее на нас множество благ! Эти слова сделали землю небом, сделали ад пустым от узников, небо заселили людьми, ангелов соединили с человеками, единый составили хор из рода земного и небесного вокруг Того, Кто имеет в Себе и то, и другое, одним быв всегда, другим же став."
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 00:43:57 от Ioann22 » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #1 : 05 Апрель 2009, 13:30:48 »

 Шокированный
Равнобожность Марии - это марионитская ересь и идолопоклонство. И никто меня в обратном не переубедит.
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 13:33:06 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #2 : 05 Апрель 2009, 13:47:21 »

К Деве Марии можно прилагать самые возвышенные эпитеты, величать Ее выше Херувимов и Серафимов, но приравнивать Ее к Богу, делать богиней - это просто богохульство. Других слов у меня нет.
Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Кирилл Кострыкин
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 589


Пока я дышу, я надеюсь


« Ответ #3 : 05 Апрель 2009, 13:51:13 »

Вообще корни всех марионитских ересей растут из язычества, поскольку новообращенным язычникам, не сумевшим преодолеть в себе языческие наклонности, нужна была богиня-девственница, богиня-мать, подобная какой-нибудь Астарте, Кибеле, Артемиде, Афине, Исиде...И они нашли такой объект для поклонения в Деве Марии, которая наверное ужаснулась на небесах, узнав, что Ее воспринимают в качестве богини!
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 13:52:54 от Кирилл Кострыкин » Записан

"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #4 : 05 Апрель 2009, 14:34:58 »

Шокированный
Равнобожность Марии - это марионитская ересь и идолопоклонство. И никто меня в обратном не переубедит.

Вообще-то, Кирилл, надо не только название темы читать, а и сообщение в теме, как Вы полагаете, а? А главное - крепко подумать, прежде чем кого-либо обвинять в ереси, даже не потрудившись разобраться в смысле того, что человек написал.

« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 14:36:57 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #5 : 05 Апрель 2009, 16:52:11 »

я просто ещё не всё написал )

далее будет ещё страшнее.

кстати,там я и объясню причину возникновения у всех людей,независимо от религии,феномена культа богини.
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #6 : 21 Октябрь 2009, 23:14:31 »

я просто ещё не всё написал )

далее будет ещё страшнее.

кстати,там я и объясню причину возникновения у всех людей,независимо от религии,феномена культа богини.

Хотелось бы ознакомиться. Если не сложно - продолжите, пожалуйста. Или подскажите, где можно прочесть?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #7 : 21 Октябрь 2009, 23:23:01 »

Цитировать
Вообще корни всех марионитских ересей растут из язычества, поскольку новообращенным язычникам, не сумевшим преодолеть в себе языческие наклонности, нужна была богиня-девственница, богиня-мать, подобная какой-нибудь Астарте, Кибеле, Артемиде, Афине, Исиде...И они нашли такой объект для поклонения в Деве Марии, которая наверное ужаснулась на небесах, узнав, что Ее воспринимают в качестве богини!


Подобное мнение - штамп, распространяемый противниками Христианства : атеистами, агарянами, иудеями.

Пресвятая Богородица действительно по Своей обоженности, святости, чистоте выше всех вместе взятых Ангелов и святых угодников, Она является Богом по благодати.
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #8 : 27 Октябрь 2009, 00:27:02 »

я просто ещё не всё написал )

далее будет ещё страшнее.

кстати,там я и объясню причину возникновения у всех людей,независимо от религии,феномена культа богини.

azamat, можно Вас попросить озвучить "страшное"?
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #9 : 27 Октябрь 2009, 01:52:57 »

http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=138.0
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #10 : 27 Октябрь 2009, 01:56:49 »

Хотелось бы, чтобы при цитировании были указаны текстовые источники.

Шифрованные обозначения типа Р15 или Б2 мне непонятны.  Улыбающийся
« Последнее редактирование: 27 Октябрь 2009, 01:58:56 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #11 : 27 Октябрь 2009, 02:10:04 »


Цитата: azamat
Дева с радостью приняла его слово, как будто узнала о чем-то обыкновенном, нисколько не странном и не отклоняющемся от привычного порядка вещей. И Она сказала блаженным языком, свободной от тревоги душой и исполненным спокойствия разумом: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему."

А как отнестись к богослужебным текстам, в которых вместо краткого ответа Марии - развернутый диалог, с рефлексией позднего аскетического опыта (опасение прельщения, вопрошание на эту тему...)? Немного иная получается интонация.

Чему отдавать предпочтение, если есть разночтения -  богослужебным текстам, или текстам индивидуального авторства?
Записан
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #12 : 27 Октябрь 2009, 03:06:13 »

Хотелось бы, чтобы при цитировании были указаны текстовые источники.

Шифрованные обозначения типа Р15 или Б2 мне непонятны.  Улыбающийся

это слова св.Николая Кавасилы.

Р означает "Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы":

http://web.archive.org/web/20071012195318/pagez.ru/lsn/0504.php

Б -- "Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии":

http://web.archive.org/web/20071012192128/pagez.ru/lsn/0503.php

У -- "Слово на достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы":

http://web.archive.org/web/20071012193336/pagez.ru/lsn/0505.php
Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #13 : 27 Октябрь 2009, 03:17:01 »

Чему отдавать предпочтение, если есть разночтения -  богослужебным текстам, или текстам индивидуального авторства?

мне кажется,что в таких случаях нужно исходить из определённого дискурса.

Кавасила хотел подчеркнуть такую высоту Её святости,что Боговоплощение Ею не воспринималось как что-то неожиданное,как это бывает с теми людьми,которые чувствуют себя недостойными какого-нибудь необычайного великого дара.

Она восприняла это как положено,как достойная этого Дара.

нам сложно это понять,потому что люди реагируют совсем по-другому связи со своей греховностью.

для них это был бы признак какой-то гордости.

но Пресвятая была лишена гордости и стыда.

как писал свт.Игнатий Брянчанинов,Она не имела стыда,потому что была бесстрастна совершенно и смотрела прямо,не тупя глаза,как это делают люди страстные и стеснительные.

точно также и здесь: у Неё не было мыслей о недостоинстве.

богослужебные тексты акцентируют на Её величайшей трезвенности в аскетике.

ведь важно было подчеркнуть то,что Ей не привидилось явление Гавриила и его слова.
« Последнее редактирование: 27 Октябрь 2009, 03:18:32 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #14 : 27 Октябрь 2009, 04:12:56 »

А как отнестись к богослужебным текстам, в которых вместо краткого ответа Марии - развернутый диалог, с рефлексией позднего аскетического опыта (опасение прельщения, вопрошание на эту тему...)? Немного иная получается интонация.

а не могли бы Вы процитировать, какого рода тексты имеются ввиду? чтобы можно было поточнее понять, о чем речь.



Чему отдавать предпочтение, если есть разночтения -  богослужебным текстам, или текстам индивидуального авторства?


так у богослужебных текстов - канонов и акафистов - тоже ж есть индивидуальные авторы. Я, честно говоря, не вижу разницы. Литургический текст содержит в себе то же самое высокое богословие, которое может быть изложено другим автором прозой в каком-либо богословском сочинении.

Предпочтение, думаю, надо отдавать тем текстам (литургическим или чисто богословским) где содержится православное учение  Улыбающийся


Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #15 : 27 Октябрь 2009, 04:58:17 »

Цитата: tatiana
а не могли бы Вы процитировать, какого рода тексты имеются ввиду?

На вечерне в Праздник Благовещения поются следующие стихиры (для удобства текст в русском переводе):

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/blg01.shtml

Цитировать
Сжалившись над созданием Своим, Создатель / и по собственному состраданию приклонившись, / во чрево Девицы, Божией Отроковицы вселиться спешит. / К Ней пришел великий Архангел, возглашая: / "Радуйся, Богом облагодатствованная! / Не страшись меня, Архистратига Царя, / ведь обрела Ты благодать, / которую потеряла прежде Ева, праматерь Твоя, / и зачнешь и родишь Сына, / Отцу единосущного!"

"Необычайно слово твое и вид, / необычайны твои речи и известия", / – Мариам возгласила ко Ангелу, – / "В заблуждение не введи Меня: / Я – Отроковица, не посвященная в тайну брака, / Ты же говоришь, что зачну Я беспредельного. / И как вместит Мое чрево Того, / Кого пределы Небес вместить не могут?" / – "Авраамова хижина да научит Тебя, Дева, / некогда Бога вместившая, / прообразуя Бога принявшее чрево Твое!"
       
В шестой месяц Архистратиг послан был / к Тебе, Деве и Чистой, / возвестить Тебе слово о спасении, / а вместе с тем и воззвать Тебе: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! / Ты родишь Сына, предвечно рожденного от Отца / и спасет Он народ Свой от грехов их!"


"Почему вид твой огненный?" – / Гавриилу Священная сказала с изумлением, – / "Каково звание твое / и в чем слов твоих сила? / О деторождении ты возвещаешь Мне, / Я же опыта общения с мужем не имею. / Далеко отойди, не прельсти меня, человек, / как прежде Еву праматерь змий-обманщик!"

Вот еще из Утрени того же праздника:

Ум всяк побеждается земных, – отвеща Девица, – / ищущи, яже Мне вещаеши, преславная: / слышах твоя словеса, но боюся, ужасающися, / да не лестию Мя, яко Еву, далече послеши от Бога. / Но обаче се вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа и превозносите Его во веки.



Цитата: tatiana
у богослужебных текстов - канонов и акафистов - тоже ж есть индивидуальные авторы.

Да, но если сочинение существует не просто как текст, а еще и введен в богослужебную практику - это вроде как повышение его статуса, свидетельство соответствия духу Предания.

Цитата: tatiana
Предпочтение, думаю, надо отдавать тем текстам (литургическим или чисто богословским) где содержится православное учение

Критерий православности не всегда на поверхности. Здесь, на форуме,  - это консенсус Св. Отцов. Но даже внутри него существует разброс мнений. Форумские разговоры касались, например, "искупительной жертвы" -  даже это понималось разными отцами по-разному.

« Последнее редактирование: 27 Октябрь 2009, 05:39:03 от seksta » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #16 : 28 Октябрь 2009, 13:11:22 »

Кавасила хотел подчеркнуть такую высоту Её святости,что Боговоплощение Ею не воспринималось как что-то неожиданное,как это бывает с теми людьми,которые чувствуют себя недостойными какого-нибудь необычайного великого дара.

Она восприняла это как положено,как достойная этого Дара.

нам сложно это понять,потому что люди реагируют совсем по-другому связи со своей греховностью.

для них это был бы признак какой-то гордости.

но Пресвятая была лишена гордости и стыда.

как писал свт.Игнатий Брянчанинов,Она не имела стыда,потому что была бесстрастна совершенно и смотрела прямо,не тупя глаза,как это делают люди страстные и стеснительные.

точно также и здесь: у Неё не было мыслей о недостоинстве.

богослужебные тексты акцентируют на Её величайшей трезвенности в аскетике.

ведь важно было подчеркнуть то,что Ей не привидилось явление Гавриила и его слова.

Азамат хочет наверное сказать о том, что Богородица была бесстрастна по благодати.

Приведу некоторый текст, который мне показался интересным, относительно бесстрастия.

Г.И.Беневич в одной из своих статей (О возможности и невозможности всеобщего спасения, в сборнике «Искупление») приводил мысли св.Григория Чудотворца, трактат «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога».

Приведу эти цитаты:
«Мы утверждаем, что только Тот действительно является высочайшим, свободным, кто не претерпевает противодействия от закона своей природы.»
«Та воля бесстрастна, которая силою необходимости не удерживается от того, чтобы прийти к тем людям, которые жаждут божественного промышления».
И наконец:
«Для Бога было бы величайшим страданием не радеть о людях, не хотеть совершать благое и не иметь попечение о человеческом роде».


Дальше цитирую Григория Исааковича:
«Итак, св.Григорий переформулирует само понятие бесстрастия, не отказываясь от него. Это понятие у него охватывает не только природу, но и волю. При этом он не допускает, что в Боге есть страдание. Но он не пользуется и той формулой, которая появится позднее в христологии: Бог, бесстрастный по Божеству, страдал по человечеству. Его интересует другое: не различить Божественное и человеческое во Христе, но сказать о том, что Бог является в Своем подлинном бесстрастии не тогда, когда Он не соприкасается с творением, но тогда, когда Он спасает Свое творение, принимая за него страдание. Это он и называет блаженством: «Блажен тот, кто является помощником людей и подателем силы тем, кто лишился надежды».»

Это замечательная, на мой взгляд, мысль о подлинном бесстрастии не как абсолютном покое, а как полной отдаче Себя другому, даже до смерти, для спасения этого другого.

Думаю, эта мысль применима и к Богоматери, к ее бесстрастию по благодати, которое проявилось в такой ее полной отдаче себя Богу, что Он мог воплотиться и спасти род человеческий.

Для того чтобы Бог смог отдать Себя нам, Богородица прежде отдала себя Ему в полноте бесстрастия, которое является и полнотой блаженства, и вместе с тем полнотой страдания.

Наверное, поэтому мы обращаемся к Богородице "спаси нас", как не обращаемся ни к какому святому, которые тоже боги по благодати.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #17 : 28 Октябрь 2009, 15:52:22 »

Цитата: tatiana
поэтому мы обращаемся к Богородице "спаси нас"

Татьяна, а что стоит за этим обращением, какой смысл? Как Она спасает?

Сама тоже обращаюсь к Ней с такими словами. Это церковная формула. Но не уверена, что понимаю суть.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #18 : 28 Октябрь 2009, 17:04:15 »

ПРО СТРАСТЬ И БЕССТРАСТИЕ.

Цитата: tatiana
Для того чтобы Бог смог отдать Себя нам, Богородица прежде отдала себя Ему в полноте бесстрастия, которое является и полнотой блаженства, и вместе с тем полнотой страдания.

Согласна. Бесстрастие совместимо с претерпеванием сильного страдания.

Страсть - это когда силы души функционируют как влекущий нас поток, которому мы не можем противодействовать. Это реальность сознания, не находящегося в состоянии целостности. Это всегда во времени разворачивается, как стяжка между двумя смысловыми точками, поэтапно разведенными. Стяжка упругая, создающая напряжение и энергию движения.  

Тот, Кто знает концы и начала, Кто знает,  что одно другое исполняет, Кто реально в этом КОНЕЧНОМ ИСПОЛНЕННОМ пребывает - Он в текущем и изменяющемся пребывает БЕССТРАСТНО. Нет неполноты сего мига и болезненной нужды в будущем. Проживаемое претерпевается без уловления ума в состояние влечения.

Страсть - это не сам факт наличия страданий  - это состояние пленения ума ими. Когда желание избегнуть их становится автономно действующей внутренней силой, не управляемой личной волей.

Если вернуться к мысли Григория Чудотворца:

Цитата: св.Григорий Чудотворец
Тот действительно является высочайшим, свободным, кто не претерпевает противодействия от закона своей природы.

Я бы сказала  - кто в ситуации природного противодействия живет законом сверхприродной свободы.
« Последнее редактирование: 28 Октябрь 2009, 17:16:28 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #19 : 28 Октябрь 2009, 17:12:36 »

Если теперь вернуться к личности Богородицы.

Голгофские мучения Сына - это и ее материнские мучения. В Писании об этом мало. Но вот в богослужебных текстах существует целый пласт песнопений от Ее Лица - Крестобогородичны. Объем и глубина этих текстов не позволяет их игнорировать, рассматривать как нечто несущественное.

Рассуждения о Ее жизни без учета этой Ее крестной реальности не полны.

Я не знаю, где у отцов об этом. Может кто-нибудь поделится, если знает?

 
« Последнее редактирование: 28 Октябрь 2009, 17:19:55 от seksta » Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #20 : 28 Октябрь 2009, 20:22:41 »

Как Она спасает?

Отчасти изложено здесь
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #21 : 29 Октябрь 2009, 18:16:50 »

Цитата: tatiana
поэтому мы обращаемся к Богородице "спаси нас"

а что стоит за этим обращением, какой смысл? Как Она спасает?


здесь придумывать каких-то заумных ответов не нужно, поскольку давно уже все сказано об этом. Я навскидку приведу цитату, но без какой-либо претензии на окончательный ответ, поскольку в море Предания есть очень много спасительных лодей, вот одна из них (имею ввиду сами слова):


Пселл, Слово на Благовещенье Пресвятой Богородицы

«ум Ее держался Бога, поскольку ничего другого, что бы владело Ее мыслями, в Ее душе не жило; тело же держалось ума, так что Она всецело жила в Боге. Она настолько была исполнена божественной благодати, что вся - вместе с телом - была свята, вся светла, вся непорочна и, можно сказать, вся божественна. И, вот, Она обитала на земле и попирала сущий внизу земной прах; от неприступной же Троицы - если долженствует и это дерзновенно сказать - далеко не отступала, будучи выше Серафимов, даже и прежде Своего зачатия (Сына Божиего) видя Бога и неизреченно в созерцаниях (в размышлениях о Нем) зачиная Его (в Своем сердце), чревонося Его (в уме) и рождая (доброделанием в жизни), как позднее и самым делом это было Ей суждено.»

«Она не идет в сравнение ни с кем и ни с чем. Потому что превосходство Ее величия не может быть уподоблено или сравнено с какой-либо природой или естеством. Она стала Матерью и при этом пребыла Девой. Слово Божие прошло чрез Нее: вошло и вышло, и ключи девства не нарушило, и печать осталась нерушимой. Она - Вертоград (сад) заключенный и Источник запечатленный.[17] Она - и Кивот святыни Господни, и прозябший Жезл Христов, и священный Алтарь, как завесой, девством сокровенный. Она - Гора усыренная и тенистая. Она поистине - Небо, и даже большая, чем небо, и есть и именуется как вместившая Невместимого и объявшая Необъятного. Она - Тема Пророков, и начало, вместе же и конец пророчеств. Посредством Нее Бог сошел к нам, а мы взошли к Нему. О, Лествице, восходящая до Неба и премирная! О, единородная с нами; неприступная же и для самих Ангелов: Лествице, Которою мы восходим на Небо, дабы вместе с Нею наслаждаться счастьем у Высшего Существа.
»


Богородица как Лествица на небо - это очень близкий мне лично путь. Это мой способ понимания слов "спаси нас", обращенных к Богоматери.

Молитвами к Ней, и Ее заступничеством за нас перед Сыном мы можем сподобиться зачинать Бога в своем сердце, чревоносить Его в уме и рождать доброделанием в жизни.

Она взошла на такую высоту святости, что смогла телесно (не только в уме) родить Бога. В этом Она не может сравниться ни с кем и ничем ни на земле ни на небе.

Ее ходатайство перед Сыном сильнее ходатайств святых, потому что Ее Богоматеринство дает Ей исключительное дерзновение перед Богом.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #22 : 29 Октябрь 2009, 21:28:32 »


Цитата: azamat
Дева с радостью приняла его слово, как будто узнала о чем-то обыкновенном, нисколько не странном и не отклоняющемся от привычного порядка вещей. И Она сказала блаженным языком, свободной от тревоги душой и исполненным спокойствия разумом: Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему."

А как отнестись к богослужебным текстам, в которых вместо краткого ответа Марии - развернутый диалог, с рефлексией позднего аскетического опыта (опасение прельщения, вопрошание на эту тему...)? Немного иная получается интонация.

Чему отдавать предпочтение, если есть разночтения -  богослужебным текстам, или текстам индивидуального авторства?


Надо рассматривать эти тексты в свете толкования свв. отцов

бл. Феофилакт Болгарский, в толковании на 1гл. от Луки отвергает возможность неверия вести, принесенной Архангелом:

"Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.Дева сказала: "кaк будет это" не потому, что она как бы не поверила, но потому, что она, как мудрая и разумная, желала узнать образ настоящего события, ибо ничего подобного не было прежде сего и ни после сего не будет.

свт. Григорий Палама

"Благодатная же Дева, когда услышала эти необыкновенные и божественные слова к Ней Архангела: "Господь с Тобою" и "се зачнеши и родиши Сына", царствующего во веки - Сына Вышняго, - сказала: "Како будет сие, идеже мужа не знаю". Ибо хотя и весьма духовное и высшее телесных страстей ты Мне приносишь Благовещение, однако, ты Мне возвещаешь зачатие, и чревоношение и рождение, которые следуют в соответствии с зачатием; но как же это будет Мне, когда Я мужа не знаю", - говорит Она. Говорит же это Дева отнюдь не потому, что не верила бы словам Архангела, но из желания узнать по возможности, как это произойдет."

но более подробно об этом говорит св. Николай Кавасила:

"Кто такой я, и что такое дом отца моего? (ср. 2Цар.7:18). И мною ли, Господи, ты спасешь Израиля? (ср. Суд.6:36) Такие слова прилично слышать от праведных, когда они призываются к делам, которые совершались многими людьми много раз. А Блаженная Дева, побуждаемая не к чему-либо из дел обычных и не к соответствующему природе, но к превосходящему всякую силу разума - ибо разве не таковым является землю возвести на небо и посредством Себя все преобразовать и переменить? - не поколебалась в намерении и душу не сочла умаленной перед деянием. Но подобно тому как мы не испытываем никакого неудовольствия, когда свет приближается к глазам и не находим ничего необыкновенного в утверждении, что солнце, восходя над землей, начинает день, так и Дева не услышала ничего нового, когда узнала, что будет способна принять и зачать Самого Бога, для Которого не существует никакого места. Она не прошла мимо (ангельского) обращения без рассмотрения, не испытала никакого легкомыслия, не предалась излишеству хвалебных слов, но со вниманием рассмотрела приветствие. Она осведомляется об образе зачатия и стремится его понять. Она не прибавляет вопроса о том, является ли Она удовлетворяющей и соответствующей такому великому служению и достаточно ли Она очистила тело и душу. Она недоумевает лишь о том, что относится к естеству; что касается подготовки души, то Она опускает. О первом Она требовала объяснения у Гавриила, о втором знала по Себе Самой. Она имела в Себе ту смелость и дерзновение к Богу, которые бывают, как о том говорит Иоанн (ср. 1Ин.3:21), когда сердце наше не осуждает нас.

VI. "Как будет это?" - спрашивает Она. "Не потому говорю Я так, что нуждаюсь в большем очищении или высшем любомудрии, но потому, что у посвятивших себя девству, каковой путь жизни и Я избрала, естество не может зачать".

"Как будет это, когда Я мужа не знаю?" - говорит Она. "Я готова к восприятию Бога, достаточно подготовлена. Скажи Мне, однако, может ли подчиниться естество и каким образом". И потом, после того, как Гавриил рассказал об образе чудесного чревоношения: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк.1:34-35), - и изъяснил все к тому необходимое, - Дева более не выражает сомнения в благовестии. Она блаженна как потому, что явилась служительницей преестественных таинств, так и потому, что поверила, что Она будет достойна такового служения. И то не был результат легкомыслия, но Она подлинно обнаружила некое чудное и неизреченное сокровище совершенного любомудрия, веры и чистоты, что и засвидетельствовал Дух Святый, когда нарек Ее блаженной, как принявшую слово и без колебаний подчинившуюся благовестию. Ведь блаженной назвала Ее матерь Иоанна, когда исполнилась Духа Святого, сказав: "Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лк.1:45).

"Се, Раба Господня" (Лк.1:38), - слова Марии.

По праву Раба Господня та, которая уразумела вполне пришествие Владыки; тотчас открыла Ему, Пришедшему и Постучавшему (ср. Апок.3:20), как говорит (Писание), дом и дала жилище Бывшему до того без дома. Как у первого Адама, ради которого все видимое было создано, при том, что не было нужды ни в чем другом, не обреталось помощника до Евы, так и у Слова все приведшего (к бытию) и даровавшего всему сотворенному подобающее место, до Девы не было ни дома, ни места. Но Она не дала сна очам Своим и веждам Своим дремания (Пс.131:4), доколе не нашла места и жилища Ему. Можно считать, что эти слова, изреченные устами Давида, произнесены Пренепорочной, ибо Давид был начальником рода Ее. Подобным образом, как сказал Павел, и Левий, еще будучи в чреслах отца, дал десятину (Евр.7:9-10) Мелхиседеку в лице Авраама. Однако самым великим и чудесным является то, что Дева, не будучи предуведомлена и ничего не зная о Таинстве заранее, оказалась столь готовой и достойной, что Бога, пришедшего внезапно, Она приняла, как то подобало - спокойной и бодрствующей душой.

VII. Она ответила этим подобающим и приличествующим Ей словом, чтобы все люди увидели благоразумие, которым обладала Блаженная Дева, чтобы увидели, что Она была творением новым и высшим человеческого естества, чтобы увидели, что Она превосходила силу всякого ума. Ибо Дева воспламенилась в душе Своей столь дивной любовью к Богу, не будучи предуведомлена ни о чем из того, что с Ней должно будет произойти и в чем надлежало участвовать только Ей одной, но лишь на основании тех общих даров людям свыше, которые были или уже даны, или обетованы на будущее. Как Иов вызывает восхищение не столько из-за того, что терпеливо переносил удары, сколько из-за того, что (делал это), ничего не зная о будущем воздаянии за испытание, - так и Она соблюла Себя достойной для превосходящих разумение даров, не зная о них, и была Она брачным чертогом, не ожидавшим Жениха; и была Она небом, не ведавшим, что на нем будет восход солнца."


http://www.pagez.ru/lsn/0503.php




Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #23 : 03 Ноябрь 2009, 15:19:37 »


если сочинение существует не просто как текст, а еще и введен в богослужебную практику - это вроде как повышение его статуса, свидетельство соответствия духу Предания.

Цитата: tatiana
Предпочтение, думаю, надо отдавать тем текстам (литургическим или чисто богословским) где содержится православное учение

Критерий православности не всегда на поверхности. Здесь, на форуме,  - это консенсус Св. Отцов. Но даже внутри него существует разброс мнений. Форумские разговоры касались, например, "искупительной жертвы" -  даже это понималось разными отцами по-разному.


Когда существует разброс мнений отцов по какому-нибудь вопросу, то их высказывания не противоречат, а дополняют друг друга. На это стОит обратить внимание, когда вновь возникнут терзания о том, что какой-нибудь вопрос "понимается разными отцами по-разному".

А консенсус - это единодушно высказываемое всеми отцами суждение по какому-либо вопросу. Внутри него "разброса мнений" быть не может, поскольку это по определению "согласие отцов".

Консенсус отцов может быть найден, как я понимаю, не по всякому вопросу, то есть этот критерий - "консенсус патрум" - это идеал, высший авторитет в богословских, вероучительных, догматических вопросах.

Но в чем всегда существовало и всегда будет существовать согласие отцов - так это в том, что их творения соответствуют духу Предания, и в этом смысле любой отец и учитель Церкви, а не только "консенсус отцов", является авторитетом для православного верующего.

Вот и критерий так называемой "православности"  Веселый - соответствие духу Предания, который Вы, Елена, сами же и назвали.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2342



« Ответ #24 : 03 Ноябрь 2009, 16:31:32 »

Консенсус отцов может быть найден, как я понимаю, не по всякому вопросу, то есть этот критерий - "консенсус патрум" - это идеал, высший авторитет в богословских, вероучительных, догматических вопросах.

Но в чем всегда существовало и всегда будет существовать согласие отцов - так это в том, что их творения соответствуют духу Предания, и в этом смысле любой отец и учитель Церкви, а не только "консенсус отцов", является авторитетом для православного верующего.

+, хорошо сказано
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Страниц: 1 2 [Все]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!