Денис В.С.
|
|
« Ответ #30 : 09 Февраль 2012, 19:02:21 » |
|
Я не спорю со св.Василием Великим, это вы неадекватно его понимаете. У св.отцов, совершенство человечества Христа означает полноту восприятия Им человеческой природы, а не то, чтобы он зачался 9-ти месячным младенцем. Именно это утверждение я и назвал глупостью. Свт. Василий Великий очень чётко говорит не о восприятии полноты человеческой природы Логосом (это итак понятно), а именно о Сверхъестественном Зачатии Логоса как Человека. " Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Мф 1:20). Из этого ясно следует, что тело Господа произошло не по общему естественному закону плоти. В самом деле, Носимый во чреве мгновенно достиг совершенного состояния плоти, не проходя постепенного развития во времени. Об этом говорят сами [Евангельские] слова, ибо сказано не "зачатое", но "родившееся". Подумайте какой был смысл потом возрастать до 33-летнего возраста? Чтобы не казаться людям призраком по объяснению блаж. Феофилакта Болгарского. " Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #31 : 10 Февраль 2012, 01:09:28 » |
|
ибо сказано не "зачатое", но "родившееся". Греческий глагол, который используется в этом тексте, можно перевести как "порожденное" (такое первое значение, предлагаемое словарем) - т.е. порожденное Духом Святым. Ну или "зародившееся". Родившееся - это уже вышедшее из лона матери. Тут это значение все равно мало подходит. P.S. Денис, вы иногда слишком прямолинейно, в лоб, понимаете высказывания св. отцов. Можно подойти тоньше, чтобы не получалось нелепицы. Как пример - ваша трактовка одного мнения, которую подкорректировал Наблюдатель: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=951.msg15803#msg15803. В данном случае нечто подобное происходит. Простите.
|
|
« Последнее редактирование: 10 Февраль 2012, 21:26:39 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #32 : 11 Февраль 2012, 11:15:58 » |
|
ответ Дениса по вопросу образования души и последующие сообщения Любопытного отделены в новую тему в раздел "антропология" http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1104.0
|
|
« Последнее редактирование: 11 Февраль 2012, 11:17:58 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
Offline
Сообщений: 53
Амбелокипиот
|
|
« Ответ #33 : 14 Февраль 2012, 14:50:30 » |
|
[Все Святые Отцы (ранние и поздние) говорят о том, что всё человеческое Бог Слово совершал вышеестественным оборазом, добровольно Себе попуская испытывать всё человеческое, а не принудительно как мы влекомые законами природы.
Здравствуйте, Денис! Я понял, что по вашему мнению, Христос все совершал вышеестественным-чудесным образом. Поэтому поводу у меня к вам два вопроса: 1) Поясните тогда о чем писал св.Г.Богослов, когда говорил, о законе естества (38 слово на Богоявление....)? 2) Обьясните пожалуйста механизм вышеестественного действия голода во Христе (о естественном механизме я в курсе)? Т.е. когда Христос (по вашему) включил голод, в конце, 40-ка дневного поста, чем это его состояние (физиология и т.д.) отличались от нашего? Только пожалуйста напишите своими словами без цитат св.отцов. Св.отцов нужно не только цитировать, а еще и правильно понимать. Вот об этом понимании я и спрашиваю. И кстати, когда отцы говорят о сверхьестественном рождении они говорят о том, что зачатие произошло без семени мужа (в реальности, т.е. естественно, так и бывает). Посмотрите первую главу от Луки там есть слово зачатие и у Златоуста посмотрите, например, и посчитайте сколько раз он употребляет слово зачатие? Всего доброго ! Жду ваших ответов с нетерпением.
|
|
|
Записан
|
Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #34 : 14 Февраль 2012, 22:45:55 » |
|
Я понял, что по вашему мнению, Христос все совершал вышеестественным-чудесным образом. Поэтому поводу у меня к вам два вопроса: 1) Поясните тогда о чем писал св.Г.Богослов, когда говорил, о законе естества (38 слово на Богоявление....)? 2) Обьясните пожалуйста механизм вышеестественного действия голода во Христе (о естественном механизме я в курсе)? Т.е. когда Христос (по вашему) включил голод, в конце, 40-ка дневного поста, чем это его состояние (физиология и т.д.) отличались от нашего?
Богочеловек всё человеческое совершал одновременно естественно и вышеестественно, так как в Нём один Божественный способ существования Его обеих природ по причине Единства Его сложной Богочеловеческой Ипостаси. Неукорные страсти в Богочеловеке не предваряли Его обоженной человеческой воли, но Он проявлял их только тогда когда хотел, а не был ими влеком насильно как мы простые люди. Об этом говорили все Святые Отцы (ранние и поздние). В частности, голод в пустыне Христос попустил в педагогических целях, чтобы поразить дьявола и научить нас как с ним бороться. Об этом очень хорошо сказано у свт. Иоанна Златоуста, блаж. Исихия Иерусалимского, преп. Ефрема Сирина. Когда Христоc принимал пищу, Он ел её также как мы, но мог всегда самовластно прервать в Себе голод точно также как мог его допустить в Себе в любой момент, а мог не есть всю Свою земную жизнь.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #35 : 14 Февраль 2012, 23:18:21 » |
|
Про голод и страсти лучше обсуждать в теме генезиса страстей. Но раз уж вопрос поставлен здесь, то попытаюсь кое-что добавить. Про искушение в пустыне не просто сказано, что не ел сорок дней, а сказано "постился". Смысл поста - создавать трудности, чтобы совершать усилия. Если отказ от еды не создает никакого напряжения, то это неуместно называть постом. "Взалкал" - это именно что "захотел" (проайресис - один из этапов волевого акта), это активное действие, не просто пассивное принятие природного течения внутренних событий. Типа "возлюбил", "возжелал". На мой взгляд, здесь не о природном чувстве голода, а о личном желании поесть. Это иное, чем голод. Это решение утолить голод каким-то путем, поиск конкретной возможности. А природное чувство голода - оно естественным образом всегда присутствовало во Христе. Когда организм растрачивал запасы, тогда тело реагировало соответствующе (ощущение голода всем знакомо, нет нужды описывать). Но можно ведь испытывать чувство голода, и при этом не хотеть есть (например, когда чем-то очень интересным занимаешься, игнорируешь "голодный зов природы" и тебя это не держит в плену - у детей часто так бывает). Быть голодным и хотеть есть - это разное. Первое - пассивно, второе - активно. Первое реализуется на уровне ощущения (на которое можно, в принципе, и не обращать внимания, если сильна другая, преобладающая, мотивация). Второе - это уже задействование ипостасного произволения. Богочеловек всё человеческое совершал одновременно естественно и вышеестественно Согласна. Естественное совмещалось в вышеестественным. В Нем обоженная воля, которая всегда, во все моменты алчет "хочу исполнить волю Отца". "Моя пища-творить волю Отца" - в этом качестве сатане вообще не подступиться ко Христу. Это разные, никогда не пересекающиеся планы бытия. Христос в норме (как правило) находится именно на этом высшем плане - такого рода Его голод. Но иногда спускается на наш, человеческий уровень, как бы проговаривая внутри Себя "хочу есть" в нашем человеческом смысле. Этот момент в Писании отмечен как "взалкал". Этим Христос вышел на пересечение с сатаной, дал ему подступиться.
|
|
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2012, 23:48:01 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #36 : 15 Февраль 2012, 14:54:55 » |
|
Смысл поста - создавать трудности, чтобы совершать усилия. Если отказ от еды не создает никакого напряжения, то это неуместно называть постом.
Елена, нельзя сравнивать вочеловечившегося Яхве и нас, простых людей. Для нас тяжело соблюдать пост, а Богочеловек его допустил свободно и мог всегда прекратить. Собственно, Он пошёл в пустыню, чтобы только во время поста и голода допустить к Себе дьявола и поразить его, доставив победу над ним нам и чтобы как Премудрый Педагог научить нас как бороться с сатаной. На мой взгляд, здесь не о природном чувстве голода, а о личном желании поесть. Это иное, чем голод. Это решение утолить голод каким-то путем, поиск конкретной возможности. А в чём вы видите разницу ? Желание поесть как раз вызывается чувством голода. А природное чувство голода - оно естественным образом всегда присутствовало во Христе. Когда организм растрачивал запасы, тогда тело реагировало соответствующе (ощущение голода всем знакомо, нет нужды описывать). Подобная мысь является еретической, так как вы говорите о приундительном влечении Христа законами природы. Так ложно считали несториане и Севир Антиохийский. Но Православие говорит о власти Христа как Владыки над законами естества. " Мы по природе алчем и жаждем и спим, — не по желанию, но являясь рабами естественной необходимости. Он же — не по необходимости, но добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил пять тысяч, и семью опять — четыре тысячи. Он Сам сказал: Никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу, полагаю ю (перифраз — Иоан. 10, 18). Никакой человек не может сделать этого, кроме одного только Христа". Свт. Кирилл Александрийский "Разговор с Несторием о том, что Святая Дева Богородица, а не Христородица"" Конечно, естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем, когда Он попускал плоти терпеть свойственное ей, а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его хотения. В самом деле, в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все — добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер". Преп. Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры. Книга 3"Сын Божий мог попустить в Себе голод, а мог не следовать Своему обоженному человеческому естеству точно также как Сын Божий допустил в Себе плач из-за смерти Лазаря и тут же самовластно прекратил его. Но можно ведь испытывать чувство голода, и при этом не хотеть есть Каким образом ?! (например, когда чем-то очень интересным занимаешься, игнорируешь "голодный зов природы" и тебя это не держит в плену - у детей часто так бывает). В этом примере у детей пропадает чувство голода по причине отвлечения каким-то делом.
|
|
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2012, 14:56:37 от Денис В.С. »
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #37 : 15 Февраль 2012, 16:13:11 » |
|
А природное чувство голода - оно естественным образом всегда присутствовало во Христе. Подобная мысль является еретической Почему? Я выше много раз оговаривала - что это происходило по Его постоянному попущению (которое можно условно назвать "правилом вочеловечения"). "Мы по природе алчем и жаждем и спим, — не по желанию, но являясь рабами естественной необходимости. Он же — не по необходимости, но добровольно (испытывал это). Ибо и пятью хлебами насытил пять тысяч, и семью опять — четыре тысячи. Он Сам сказал: Никтоже возмет душу Мою от Мене, но егда хощу, полагаю ю (перифраз — Иоан. 10, 18). Никакой человек не может сделать этого, кроме одного только Христа".
Свт. Кирилл Александрийский "Разговор с Несторием о том, что Святая Дева Богородица, а не Христородица"
"Конечно, естественные наши страсти были во Христе и сообразно естеству, и превыше естества. Ибо сообразно с естеством они возбуждались в Нем, когда Он попускал плоти терпеть свойственное ей, а превыше естества потому, что естественное во Христе не предваряло Его хотения. В самом деле, в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все — добровольное. Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер". Со всем этим согласна. Не вижу противоречий с тем, что высказывала выше. Моя мысль, что в области неукорных страстей во все моменты воплощения Христос "вольно-подвластен" природной необходимости. В любой момент может выйти из подвластности, но ни разу не использует эту свою божественную привилегию. "Сила мой в немощи совершается". "когда чем-то очень интересным занимаешься, игнорируешь "голодный зов природы" и тебя это не держит в плену - у детей часто так бывает"
- В этом примере у детей пропадает чувство голода по причине отвлечения каким-то делом. Вот именно. Природа не перестает нуждаться в пище, и все физиологические процессы идут накатанным порядком, но они перекрываются иным, "вышетелесным" интересом, отодвигаются и не навязывают задачи неотложного удовлетворения
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #38 : 15 Февраль 2012, 16:18:19 » |
|
Православие говорит о власти Христа как Владыки над законами естества. Всей душой с этим согласна. Его кеносис в том, что Он не пользовался имеющейся властью ради освобождения (хотя бы и временного) от неукорных страстей. Такое мое мнение. Пока считаю, что, скорее всего, так. Если вы докажете, что это не соответствует догматам - тогда буду думать дальше...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #39 : 15 Февраль 2012, 16:22:25 » |
|
А в чём вы видите разницу ? Желание поесть как раз вызывается чувством голода. Это разные этапы. Сначала ощущение голода, потом желание поесть.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Денис В.С.
|
|
« Ответ #40 : 15 Февраль 2012, 18:17:18 » |
|
Православие говорит о власти Христа как Владыки над законами естества. Всей душой с этим согласна. Его кеносис в том, что Он не пользовался имеющейся властью ради освобождения (хотя бы и временного) от неукорных страстей. Такое мое мнение. Пока считаю, что, скорее всего, так. Если вы докажете, что это не соответствует догматам - тогда буду думать дальше... Став по природе Человеком, Логос остался по природе Богом и соответственно имел в Своём человеческом естестве всю полноту Божественной природы. Как Человек Он действовал Божественно, Его человеческое действие всегда нераздельно соединено с Его Божественным действием. Из этого следует вывод, что Он всё всегда совершал Богочеловечески, а не человечески как мы. Именно так понимает кеносис Православная Церковь.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Иеродиакон Иоанн
Пользователь
Offline
Сообщений: 53
Амбелокипиот
|
|
« Ответ #41 : 08 Март 2012, 17:49:51 » |
|
Православие говорит о власти Христа как Владыки над законами естества. Всей душой с этим согласна. Его кеносис в том, что Он не пользовался имеющейся властью ради освобождения (хотя бы и временного) от неукорных страстей. Такое мое мнение. Пока считаю, что, скорее всего, так. Если вы докажете, что это не соответствует догматам - тогда буду думать дальше... Став по природе Человеком, Логос остался по природе Богом и соответственно имел в Своём человеческом естестве всю полноту Божественной природы. Как Человек Он действовал Божественно, Его человеческое действие всегда нераздельно соединено с Его Божественным действием. Из этого следует вывод, что Он всё всегда совершал Богочеловечески, а не человечески как мы. Именно так понимает кеносис Православная Церковь. Здравствуйте, Денис! Вы все так здорово здесь написали. Полностью согласен со всем изложенным вами в цитируемом мною сообщении. Только мне непонятно, как следуя этим вашим выводам можно прийти к мнению о том, что Христос был зачат 9-ти месячным младенцем? Ждал, ждал я ответа на ваши вопросы и видимо уже не дождусь. Хотя, признаюсь наблюдая ваши посты в сети это выглядит довольно странно. Исходя из чтения некоторых тем данного форума и тем на форуме Кураева, складывается впечатление (надеюсь, что я ошибаюсь), что вы взяли на себя нелегкое служение инквизитора и посему на право и налево раздаете «анафемы» несторианам и прочим еретикам. Вот только здесь есть одна проблема, суд инквизиции все же предполагает некоторое расследование, так что раз уж вы решились на такое служение то нужно уметь и обосновывать свою позицию, а не просто обличать. В этой теме я не буду подробно разбирать ваши посты, т.к. мне кажется, что ваша позиция по данному вопросу находится в стадии формирования. Но я очень советую вам прислушаться к тому, что написали здесь Елена и наш друг (по фото можно сказать, что это Боб Марли) из Армении. Дело в том, что своими утверждениями о зачатии в утробе Девы Марии девятимесячного младенца вы разрушаете все христианское благовестие. И кстати, если мы будем приведенные вами цитаты толковать в вашем же духе, то к глубочайшему сожалению мы неминуемо придем к тому выводу, что между св.отцами существовали противоречивые мнения по данному вопросу, что не есть гуд! А теперь цитирую св.Григория Богослова: « Правда, что Он (т.е. Бог Слово – мое примечание) был послан, но как человек (потому что в Нем два естества; так Он утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, и плакал – по закону телесной природы); а если и послан и как Бог, что из этого? Под посольством понимаем благословение Отца, к Которому Он относит дела Свои, чтобы почтить бестленное начало и не показаться противником Богу…» (Григорий Богослов. Собрание Творений. Том 1. Стр.642). В теме о генезисе страстей я буду давать этот текст более развернуто. Бог всего и владычествует над всем, а сам для Себя Он ни раб, ни Владыка. Мудрствовать и говорить таким образом глупо и даже нечестиво. Правда, Отца Он называет Богом своим, хотя Сам по естеству Бог и (рождается) из сущности Его, но мы знаем, что, пребывая Богом, Он стал и человеком, подчиненным Богу, по закону, которому подлежит естество человеческое. А Сам для Себя как Он может быть Богом или Владыкою? Итак, как человек и нисшедший до уничижения по внешнему состоянию, Он говорит, что вместе с нами Он подчинен Богу. Таким же образом Он стал под законом, хотя Сам изрек его и, как Бог, Сам есть законодатель." (Святитель Кирилл Александрийский "Послание к Несторию об отлучении") Подобных цитат можно приводить огромное количество, так что чудо состояло вовсе не в том, о чем вы говорите, а в том, что: «Итак, Бог Слово воплотился, восприняв от Богородицы начаток нашего состава — плоть, оживленную душею мыслящею и разумною, так что сама ипостась Бога Слова соделалась ипостасью для плоти, и прежде бывшая простою, ипостась Слова соделалась сложною — именно сложенною из двух совершенных естеств — Божества и человечества» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, Кн. 3, гл. 7). Всего доброго !
|
|
|
Записан
|
Амбелокипиотский скит имени пр.Нила Сорского, с.Рубань, Тульчинской епархии УПЦ МП
|
|
|
|