У Максима это состояние двоицы созерцателя и Созерцаемого описывается в Главах о любви, как второе состояние чистой молитвы:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".
Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".
В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:
"Признак второй, – когда в самом устремлении молитвы ум бывает восхищаем Божественным и безмерным светом, и совсем не чувствует ни себя, и ничего иного из сущих, кроме Единого, любовью содевающего в нем таковое озарение".
Здесь восхищение ума светом и озарение ума любовью - это не созерцание Света Святой Троицы, а именно естественное созерцание Единого. В этом состоянии ум "подвизаемый к уразумению словес о Боге, получает он чистые и светлые о Нем познания" или в переводе В.Петрова - "Тогда, двигаясь окрест логосов, которые относятся к Богу, ум воспринимает относящиеся к Нему чистые и явные отобразы Его".
В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:
Здесь у Вас "озарение" означает единение.
В вышеприведенном тезисе о чистой молитве, Максим говорит о восхищении ума. Так же термин "озарение" светом означает именно внешнее озарение Божественным светом просвещения в состоянии, когда ум различает двоичность, состоящую из созерцателя и созерцаемого. Озарение светом Максим относит к этапу, следующему за очищением, а единение со Светом - к этапу, следующему за озарением:
" …Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]" (Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1.16).
Здесь Максим различает следующие этапы: очищение-озарение-единение. То есть, для Максима термин "озарение" соответствует просвещению светом созерцания логосов сущих. И в этом тексте Максима ощущение или созерцание Единого означает втрое состояние чистой молитвы в тропосе естественного созерцания.
" …Кроткий же соблюдает заповеди, соблюдающий их очищается, очищенный озаряется, а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]" (Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1.16).
Здесь Максим различает следующие этапы: очищение-озарение-единение. То есть, для Максима термин "озарение" соответствует просвещению светом созерцания логосов сущих. И в этом тексте Максима ощущение или созерцание Единого означает втрое состояние чистой молитвы в тропосе естественного созерцания.
А здесь почему-то "озарение" -- созерцание логосов сущих. И для того, чтобы все это все совместить, Вам приходится придумывать диаду созерцание Единого-единение и диаду восхищение-вознесение (они, может, и имеют смысл на своем месте, только не по отношению к единению).
А на самом деле у МИ "озарением" здесь называется одно и тоже, созерцание Единого (=единение-обожение). А после единения-озарения он описывает следующие стадии обожения (о которых написано черным по белому и у прп. К. во многих местах), под общим названием "Брак":
"а озаренный удостаивается сочетаться [небесным] Браком с Женихом-Словом в сокровищнице тайн [небесных]".
Или у Вас единение, которое всегда описывается апофатически, носит какое-то конкретное содержание в виде "Брака"?:-)
Давайте не будем спорить бесконечно об одном и том же, а сосредоточимся лучше на изучении конкретных текстов. Вот у меня появился пер. Амбигв под ред. Беневича (могу прислать, если у Вас нет) и можем обсудить, насколько там хорошо переведена ключевая (в том числе и для нашего обсуждения) Амбигва про Монаду в сравнении с др. переводами. Мы уже частично начали эту тему обсуждать, когда обсуждали предыдущую статью Беневича