consensus patrum
19 Апрель 2024, 10:53:58 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 10
 41 
 : 05 Октябрь 2017, 19:58:24 
Автор Евгений - Последний ответ от Iohannes
Законным патриархом был Векк. Ложным - Григорий. Просто факт

 42 
 : 04 Октябрь 2017, 23:40:28 
Автор Евгений - Последний ответ от Денис В.С.
Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Или можно проще сказать: Бог Святой Дух сошёл и сходит энергийно.

 43 
 : 02 Октябрь 2017, 13:50:33 
Автор Евгений - Последний ответ от admin
Лжепатриарх Григорий Кипрский...

К Вам просьба - таких эпитетов, как "лжепатриарх", более не употреблять в адрес представителей восточной патристики, ну и вообще, по возможности воздержаться от резкостей.

 44 
 : 30 Сентябрь 2017, 11:27:54 
Автор Евгений - Последний ответ от Iohannes
Лжепатриарх Григорий Кипрский выдумал это противостояние на ипостасное исхождение и превечное воссияние, хотя по Отцам Церкви (например, свт.Василий Великий) воссияние — это родовое понятие, делящееся в Боге на два вида действия: рождение и исхождение. Сын воссиявает (=рождается) от Отца, и Дух воссиявает (=исходит) от Отца чрез Сына. Противопоставлять род виду можно, но только тогда, когда хотят сказать, что род выше вида и применяется синонимично к любому виду, входящему в состав данного рода. Рождение (вид) — это воссияние (род). Исхождение (вид) — это воссияние (род).

 45 
 : 25 Сентябрь 2017, 16:27:57 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Пятидесятница -- это непрекращающееся пребывание полноты Св. Духа в Церкви от схождения всецелой энергии Духа до Его ипостасного пребывания. Или можно сказать, что первое -- это полнота обожения в нынешнем веке, а второе -- полнота обожения в будущем веке (проявляющая себя и в нынешнем). Или -- это стадии одного и того же процесса обожения от познания сверхсущественного единства Божества (схождения всецелой энергии Духа) до включения во внутритроичную жизнь (ипостасного пребывания Духа в подвижнике).

Отцы говорят о разных стадиях, а их отождествление создает путаницу в терминологии между схождением всецелой энергии и ипостасным пребыванием. Иногда это делается для краткости.

Вот например, автор упомянутой статьи отождествляет здесь "излияние вовне" с "введением внутрь":

"Слово «излияние» как будто подразумевает «излияние вовне», на самом деле речь идет о том, что ипостасное «снисшествие» Святого Духа в Пятидесятницу и «излияние» всецелой энергии Божией на апостолов означает не выход Святого Духа вовне Пресвятой Троицы, а, наоборот, введение апостолов во внутритроичную жизнь" .

На самом деле, излияние вовне всецелой энергии Духа -- это одна стадия, а ипостасное пребывание Духа -- другая. Так как сначала "приклони небеса", а потом "сниде", то есть сначала небеса спускаются на землю и на человеческую природу сходит Божество. А потом уже "взыде на херувимы и лете, лете на крылу ветреню, и мрак под ногама Его", то есть покоящаяся в Божестве человеческая природа, которую Дух возносит на небеса.

И вообще во всем этом процессе -- совершающейся в Церкви Пятидесятницы -- отцы различают даже не две, а довольно большое количество стадий.

Если кратко.

Схождение полноты Даров Духа на Церковь. Небеса сходят на землю. Евхаристический Пир на небесах (которые на земле), приобщение всецелой энергии Божией, непрекращающаяся Пятидесятница, которую символизирует чин теплоты (Николай Кавасила). Трисиянное божественное сияние и божественный мрак, как покой плоти от всех созерцаний.

Вознесение Духом на небеса. С плотию в будущем веке (иногда и в нынешнем), духом -- в нынешнем ("на крылу вѣтреню взыдутъ и полетятъ въ срѣтеніе Господне, и тако всегда съ Господем будут").

Пребывание в Господе, в "нерукотвореннѣй скиніи , во святая святых, идѣже предтеча о насъ вниде Христосъ". Брачные чертоги и покой, Брак, вселение Христа. Обитель Св. Троицы.

 46 
 : 22 Сентябрь 2017, 19:30:52 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Согласен со всем сказанным. Так и я понимаю.
Свобода не в самой возможности выбора, это не свобода, а в избрании правильного действия, а это возможно только в Боге, когда воля человека добровольно следует воле Бога. Стать Богом по благодати и значит обрести такой ум у такую волю в себе, чтобы воля человека естественным и свободным её движением всегда сама собой не принудительно следовала воле Бога. Это и есть обретение человеком самовластия Бога. Только это и означает "быть Богом по благодати". Вот как этого состояния достичь? Вот вопрос ...

Как Вы обычно правильно говорите, только через любовь:-)
Но вообще вопрос обширный. Вот прп. Каллист (как никто другой более эксплицитно) пишет о явном для подвижника причастии Духу как о начатке такого обожения

 47 
 : 22 Сентябрь 2017, 19:06:16 
Автор Евгений - Последний ответ от Сергий
Согласен со всем сказанным. Так и я понимаю.
Свобода не в самой возможности выбора, это не свобода, а в избрании правильного действия, а это возможно только в Боге, когда воля человека добровольно следует воле Бога. Стать Богом по благодати и значит обрести такой ум у такую волю в себе, чтобы воля человека естественным и свободным её движением всегда сама собой не принудительно следовала воле Бога. Это и есть обретение человеком самовластия Бога. Только это и означает "быть Богом по благодати". Вот как этого состояния достичь? Вот вопрос ...

 48 
 : 22 Сентябрь 2017, 17:00:48 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
тем не менее Максим подчеркивает, что самовластие не упраздняется, а лишь приводится в соответствии с природой:

Да, я тоже так думаю. Самовластие не упраздняется, а становится полностью, неограниченно свободным. Поскольку Бог и те, кто в Нем, ограничены только Им Самим. Таков и был конечный замысел о человеческой природе в Боге

 49 
 : 22 Сентябрь 2017, 16:54:40 
Автор Евгений - Последний ответ от Евгений
Г. И. Беневич. "Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров"

Я уже приводил отрывок из этой статьи, важный для понимания проблематики обожения. Значительное место в этой статье отводится сглаживанию (кажущегося) противоречия в экзегезе Пятидесятницы в эпоху до Паламы и после него.

Кратко говоря, свт. Николай Мефонский учит об ипостасном схождении Духа на апостолов в Пятидесятницу, а после Паламы византийцы учат о том, что ипостась не причаствуема, причаствуема только энергия.

Понятно, что неприятели византийского богословия вообще рады любой возможности раздуть в нем даже мнимые противоречия, но автор статьи пытается их всеми силами сгладить, и ему это удается. Он подходит вплотную к самому правильному здесь, на мой взгляд, доводу, но почему-то прямо его не высказывает.

Кратко говоря, в позднюю византийскую эпоху учат о причастии в Пятидесятницу "всецелой энергией Божией, соответствующей жизни Самой Святой Троицы, т. е. рождению Сына от Отца, исхождению от Отца Святого Духа и предвечному воссияванию Святого Духа через Сына". Но ведь ипостась Духа и рассматривается (Николаем Мефонским в рамках терминологии сущность-сила-энергия) как «изводительная» энергия Отца. Поэтому сказать, что сходит "всецелая энергия Божия" (включающая обоживаемых во внутритроичную жизнь), -- это все равно, что сказать, что на обоживаемых сходит ипостась Духа.

Никакого противоречия нет и в помине. Византийцы в раннюю и в более позднюю эпоху говорят ровно об одном и том же, только в несколько разной терминологии.

Дух -- изводительная,а Сын -- породительная энергия Отца (см. примечание выше), и эти три (вместе с Отцом) Света образуют один (по утверждению прпп. Максима Исп. и Симеона НБ) Трисиянный, недоведомо проявляющийся в обоживаемых, "носящих явные черты божественного образа: ум и дух и слово", чтобы "то, что по образу, стало по подобию".

Cсылки см. в https://euhenio.livejournal.com/386891.html

 50 
 : 22 Сентябрь 2017, 15:56:11 
Автор Евгений - Последний ответ от Андрей Белоус
тем не менее Максим подчеркивает, что самовластие не упраздняется, а лишь приводится в соответствии с природой:

Из всего этого мы рассудительно приемлем по уподоблению только будущее, а не бывшее и погубленное, причастие благости достойными, поскольку то, чего мы чаем, есть и превыше всего сего, как сущее, по написанному, за пределами [возможностей] слуха и помышления (Ср. 1Кор.2:9). И, возможно, это и есть то подчинение, о котором говорит божественный апостол, что Сын покоряет Отцу тех, кто добровольно соглашается покориться, после чего, или по причине чего «последний враг испразднится смерть» (1Кор.15:26), [покориться] насколько это от нас зависит, то есть добровольно всецело уступив Богу самовластие (посредством коего соделав вход к нам, [смерть] утвердила на нас владычество тления) и управление тем, что полностью управляет [нами], перестать хотеть чего-либо, кроме того, что хочет Бог, как Сам Спаситель говорит, принимая на Себя отпечаток свойственного нам: «Обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф.26:30). И после Него божественный Павел, как бы отрицаясь самого себя и не сознавая боле, имеет ли он еще собственную жизнь: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.10:20).
   Пусть вас не потрясает сказанное. Ибо я говорю не об отмене самовластия, но скорее о расположении согласно природе, твердом и непреложном, то есть о сознательной уступке (εκχώρησιν γνωμικήν), дабы откуда имеем мы бытие, оттуда же желали бы получать и движение, подобно образу, восшедшему к своему первообразу (τό αρχέτυπον), и отпечатку печати, обыкновенно точно соответствующему оригиналу и не имеющему куда еще иным образом двигаться, да и не могущему. Точнее же и правильнее будет сказать: даже и пожелать не могущему, как восприявшему божественное действие, или, скорее, как ставшему в обожении богом и в большей степени наслаждающемуся исступлением, нежели тем, что в нем естественно пребывает или разумевается [т.е. тем, что может постигнуть благодаря природным свойствам своего ума], по причине победившей его благодати Духа, и показавшему себя имеющим одного лишь Бога действующим в себе, так чтобы во всем было одно лишь единственное действие – Бога и достойных [Его], вернее же – одного Бога, как всецелого [Себя] всецелым достойным [Его] благолепно соединившего9. Итак, настоит всяческая необходимость прекратить всякое самовольное движение по желанию чего-либо иного, когда последнее желаемое явилось и причаствуется, и невместимо, – скажем так, – вмещается сообразно силе причастников, и к которому устремляется вся жизнь и помышление возвышенного [ума]10, «и в котором останавливается всякое желание, далее же которого никуда не простирается, ибо и не имеет [куда], и к которому устремляется всякое движение [человека] ревностного, и у которого – успокоение всех бывших умозрений»11, – говорит блаженный этот учитель. Ибо тогда не будет даже ничего являемого вне Бога, или кажущегося противопоставляемым Богу, чтобы прельстило кого-нибудь уклонить к нему свое желание, поскольку все – и умом, и чувствами постигаемое – будет объято им в неизреченном Его явлении и пришествии, как не днем свет звезд и сами звезды при явлении солнца в великом и несравненном свете, от которого и то, что и они являются светом, скрывается, и что, вообще, существуют – делается непознаваемым для чувств.

Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 10
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!