"Сила безмолвия" не достигается собственными усилиями, а подается в дар (при содействии собственных усилий). А вот каковы должны быть эти усилия, можно видеть из того, что у "силы безмолвия" (вообще, у любого действия Духа) два основных аспекта (два способа символического описания). Это "огонь" и "вода" ("Огнь пришел Я воврещи на землю [сердца]" и "Из чрева [сердца] потекут реки воды живой" и мн. др. подобных мест в Писании).
"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.
"Вода" -- это бьющий из сердца источник мира, тишины и кротости, а "огонь" -- это бьющий из сердца источник любви к Богу, к людям и ко всему творению. Они, чередуясь, порождают друг друга. Из тишины рождается огонь любви ко всему творению, а из него -- преизбыток тишины и смирения. Как волны в океане Духа, по выражению прп. Каллиста.
А еще "огонь" и "вода" трактуется как дверь в рай ключ к нему, о чем повествуется в сочинении прп. Каллиста с говорящим названием:
Цитировать
"Рай духовный, или же божественные блистания, врата к которым — Слово Бога, а ключ, благодаря которому эти врата открываются и становится видимо то, что зрится в Раю, — Дух Святой, таинственно возводящий к двойственным видениям всякого созерцателя в Духе".
Любовь Божия открывает врата рая, а его созерцание усиливает действие любви.
Цитировать
"Душа не знает забот и попросту ни во что ставит всякое наслаждение, насмехается над всякой преходящей
славой, презирает любое богатство всеми своими порывами, входя обновленной стопою по благодати именно в такой рай. Ведь он — мысленный, а потому его можно полюбить, а потом, будучи любимым, он постигается умом, и вот так она [душа] услаждается, кружась в хороводной пляске, как установлено, побуждаемая то созерцанием, то святой любовью".
славой, презирает любое богатство всеми своими порывами, входя обновленной стопою по благодати именно в такой рай. Ведь он — мысленный, а потому его можно полюбить, а потом, будучи любимым, он постигается умом, и вот так она [душа] услаждается, кружась в хороводной пляске, как установлено, побуждаемая то созерцанием, то святой любовью".
Созерцаются же в раю, как струи упомянутого источника Духа, божественные энергии, как некие райские насаждения. И это важный вывод с точки зрения онтологии созерцаемого в аскетическом опыте у прп. Каллиста:
Цитировать
"А в раю произрастает множество разнообразных цветущих, плодоносящих и издающих благоухание растений, и всё это — справедливая высочайшая хвала Богу, предлагаемая как сладчайшее зрелище всем видящим: тем, кто в себе, как в раю, обладает этим и из самого себя исторгает, словно некие духовные растения, божественные энергии — которые беспредельны по величине и неисследимы по множеству, — и сам полон благодати и надмирного благоухания".